Если семья не может передать следующему поколению

Содержание
  1. Умудрённые сединой. Как старшее поколение может передать свой опыт молодёжи | Здоровая жизнь | Здоровье
  2. Вариант 2
  3. Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?
  4. Надо общаться
  5. Молчаливое поколение (1923-1943)
  6. Поколение Бэби – бумеров (1943-1963)
  7. Поколение X (1963-1984)
  8. Поколение Y (1984-2004) или “Миллениалы”
  9. Поколение Z (2004- ….) или Поколение ЯЯЯ
  10. Семейные традиции необходимо передавать из поколения в поколение, и вот почему – Телеканал «О!»
  11. Совместный досуг
  12. Совместные застолья
  13. Празднования семейных и личных событий
  14. Семейный фотоальбом
  15. Семейные реликвии
  16. Какие семьи решаются рожать больше и чаще
  17. Факторы многодетности
  18. Традиционные многодетные: поддержка среды
  19. Новые религиозные многодетные: вопреки образованию
  20. Планирующие многодетные: рациональный подход
  21. Формальные многодетные: новые союзы
  22. Многодетные в новом браке: вторая попытка
  23. Сетевой эффект

Умудрённые сединой. Как старшее поколение может передать свой опыт молодёжи | Здоровая жизнь | Здоровье

Если семья не может передать следующему поколению

  1. Сочинения
  2. 11 класс и ЕГЭ
  3. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?

Издревле сложилось так, что дети перенимают многие привычки и образ жизни родителей. Они учатся на их опыте, делают какие-то выводы, совершают похожие ошибки.

Так ли важно на самом деле принимать в расчет опыт предшествующих поколений? Я думаю, да, это просто необходимо для развития общества и каждой отдельной личности. Ведь даже в ходе истории учитывать ошибки предыдущих лет жизненно важно для страны.

Попробуем найти доказательства в произведениях художественной литературы.

Говоря о романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» хочется обратить внимание на семью Мармеладовых. Отец семейства пьет, его не заботит благополучие его жены и детей. Он живет в нищете и пропивает последние деньги. Дочь Мармеладова Соня понимает, что такая жизнь ничтожна.

И хотя девушка вынуждена стать представительницей низшей профессии, душой она чиста. Для нее понятия: совесть, раскаяние, прощение – не пустой звук. Именно такой опыт, какой был у Мармеладова помог Соне посмотреть на мир иначе, чем ее отец. Она много мечтает, мечтает о другой жизни, не похожей на жизнь ее родителей.

Я думаю, этот опыт оказал на личность Сони положительное влияние.

В произведении Анатолия Георгиевича Алексина «Безумная Евдокия» главная героиня Оля не посчитала нужным учитывать опыт учительницы Евдокии Савельевны.

Женщина выпустила не один десяток учеников, она знала, что главное не профессия, которую получил человек, не его таланты и материальное состояние, а человеческие качества, присущие ему.

Она всеми силами пыталась донести эту истину до Оли, но юная девушка не хотела воспринимать слова женщины всерьез и лишь окрестила ее безумной. Оле казалось, что учительница лишь поощряет серость и завидует таланту девочки.

Ее задевало и обижало то, что женщина не выделяет ученицу среди других, а ведь девочке так хотелось быть лучшей, быть единственной и неповторимой, чтобы все осознавали ее превосходство. Печально для Оли и ее семьи кончилось такое нежелание девочки уважать опыт учительницы – Оля за своим стремлением опровергнуть философию классного руководителя довела самого родного и близкого человека до сумасшествия.

В заключение хочется сказать, что каким бы ни был опыт старших – положительным или отрицательным, его необходимо учитывать. Никто не знает как сложится жизнь и в юношеском возрасте на многие вещи мы смотрим более остро и незрело. Так почему бы не поступить мудро и не начать учиться на ошибках других?

Вариант 2

Старейшины практически в любом обществе представляют собой независимый голос, который не связан с интересами конкретной нации, правительства или учреждения.

Они привержены делу поощрения общих интересов человечества и общечеловеческих прав человека.

Они также считают, что в каждом конфликте важно услышать все стороны — независимо от того, насколько неприемлемы или непопулярны методы некоторых из них.

Они нацелены на смелые действия, рассказывают трудные для принятия истины и отвергают табу. Они не претендуют на все ответы и подчеркивают, что каждый человек может изменить ситуацию и создать позитивные изменения в обществе. Именно в этом заключается ценность старшего поколения.

Конечно, тут следует сделать некоторую ремарку и понять возможность существования разных людей, условно говоря, достойных и не совсем. Для того чтобы рассмотреть этот аспект в обсуждаемом нами вопросе, следует обратиться к русской культуре.

На протяжении довольно длительного времени в России было понимание старцев и старости и эти термины существенным образом отличались.

