Если ребенок левша маленькие подсказки для родителей

Содержание
  1. Ребенок левша. Что делать с этой особенностью?
  2. Причины доминантности левой руки.
  3. Тест “Как определить, что Ваш ребенок левша?”
  4. Психологические особенности леворуких детей:
  5. Особенности обучения:
  6. Нужно ли переучивать?
  7. Советы родителям:
  8. В леворукости ничего плохого нет, а наоборот, пытаясь переучить своего малыша можно нанести ему вред. Конечно, ребенку левше немного сложнее адаптироваться к некоторым условиям окружающего мира, но Ваша поддержка и забота непременно поможет сделать это быстрее!
  9. Если ребенок левша
  10. Левша или правша?
  11. Почему он такой?
  12. К чему может привести переучивание?
  13. Плохо ли быть левшой?
  14. Как вести себя родителям?
  15. Ребенок-левша: 10 советов родителям
  16. 1. Напоминайте о том, какая рука – правая, а какая – левая
  17. 2. Не заостряйте внимание на том, что ребенок – левша
  18. 3. Приучайте использовать обе руки
  19. 4. Не торопите маленького левшу
  20. 5. Повторяйте и закрепляйте знания
  21. 6. Организуйте учебное пространство под левшу
  22. 7. Обучайте ребенка-левшу по схемам и правилам
  23. 8. Повторяйте школьный материал дома
  24. 9. Уделите внимание письму
  25. 10. Используйте закладку при чтении
  26. Ребёнок-левша идёт в школу: что нужно знать родителям и учителям
  27. 1. А он точно левша? Может, переучить будет нелишним?
  28. 2. Сажать ребенка слева можно, но не на 11 лет
  29. 3. Вы сможете помочь ребёнку, взяв руку в руку. Хороший учитель — тоже
  30. 4. Левше не нужны специальные прописи
  31. 5. Левша — не значит неаккуратный почерк
  32. 6. Левши пишут по написанному, от этого сильно пачкается ребро ладони
  33. 7. Дети-левши — не будущие гении, а обычные дети
  34. Ребенок левша — что нужно знать
  35. Основные причины леворукости у детей
  36. Как развивать ребенка левшу
  37. Как обучать левшу чтению и письму
  38. Советы родителям леворуких детей
  39. Как нельзя себя вести с ребенком левшой
  40. Что нужно делать, воспитывая левшу
  41. В заключение
  42. Почему ребенок левша? Или какие причины появления леворуких детей
  43. Как точно определить, что ребенок левша или правша?
  44. Психологические особенности леворуких детей
  45. Леворукий ребенок в школе и дома
  46. Что нельзя делать?
  47. Что стоит делать, если ребенок левша?
  48. Великие люди левши

Ребенок левша. Что делать с этой особенностью?

Если ребенок левша маленькие подсказки для родителей

В мире насчитывается 10-17 % леворуких людей. Это происходит из-за особенностей развития головного мозга. У них более активно правое полушарие, отвечающее за творчество, воображение, интуицию. Такие дети, как правило, творчески одарены. Но возможна задержка развития речи.

! Кстати, встречаются дети, одинаково владеющие как левой, так и правой рукой и называют их амбидекстрами.

Причины доминантности левой руки.

-генетическая предрасположенность;

-поражение левого полушария;

-вынужденная (из-за травмы)

Тест “Как определить, что Ваш ребенок левша?”

Понять, что Ваш малыш левша можно в возрасте от 3х до 5 лет. Более достоверная информация с помощью этого теста, будет получена, только если ребенку исполнилось 5 лет. До этого доминантность правой или левой руки может меняться.

1. Пальцы рук цепляем в замок. Если сверху будет большой палец левой руки, пишем Л, если правой П.

2. Прицеливаемся в воображаемую мишень. Если ребенок закрыл правый глаз пишем на листе бумаги букву П, если левый, то Л.

3. Скрестите руки на груди. Если сверху будет правая рука пишем на листе букву П, если левая, то Л.Аплодисменты.

4. Леворукие дети обычно бьют левой рукой о правую (пишем Л), если наоборот правой по левой руке, пишем П.

Если вы записали на листе ПППП, то ребенок на 100% праворукий, если ЛЛЛЛ, то соответственно он 100% леворукий.