Состариться может каждый, для этого не требуется прикладывать никаких усилий, для этого требуется просто жить и со временем приходит старость, но вот старчество, которое может рассматриваться как особая форма жизненной мудрости, является достижением только не многих людей, для овладения старчеством потребуется проявить собственное старание и некоторые усилия. На самом деле именно усилия и вдумчивое отношение к действительности тут являются определяющими факторами, но не количество прожитых лет.

Например, на Руси существовал такой термин как молодой старец, которым чаще всего называли молодого монаха или иного служителя церкви, который по возрасту мог быть моложе многих, но по разуму, по степени понимания действительности превосходил других.

Конечно, тут тоже могут быть различные ситуации, но, как правило, человек, который отрекается от простых благ ради чего-то более высокого, человек, который посвящает себя делу вневременному, такому как служение в церкви и нечто подобное, вероятнее всего, обладает некоторой мудростью.

Как правило, именно в старости обретается подлинное понимание некоторых истин, так как приходит осознание бренности и конечности человеческого бытия, через такую призму мир видится немного иным, появляется знание, которое ощутимо через собственный опыт и разумный человек обретает мудрость старчества, но такая мудрость доступна в любом возрасте, постижение этого зависит только от взгляда на действительность и стараний.

Поэтому опыт предыдущих времен нужно учитывать, но не для того чтобы повторять какие-то нередко пустые устои, но для того чтобы сохранять мудрость веков, мудрость времен. Акцент, конечно, нужно делать именно на мудрости, ради которой старались. В этом опыт предыдущих времен обладает огромной ценностью и потенциалом.

Декабрьское итоговое. 11 класс

Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?

(420 слов) Сегодня мир развивается все стремительнее и стремительнее, и то, что еще вчера казалось нам незыблемым и постоянным, завтра уже перестанет вообще кого-то интересовать.

В таких условиях сложно сохранять опыт предыдущих поколений, поэтому большая его часть осталась на музейных полках или вовсе ушла в небытие. Например, кто сейчас помнит, как варить мыло? А когда-то в СССР был такой дефицит, что в глубинке мыло приходилось делать самостоятельно.

Однако есть такие важные вещи, которые человечеству ни в коем случае нельзя забывать. К примеру, это опыт нацистской Германии, которая развязала самую кровавую войну в истории.

Люди тогда научились многому: запретили пропаганду нацизма и расизма, закрепили в законах права человека и др. Вот это мы никогда забывать не должны, чтобы никогда не повторить ошибку, которая стоила многих жизней.

Примеры, подтверждающие мою позицию, можно найти в романе Замятина «Мы». В этом произведении государство было построено по принципу подавления личности и полного контроля над ней. У людей не было индивидуальности и фантазии, они просто были винтиками одной системы, строили Интеграл и жили только национальной идеей.

В этой стране исчезли любовь и семья, не стало дружбы и других моральных ценностей, без которых мы не мыслим своей жизни. Но они не только мыслили, но и принимали это лишенное смысла существование, поэтому перестали быть людьми.

Уцелеть от тлетворного влияния новой системы удалось только тем, кто обращался к опыту предков в виде уцелевших музейных домов, старых вещей, повествующих о личном пространстве, несправедливо отнятом у граждан.

Человечность проснулась в главном герое лишь тогда, когда он пришел в такое место, которое навеяло атмосферу, вкус жизни предков и пронесло сквозь время социальный и бытовой опыт прошлых поколений.

Другой пример можно отыскать в повести Булгакова «Собачье сердце». Автор изображает образ нового человека, сотворенного революцией – искусственным вмешательством в ход истории. Метафорой такого вмешательства стал эксперимент Преображенского.

Глядя на невежественного, грубого и диковатого Шарикова, мы понимаем, что новому человеку не хватает связи с опытом предков, с их культурными, научными и социальными достижениями. Этот пришелец не знает, куда и зачем пришел, попусту растрачивает свой потенциал, а ведь он мог бы, подобно Ньютону, стоять на плечах гигантов и служить прогрессу.

Его же попытки качать права приводят лишь к деградации и «разрухе». Очевидно, что Шариковым и Швондерам, несмотря на весь их пафос, не выжить без Преображенских и их жизненного опыта.

Я думаю, опыт предков важен, ведь без него никто не сможет двигаться вперед и развиваться.

Невозможно каждый век изобретать велосипед, развязывать мировые войны и лишать человека права на духовную самобытность, ведь тогда цивилизация просто выродится в нескончаемом падении на граблях.

Чтобы этого не случилось, мы должны учитывать опыт предыдущих поколений.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Надо общаться

«Одна из основных проблем для пожилых людей – их низкая востребованность обществом.

Это проблема не только нашей страны, но и всего мира, – говорит социолог-демограф, член Общественного совета при уполномоченном по правам ребёнка, исполнительный директор Днест­ровско-Прутского информационно-аналитического центра Игорь Белобородов.

– Хотя есть и исключения, как, например, на Кавказе, где к мнению пожилых людей прислушиваются и они всегда могут делиться своим опытом. Благодаря этому они чувствуют свою нужность. Кстати, это один из факторов того, что на Кавказе продолжительность жизни больше».

В Приднестровье, где Белобородов проводит сейчас много времени, тоже придают большое значение тому, чтобы ветераны общались с детьми, делясь своим опытом. Происходит это неформально – во время культурных и общественных меро­приятий. Он считает, что и нам необходимо привлекать к общению с детьми героев труда, ветеранов боевых дейст­вий, известных спортсменов, людей искусства и т. д.

Но, к сожалению, отмечает социолог, в современном мире между разными поколениями существует большая дистанция, даже внутри семей. В результате пожилые люди не могут передать свой жизненный опыт. И это очень плохо не только для них, но и для молодых поколений.

«Мне очень нравится проведённый в Канаде социальный эксперимент, – рассказывает он. – Там интернаты для престарелых объединили с детскими домами. Благодаря этому пожилые люди, передавая свои знания и опыт ребятишкам, стали чувст­вовать свою нужность.

Это позитивно сказывалось на их психологическом состоянии и здоровье, а детям скрашивало сиротство и давало уроки жизни. Я сторонник того, чтобы у нас тоже появлялись похожие социальные комплексы, где сироты и дети из неблагополучных семей жили бы вместе с одинокими пожилыми людьми.

И те, выступая в роли наставников, отчасти выполняли бы функции бабушек и дедушек».

Мы привыкли думать, что разница в менталитете между поколениями сегодня огромна и тесный контакт мало возможен. Но это не так. «Отличия есть, но, как показывает опыт, общаясь, они начинают понимать друг друга, – уверен эксперт.

– Мы напрасно думаем, что пожилые безнадёжно отстали от молодёжи в компьютерных и цифровых сферах. На самом деле очень многие из них легко пользуются этими технологиями. Кстати, обмен знаниями может быть и двусторонним.

Думаю, курсы, на которых подростки помогали бы пожилым людям подтягивать компьютерные навыки, реально сближали бы разные поколения».

Источник: https://jiyuu.su/sochineniya/pochemu-otcy-vsegda-pouchayut-detej.html

В 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом (Neil Howe) и Вильямом Штраусом (William Strauss) была создана теория поколений. Согласно ей, каждые 20–25 лет рождается новое поколение людей, имеющих черты характера, привычки и особенности, которые выделяют их на фоне всех остальных и затем повторяются у будущих поколений.

На сегодняшний день выделяют следующие поколения (годы рождения указаны в скобках):

  • Величайшее поколение (1900-1923)
  • Молчаливое поколение (1923-1943)
  • Поколение Бэби – бумеров (1943-1963)
  • Поколение X (1963-1984)
  • Поколение Y (1984-2004)
  • Поколение Z (2004- ….).

Молчаливое поколение (1923-1943)

или Поколение Зимы.

Они родились перед самой войной, пережили все ее ужасы, видели, как воюют герои – рожденные в экономическую осень. Их семьи пострадали от массовых репрессий. Предназначение этого поколения – выжить и прославить тех, кто совершил подвиг. За зимой всегда приходит весна. Молчаливое поколение, вырастая, начинает экономический подъем.

Архетип – Герой. Поколение Героев рождается после Пробуждения, во время Спада, периода индивидуального прагматизма, уверенности в своих силах и невмешательства.

Герои растут как очень оберегаемые дети пост-Пробуждения, достигают совершеннолетия молодыми оптимистами, ориентированными на интересы группы, во время Кризиса, становятся энергичными и чрезвычайно уверенными в себе взрослыми и превращаются в политически-могущественных пожилых людей, встречающих очередное Пробуждение.

Поколение Бэби – бумеров (1943-1963)

или Поколение Весны. Такое название оно получило из-за послевоенного всплеска рождаемости. У представителей этого поколения высокий уровень патриотизма. Эти люди — оптимисты, им присущ командный дух и коллективизм. Для них важно помогать друг другу, трудиться вместе и сообща.

Они умеют делать практически любую ручную работу: отлично готовят, шьют, ловят рыбу, образованны и сведущи во многих науках. Многие из «бумеров» активны, ходят в фитнес-центры, осваивают гаджеты и путешествуют. А еще они, повторим, отличаются завидным здоровьем и энергичностью.

Архетип – Пророк. Поколение Пророков рождается к концу эпохи Кризиса, во время оживления жизни общества и консенсуса по поводу нового социального порядка.

Будучи детьми пост-кризисного периода, в юном возрасте Пророки избалованны, совершеннолетия они достигают молодыми эксцентричными предвестниками Пробуждения.

В середине жизни они сосредотачиваются на морали и принципах, а в конце жизни, на правах старейшин, руководят очередным Кризисом.

Поколение X (1963-1984)

или Generation X, Иксер, Поколение 13, Поколение Лета.

На это поколение повлиял значительный ряд важных событий: Афганская война, операция «Буря в пустыне», начало эры персональных компьютеров, первая чеченская война.

Поколения одиночек, нацеленных на упорную работу и личный успех. Это люди, которые с детства приучались к самостоятельности: сами делали уроки, собирались в школу, готовили себе обед и выполняли большинство дел без посторонней помощи.