Если в ответе присутствуют 2 буквы, то можно увидеть процент доминирования одного из полушарий головного мозга.

Психологические особенности леворуких детей:

-проблемы с речью (начинают говорить позже, сложными предложениями);

-плохо ориентируются в пространстве (путают лево – право);

-плохо ориентируются во времени (могут долго воспринимать изображение на часах в зеркальном отражении);

-талантливы, хорошо развито образное мышление (среди леворуких людей много музыкантов, художников, актеров и т.д.);

-эмоциональные и легко ранимые, пессимистически настроенные;

-быстро адаптируются к необычным условиям;

– хорошо развита интуиция.

Особенности обучения:

– необходимо учитывать, что из-за повышенной эмоциональности такие дети быстро утомляются;

-с трудом учатся шаблонным действиям (чистить зубы утром и вечером, заправлять постель);

– возможны проблемы с написанием букв и цифр (чтобы избежать этой проблемы, попробуйте приобрести специальные для левшей ручки, прописи, ножницы и т.д.);

– больше уделять времени в процессе обучения чтению, письму и счету. (возможные проблемы: замедленный темп письма, зеркальное написание букв и цифр, плохой почерк).

Нужно ли переучивать?

Этот вопрос в настоящее возникает у многих родителей леворуких детей. Еще не так давно в советском союзе в первом классе ребенка с доминантной левой рукой обязательно переучивали.

Почему нельзя этого делать:

– происходит вмешательство в механизмы работы мозга. Ведь ребенок таким родился переучив его, особенность работы мозга не изменится;

– переучивание может затормозить нормальное развитие ребенка;

– у детей переученных из левши в правшу могут возникать невротические симптомы (бессонница, головные боли,нарушение аппетита, раздражительность,вялость, заикание, энурез и т.д.);

– обучение дается переученным левшам гораздо сложнее.

Советы родителям:

– первый и самый главный соает НЕ ПЕРЕУЧИВАЙТЕ доминантность руки, примите ребенка таким, какой он есть;

– правильно организуйте рабочее место за столом (свет должен падать с правой стороны);

– по возможности приобретите специальные прописи, ручку, ножницы, ложку и другие приспособления;

– не акцентируйте внимание, что ребенок не такой, как другие;

– выполняйте специальные упражнения на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики пальцев рук;

– по возможности изучите программы развития и обучения для леворуких детей;

– особое внимание уделите правилам перехода через дорогу (100% левша сначала смотрит налево, и только потом на право);

– учитывайте психологические особенности леворуких детей;

– не предъявляйте завышенных требований и не пытайтесь вырастить гения.

Известные в мире люди с доминантной левой рукой:

Александр Македонский, Наполеон, Чарли Чаплин, Аристотель, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Джулия Робертс, Николь Кидман, Анжелина Джоли, Гай Юлий Цезарь, королева Виктория, Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен и другие.

В леворукости ничего плохого нет, а наоборот, пытаясь переучить своего малыша можно нанести ему вред. Конечно, ребенку левше немного сложнее адаптироваться к некоторым условиям окружающего мира, но Ваша поддержка и забота непременно поможет сделать это быстрее!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/rebenok-levsha-chto-delat-s-etoi-osobennostiu-5dd2eb4f34bb0473996327f7

Если ребенок левша

Если ребенок левша маленькие подсказки для родителей

Не найдется, наверное, такой мамы, которой хотя бы раз в жизни не пришлось забирать из левой руки своего малыша ложку или карандаш и перекладывать в правую. Раза после третьего может посетить легкое беспокойство: а не левша ли он?

Вы знаете, сколько на планете левшей? Каждый десятый! Это очень много. Но этого недостаточно, как выясняется, для того, чтобы левша чувствовал себя легко и свободно в нашем мире — мире правшей.

Ведь практически весь мир приспособлен под нужды правшей: перилла, дверные ручки, ножницы, ключ зажигания в машине, сотовые и обычные телефоны, клавиатура и мышки для компьютера — все, буквально каждая мелочь приспособлена для праворуких людей. А что делать левшам?

Левша или правша?