Люди поколения Х, как правило, отличаются глобальной информированностью, технической подкованностью и самостоятельностью практически во всем. Чаще всего они предпочитают по 30–40 лет работать в одной и той же организации, накапливая опыт и поднимаясь с самой низкой ступени до начальников и директоров.

АрхетипСтранник. Поколение Странников рождается в эпоху Подъема, время социальных идеалов и духовных исканий, когда молодые люди яростно критикуют устоявшийся порядок.

Странники растут незащищенными детьми в период Пробуждения, достигают совершеннолетия в качестве отчужденных молодых людей эпохи пост-Пробуждения, становятся прагматичными взрослыми лидерами в Кризис и встречают старость после этого периода с большим запасом жизненных сил

Поколение Y (1984-2004) или “Миллениалы”

или Поколение Игрек, Поколение Питера Пена, Поколение Next, Сетевое поколения, Эхо-бумеры, поколение бумеранга, Поколение трофеев, Поколение Осени.

Миллениалы — люди, которых часто называют «поколением социальных сетей». Внешняя среда вокруг них менялась невероятно быстро, поэтому миллениалы не похожи на своих родителей. Престижная работа и карьерный рост не для них. Они не готовы работать на одну компанию много лет, предпочитают гибкий график и немедленное вознаграждение за проделанную работу.

Как правило, это энергичные люди, которые легко приспосабливаются, умеют выполнять работу в огромных объемах, постоянно стремятся к новым знаниям и развитию. Они понимают, что время движется быстро, поэтому не хотят быть узким специалистом, а развиваются в разных сферах одновременно.

Значительное внимание Миллениумы уделяют собственному комфорту. Для них самореализация выходит на первый план.

Характерная для этого поколения и теория «вечной молодости». Миллениумы пытаются до последнего оттягивать момент прихода этапа взросления. Такая ситуация связана с тем, что быть взрослым — значит брать на себя ответственность.

А это в планы Игреков не вписывается. Однако, такая тенденция свойственна этому поколению исключительно из-за того, что они видели все ошибки своих родителей, а потому просто отказывается быть ответственным за чье-либо будущее.

В общем, Игрек — это поколение вольнодумцев. Эдаких хипстеров. Они любят свободу, ценят её больше всего. Следят за современными трендами — в моде, еде и диджитал тенденциях. Гламурные тусовки, постоянный «движ» с единомышленниками — лучший вариант отдыха. Однако, отрицательной их характеристикой является то, что они хотят иметь всё и сразу.

Архетип – Герой. Поколение Героев рождается после Пробуждения, во время Спада, периода индивидуального прагматизма, уверенности в своих силах и невмешательства.

Герои растут как очень оберегаемые дети пост-Пробуждения, достигают совершеннолетия молодыми оптимистами, ориентированными на интересы группы, во время Кризиса, становятся энергичными и чрезвычайно уверенными в себе взрослыми и превращаются в политически-могущественных пожилых людей, встречающих очередное Пробуждение.

Поколение Z (2004- ….) или Поколение ЯЯЯ

или et Generation, Internet Generation, GenerationI, Generation М (от слова «многозадачность»), Поколение Зимы.

На их философское и социальное мировоззрение повлияли мировой финансово-экономический кризис, Веб 2.0 и развитие мобильных технологий. Представители поколения Z рассматриваются как дети Поколения Х, а иногда и как дети Поколения Y, то есть миллениалов.

Это поколение отличается абсолютным отсутствием четко определенной жизненной позиции. В отличие от всех их предшественников, Зеты не мотивируются ни деньгами, ни карьерным ростом. Более того, они совершенно не самостоятельны и постоянно нуждаются, чтобы кто-то указывал им на то, чем они должны заниматься.

Однако достаточно свободолюбивых, их нельзя принуждать к чему-либо. Ведь они никогда не будут делать то, чего не пожелают сами. Даже с детства, для них важно, чтобы к их мнению прислушивались. Любят учиться, быстро усваивают новые знания. Большие объемы информации не представляют для них никаких трудностей.

Подавляющее большинство знаний они получают из Интернет-ресурсов. Однако, здесь возникает проблема. Кругозор зетов достаточно поверхностный. За счет того, что они не видят смысла в школе или университете, они не получают базовых знаний и навыков.

Всё, что они узнают в режиме онлайн, несёт исключительно ситуативный характер. Несмотря на это, зеты отличаются своей невероятной многозадачностью и креативностью. Они обожают находить решения из сложных ситуаций и решать самые необычные задачи.

Достаточно негативные черты есть и в их характере. Они имеют склонность к капризам и истерикам, хотят, чтобы все было исключительно так, как скажут они. Имеют ярко выраженную наглость, эгоизм и нарциссизм (вспомним только культуру «Селфи»).

Поколение Ζ — это путешественники. Им не нужен комфорт, работа и деньги. Они стремятся ко всему новому и неизвестному. Поэтому, им будет безразлично где ночевать, на чем ехать (пусть даже автостопами), а чувство опасности — совсем отсутствует. Главное, это эмоции, которые они смогут пережить.

Достаточно часто зеты выступают против плохих привычек (курение, алкоголь), а также являются вегетарианцами. Верят в мир во всем мире, стремятся решать экологические и социальные проблемы.

Архетип – Художник. Поколение Художников рождается после Спада, во время Кризиса, когда серьезные угрозы упрощают социальные и политические сложные схемы в пользу общественного консенсуса, учреждений, занимающихся активной деятельностью, и этики и индивидуальности, принесенных в жертву.

Художников-детей чрезмерно оберегают взрослые, занятые Кризисом, они достигают совершеннолетия социализированными приспособленцами в пост-Кризисном мире, становятся взрослыми лидерами, ориентированными на активную деятельность во время Пробуждения и превращаются в рассудительных пожилых людей в эпоху пост-Пробуждения

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d6caf3c3d008800b6bd5daa/teoriia-pokolenii-5e26dbda118d7f00bcdc0c14

Семейные традиции необходимо передавать из поколения в поколение, и вот почему – Телеканал «О!»

Если семья не может передать следующему поколению

Преемственность поколений уже не в моде.

Современные родители хранят старые фотографии не в альбоме, а на электронных носителях, а новогодние открытки бабушкам и дедушкам теперь отправляют чаще всего с помощью мессенджеров, а не почтой.

Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина рассуждает, в чём главная ценность семейных традиций и почему их просто необходимо постараться сохранить.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Семейные ценности — это то, чем одна семья отличается от другой. Это семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение, в общем, то, о чём в семьях обычно даже не задумываются, принимая их наличие как данность.

Мы просто разделяем их вместе с остальными членами семьи или бунтуем против них.

Но прежде чем разделять или бунтовать, можно попытаться осознать, что есть такого именно в вашей семье, чем она связана, какими нитями и событиями вы переплетены между собой.

Полистайте семейный альбом вместе с детьми, а если его у вас вдруг нет — сделайте, расскажите детям о близких и далёких родственниках, задумайтесь, есть ли что-то похожее в их судьбах, отражается ли это в вашей судьбе.

Например, в нашей стране, прошедшей через многочисленные войны, есть много семей, из которых поколение за поколением «вымывало» мужчин: они уходили в партизаны, на одну, другую войну, мало участвовали в семейной жизни и воспитании детей. Такие семьи как будто неосознанно утратили ценность мужчин или же, наоборот, мужчины в них приобрели сверхценность, потому что в силу исторических событий в доме приходилось справляться без них.

Есть у нас и такая ценность, как интеллект и работоспособность. В таких семьях принято очень много работать и вкладывать всё оставшееся время в обучение. Того же требуют от детей, отдых рассматривается как абсолютно недостойное занятие, за которое может быть стыдно.

Наши семейные ценности передают из поколения в поколение общие смыслы существования, как эстафетные палочки, которые могут быть для нас как позитивными, так и негативными. Если в вашей семье есть замечательные традиции, которые вы мечтали бы передать своим детям, то это можно сделать через общение, действия или ваше поведение.

Семейные традиции — это повторяющиеся ритуалы, которые отражают наши внутренние ценности. Общие традиции соединяют семью, поддерживают, успокаивают, делают жизнь предсказуемой. Появляется желание возвращаться домой, принимать участие в жизни семьи, возникает ощущение большего смысла от происходящего.

Люди, в чьей жизни есть место для семейных традиций, в целом чувствуют себя счастливее. Поддержка, стабильность, понятность происходящего в мире особенно важна детям. Чем более стабильна семья, тем спокойнее и успешнее ребёнок.

Подумайте, какие традиции есть в вашей семье? Что передается из поколения в поколение, а что родилось почти случайно? Да-да, многие ритуалы возникают практически из пустяка и становятся традициями, потому что отвечают ценностям именно вашей семьи.

Вспомните, какие ценности отражают ваши семейные ритуалы. Например, традиция всем отправлять открытки на Новый год, звонить близким и далёким родственникам отражает ценность совместной поддержки: когда нас много — мы сильны, мы не одиноки.

Традиция общих застолий передаёт ценность соединённости, семейной силы.

Именно благодаря им ребёнок получает ролевые модели и способы, которые научат его правильно обходиться со своими чувствами, понимание того, может ли он рассчитывать на поддержку близких или надо справляться всегда самому.

Если вам кажется, что в вашей семье не так много семейных традиций, не беда. Соберитесь вместе с детьми или без них на семейный совет и поговорите о том, что важно для каждого их вас. Возможно, из этого разговора и родятся идеи новых традиций, которые будут поддерживаться вашей семьёй долгие годы.

Совместный досуг

Поход на пикник в тёплую погоду, прогулки в лесу или в парке, настольные игры дома, поход в кино или театр и обсуждение просмотренного, вечерние разговоры за чаем.