Для начала родителям следует определиться — левша или правша их ребенок. Лет до 4-х дети могут в равной степени пользоваться обеими руками, и на этом этапе развития не стоит слишком активно навязывать пользование правой рукой.

Если после пяти попыток ребенок упорно продолжает держать ложку или карандаш в левой руке, то следует оставить попытки переучивания и попристальней понаблюдать за малышом: какой рукой он пользуется чаще? Левой или правой он открывает двери, водопроводный кран, водит машинку по полу, в конце концов, ковыряет в носу и чешет макушку.

Если он активнее пользуется левой рукой — он леворукий. Но леворукость это только «половинка» от левши. Человек может быть леворуким, но не быть левшой в полном смысле этого слова.

Существует такое понятие как левшество — когда у человека в принципе левая сторона тела более развита и используется активней, чем правая, что обусловлено доминантой правого полушария. Если же ребенок одинаково успешно пользуется обеими руками, то это называется амбидекстральность — обоерукость.

Почему он такой?

Установлено, что имеет место наследственная предрасположенность к левшеству: если хотя бы один родитель левша, то у ребенка в 12 раз выше шансов родиться левшой.

У детей, перенесших на раннем этапе развития травмы головного мозга, особенно левого полушария, так же выше шанс стать левшой. И еще одна своеобразная причина — подражание.

Если в окружении ребенка есть левша, то малыш может подражать этому человеку, не являясь при этом «природным» левшой. Так стоит ли их переучивать?

Первое и вполне естественное желание родителей — переучить «не такого» ребенка. Собственно, еще лет 30 назад ни у родителей, ни у педиатров даже не возникло бы сомнений по этому поводу, рецепт был один — переучивать. Однако не все так примитивно.

Ведь левша это не просто человек, который лучше управляет левой рукой.

У истинных левшей не только левая рука более развита, лучше работает, и является ведущей, но и все левосторонние органы лучше работают: левый глаз лучше видит, левое ухо лучше слышит, левая нога делает более широкий шаг, чем правая, и она же является толчковой — с нее истинный левша начинает движение,  левая почка развита лучше и так далее. Таких людей называют «правополушарными» — поскольку у человека связь между стороной тела и отвечающим за ее функционирование обратная, то у правшей лучше развито левое полушарие, а у левшей соответственно правое. И переучивать левшу равнозначно серьезному вмешательству в его нервную систему, психику, мозг. Поэтому, если причиной пользования левой рукой является баловство или подражание, то переучить можно и даже нужно. А вот если это обусловлено особенностями развития мозга или травмой, то переучивать таких малышей категорически не рекомендуется.  Это тоже самое, что переучивать правшу на левшу.

К чему может привести переучивание?

Переучивание таких детей вызывает сильнейшее психофизиологическое напряжение, что в свою очередь приводит к самым разным нарушениям в развитии ребенка.

Насильственное переучивание истинного левши приводит к очень тяжелым невротическим реакциям организма: энурез, заикание, нервные тики, эмоциональная неустойчивость, задержка и отклонения в развитии речи и моторики, нарушения сна, головные боли, быстрая утомляемость, нарушения  аппетита и пищеварения — далеко не полный перечень последствий переучивания левшей.

Плохо ли быть левшой?

Прежде всего — левша это не приговор. Как каждое явление, левшество имеет свои плюсы и свои минусы.

У левшей в большей степени, чем у правшей, развита интуиция, они воспринимают картину или явление в целом, умеют находить нестандартные решения и часто этим «обыгрывают» правшей. Левши легче приспосабливаются ко всему новому, будь то рабочий коллектив или климат другой страны.

Они предрасположены более к творчеству, чем к точным наукам, среди выдающихся деятелей искусства большое количество левшей: Роден, Пикассо, Да Винчи, Микеланджело, Тулуз-Лотрек, Рафаэль, Рубенс, Чарли Чаплин, Анджелина Джоли, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Том Круз — все эти люди левши. Последнего, кстати, переучивали, и долгое время он был вынужден лечиться от дислексии, нарушения, при котором у человека снижается способность овладевать чтением.

Но при этом левши испытывают затруднения во время учебы, и особенно при овладении письмом. Трудности начинаются еще с того времени, когда ребенок учится говорить. В дальнейшем, если верить статистике