Совместные застолья

Раньше была традиция гостеприимства: гость пришёл — накорми. Считалось, что человек, разделивший с тобой трапезу, не может быть твоим врагом, держать на тебя зло. Посиделки на кухне с едой, чаем, обсуждение всего на свете с друзьями или членами семьи — русский вариант психотерапии.

Празднования семейных и личных событий

Дни рождения, Новый год, 8 марта, поступление в детский сад, школу — всё это поводы для сплочения, разделения и умножения радости для семьи.

Семейный фотоальбом

Семейный фотоальбом, создание генеалогического древа, герба семьи — возможность гордиться своими родными, их достижениями, историей, связью с корнями. Это даёт большую устойчивость каждому члену семьи.

Семейные реликвии

Рукописи, бабушкино кольцо или платье, патефон — эти семейные талисманы, «пустяки», которые защищают нас, передают нам послание предыдущих поколений, сообщают нам: «Каждый ценен для своей семьи, мира, и ты важен для своей семьи».

Как остановить передачу эстафетной палочки семейных устоев и ценностей, которые негативно влияют на вас и ваших детей? Главное, осознать, в чём состоит это влияние, и пробовать, насколько это в ваших силах, понемногу менять ситуацию.

Я знаю семью, в которой абсолютно не принято было отмечать детские дни рождения. Так было принято у родителей в семьях — и свой опыт они перенесли на своих детей.

Дети в этой семье иногда ходили на чужие дни рождения, но на свои дни рождения они получали какого-нибудь маленького недорогого зайку и слова: «Да, кстати, у тебя день рождения». Они были вечно обижены, постоянно выясняли отношения друг с другом.

В этой семье не ценились индивидуальные проявления, никто не поддерживал ценность друг друга.

Родители решили изменить эту ситуацию. Как-то они договорились вместе наряжать ёлку за два дня до Нового года, а потом — отметить детские дни рождения.

Они обсудили, как каждый ребёнок мечтал провести этот день, подумали, что они могут сделать все вместе для исполнения мечты. Нет, волшебства не произошло, но они почувствовали, что в семье стало теплее — и теперь они знают, что есть место, где их любят.

И, наверное, традиции именно для этого и нужны — помочь нам почувствовать, что есть на земле место, где тебя любят и ждут!

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9564

Какие семьи решаются рожать больше и чаще

Если семья не может передать следующему поколению

Социологи, опираясь на результаты опроса более чем 500 многодетных пар в трех федеральных округах России, выяснили, как респонденты решились на создание большой семьи.

Вариантов многодетности оказалось пять.

Среди факторов оказались ценностные — доверие между супругами и воцерковленность, социально-экономические — доходы и образование, а также сетевая поддержка — со стороны близких и друзей.

Факторы многодетности

Большинство семейных пар в России имеют одного или двух детей. Многодетных — то есть семей с тремя и более детьми — по данным Росстата, меньше 10%.

Но, чтобы население страны не убывало, нужно, чтобы на смену двум родителям приходили двое детей (суммарный коэффициент рождаемости (СКР) — среднее число рождений на одну женщину — должен превышать 2). Однако он составил в 2018 году лишь 1,6, хотя еще в 2015 году достигал почти 1,7.

До простого воспроизводства населения это довольно далеко. На этом фоне особенно примечательны многодетные семьи: как они принимают решение рожать больше и чаще?

Сразу оговоримся: меры поощрения рождаемости играют лишь роль стимулов, а не побудительного мотива завести еще одного ребенка. Материнский капитал, ссуды на жилье, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет и пр.

, — в целом работают (доля семей с двумя и более детьми подросла), но не так эффективно, как хотелось бы, и к тому же непродолжительно. Так, эффект от введения материнского капитала оказался небольшим: прибавка к 2011 году составила лишь 15 детей на 100 женщин репродуктивного возраста.

Зато «уплотнился» сам календарь рождений: женщины стали быстрее решаться родить следующего ребенка (которого они, как правило, и так планировали).

Десять лет назад многодетных семей было до 7%, а сейчас, как уже говорилось, их стало ближе к 10%. Некоторые исследователи заговорили и о ренессансе традиционной — многодетной — семьи.

Однако многодетность лишь отчасти связана с мерами пронаталистской политики. Ее причины, как указывают социологи, имеют отношение к бэкграунду родителей.

Помимо личных установок о желаемом числе детей, значима, например, предыстория: отношения между родителями респондента, число братьев и сестер.

Существуют семейные репродуктивные стереотипы, передаваемые из поколения в поколение, например: «детей должно быть двое» или «детей должно быть много». Важны и социокультурные факторы, например, уклад семьи (например, патриархальный).

Иван Павлюткин и Ольга Борисова проанализировали данные формализованного опроса жителей крупных городов ЦФО, СЗФО и ДФО, которым в среднем до 40 лет и у которых от трех до 16 детей, и сравнили их по пяти характеристикам:

Семейные отношения: уровень доверия в браке, отношения в семье — своей и родительской. Важно, был ли опыт развода: новые браки, по данным демографов, увеличивают рождаемость. Новый союз стараются укрепить общим ребенком.

Уровень образования. Чем он у женщин выше, тем больше рационализируется репродуктивное поведение, происходит планирование семьи. В целом эмансипация, интерес девушек к карьере и самореализации не только в семье отодвигает материнство и снижает число детей в семье.

Религиозность: частота посещения богослужений, религиозное воспитание в детстве. Религиозность, относящаяся к разным исповеданиям — как к православию, так и к исламу, влияет на рождаемость.

Социально-экономическое положение: оценка материального положения, статус занятости. Семьи нередко откладывают деторождение до тех пор, пока не сложатся материальные условия воспитания малыша, в том числе, финансовая стабильность.

Социальная сеть семьи: поддержка со стороны родительской семьи, многодетных родственников и друзей. Если есть уверенность в такой помощи, семьи легче решаются на многодетность.

«Многодетность можно представить в виде своеобразной системы координат, где на одном полюсе шкалы располагаются многодетность как следствие развода и создания новых отношений, а на другом — традиционная многодетность», — пишут исследователи. По итогам опроса они разделили респондентов на пять кластеров:

новые религиозные многодетные (самый объемный кластер, 212 семей);

планирующие многодетные (98 пар);

формально многодетные (92);

традиционные многодетные (53);

многодетные в новом браке (47).

Для большинства опрошенных брак — единственный, опыт развода был примерно у четверти. Семей священнослужителей в выборке лишь 12. Степень религиозности респондентов разная: у примерно половины — невысокая (ходят в храм раз в год), треть бывает на богослужениях ежемесячно и чаще. Диплом вуза есть у 52% женщин и меньше, чем у половины мужчин (44%). 

По социально-экономическому положению между кластерами сильные контрасты.

Почти четверть семей живут в достатке (могут позволить себе дорогостоящий отпуск и автомобиль), а 16% ограничивают себя даже в ежедневных расходах. В половине случаев женщины не работают.

Примерно пятая часть мужчин — на посту руководителей. Таким образом, многодетные семьи очень разные по доходам и по статусу родителей.

Традиционные многодетные: поддержка среды

В этом кластере самые стабильные семьи — с единственным браком и доверительными отношениями. В более чем половине случаев супруги полагаются друг на друга во всем. Рожают много и часто: почти у половины более шести детей, у примерно трети — семь и больше. Средняя разница в возрасте детей минимальная: меньше двух лет.

Это самый религиозный кластер. Больше половины посещают богослужения ежемесячно, а почти у четверти женщин есть опыт религиозной социализации: их водили в храм с детства. Вместе с тем, семей священнослужителей здесь мало: лишь 11%.

Для многих многодетность — «наследственная»: почти 80% росли в семьях с как минимум двумя братьями/сестрами.

Социально-экономическое положение — не лучшее: менее 40% имеют высшее образование, достаток невысок, многие вынуждены брать в долг. Половина женщин этого кластера не работают.

Исследователи объясняют многодетность в этом кластере, во-первых, следованием родительскому примеру, а во-вторых, воцерковленностью: влиянием религиозных ценностей и образа жизни.

Не случайно 60% респондентов — репродуктивные «фаталисты», которые отвергают планирование семьи и считают, что в деторождении «надо положиться на Бога».

На фоне дестабилизации института семьи в России такие пары выглядят «редкими островками стабильности, возможными только в условиях поддерживающей социальной среды», отмечают исследователи. В окружении респондентов немало многодетных пар, которые могут оказать им помощь.

Но информанты и сами готовы помочь: 90% мужчин и женщин задействованы хотя бы одной организации по поддержке семей с детьми.

«Подобная семья оказывается сама по себе социально генеративной, способной к созданию социальных благ, и может выступать не только реципиентом, но и донором», — поясняют исследователи.

Новые религиозные многодетные: вопреки образованию

В этой группе браки тоже крепкие, а достаток повыше. Доля довольных своим материальным положением — самая высокая среди всех кластеров: почти 28%.

В целом это самый большой и парадоксальный кластер. В нем больше всего закончивших вузы — 57% женщин и 47% мужчин. «При высоком уровне образования, который обычно соответствует семьям с малым количеством детей, кластер представлен семьями более чем с тремя детьми», — пишут исследователи. А 40% воспитывают четырех и более детей. Средний интервал рождений — довольно небольшой: 3,5 года.

Объясняющий фактор и здесь — религиозность. Она «преодолевает негативное влияние прочих факторов и способствует многодетности», комментируют авторы. Не случайно этот кластер занимает второе место по воцерковленности. 40% пар в свое время обвенчались. Почти столько же регулярно посещают богослужения, хотя в детстве не ходили в храм. То есть их воцерковление было сознательным решением.

На выбор в пользу многодетности, по-видимому, повлияло погружение в церковную социальную среду.

У представителей этого кластера еще более широкий круг общения, чем у традиционных многодетных. Срабатывают не только родственные связи, но и отношения с друзьями и коллегами: к ним можно обратиться за помощью.

«Эффект социальной среды в этом случае явно выражен, поскольку, по сравнению с традиционными многодетными, пары в этом кластере не имеют такого опыта жизни в многодетной родительской семье и большого количества многодетных родственников», — поясняет Иван Павлюткин.

Планирующие многодетные: рациональный подход

Это самый возрастной кластер: 70% женщин — старше 36 лет. В семьях обычно по трое детей, а с учетом возраста матерей вряд ли будет больше. Показателен большой интервал рождений: шесть лет. Он говорит о том, что многодетность — следствие длительных отношений супругов. Обычно риск распада семьи повышается к моменту шестилетия ребенка, а новый малыш помогает укрепить брак.

«Если оценивать этот кластер по признакам религиозности, то он окажется одним из самых секулярных», — подчеркивает Павлюткин.

В этих семьях в принципе рационально подходят к деторождению. Пары учитывают материальные условия (обычно у них средний достаток, но есть возможность откладывать деньги; пары высоко оценили и материнский капитал), шансы помощи родственников и возраст старших детей.

Удобно, если младший ребенок рождается тогда, когда его братья/сестры уже пошли в школу и стали более самостоятельными.

Длинные интервалы между рождениями и небольшое число детей при стабильной экономической ситуации семьи «указывают на важную роль планирования рождений», поясняют исследователи.

Формальные многодетные: новые союзы

Большая семья может быть связана со вторым браком, рождением общего ребенка — при том, что есть дети от предыдущих отношений. Средний интервал рождений — чуть менее шести лет. У большинства трое детей.

В этот кластер попали также пары, которые имеют детей от прежних союзов, но не родили общего ребенка. В этом случае многодетность возникает как результат «складывания» детей из разных браков обоих супругов, поясняет исследователь.

Уровень достатка — ниже среднего, они чаще других берут в долг. Многодетность отчасти задана примером родителей: многие мужчины росли в окружении братьев и сестер.

Однако поддержка со стороны родителей при появлении третьего ребенка для респондентов была малоощутима, что, впрочем, характерно для семей с повторным браком (равно как и пониженные показатели доверия между супругами по сравнению с «безразводными» кластерами).

В этом кластере к деторождению тоже подходят рационально. Больше трети считают, что для рождения детей должны быть достаточные материальные условия. Однако по религиозности этот кластер обгоняет следующий. Доля женщин, регулярно посещающих богослужения, — выше четверти.

Многодетные в новом браке: вторая попытка

В этот кластер включены и те, кто формально многодетный (был развод, в трети случаев — у обоих супругов), и те, кто имеет пять и более детей, причем матери довольно молодые. «Пятеро по лавкам» — у более чем четверти пар, причем возраст детей достаточно близкий: интервал рождений — три года.

Это самый молодой кластер: 60% женщин — от 22 до 35 лет. Мужчины постарше. Средняя разница в возрасте между супругами ощутимая: 4,5 года. Представители этого кластера по сравнению с предыдущим больше ценят семью. Первый брак у них был менее продолжительным, и детей рожали, в основном, уже во втором браке.

Уровень образования супругов довольно невысок: лишь 45% женщин и 40% мужчин заканчивали вузы. Уровень достатка — повыше, чем у формально многодетных: удается делать сбережения в конце месяца (как и планирующим многодетным). Из мер поддержки семьи этот кластер высоко оценил льготы при посещении детских садов.

Представители группы не особенно религиозны: в нем больше женщин и мужчин, которые вообще не ходят в церковь (почти четверть и около 40% соответственно).

Сетевой эффект

Многодетные семьи, связанные с новыми браками, сложно четко разграничить по кластерам, уточняют исследователи: недостаточно данных для объяснения их специфики. Но на фоне большой доли разводов в России такие типы семей встречаются все чаще. А вот традиционные многодетные семьи — с единственным браком и настроем на большую семью — стали редкостью.

Но больше распространены пары, которые планируют детей, потому что рассматривают рождение нового ребенка, в том числе, в качестве инструмента укрепления брака. В таких семьях редко бывает больше трех детей.

Самый примечательный кластер — новые религиозные многодетные, которые имеют большую семью, в некотором смысле, вопреки.

Их образование, доходы и отсутствие религиозной социализации должны были бы повысить рационализацию деторождений. Но этого не произошло.

«Причиной тому является религиозность, выраженная в социальных сетях и взаимодействиях», — пишут авторы. Она и преломляет действие рационализирующих факторов.

Тем самым, роль социального окружения оказывается действенной вне зависимости от многих других показателей. Социальные отношения «как реальный способ преодоления неопределенности, образец поведения и ресурс помощи представляют собой действительно интересный признак при анализе факторов многодетности», заключают исследователи.
IQ

Авторы исследования:

Ольга Борисова, научный сотрудник лаборатории «Социология религии» ПСТГУ

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-10089). Организация выполнения проекта — Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 14 ноября, 2019 г. Социология Статья демография дети рождаемость семья

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/317281401.html

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: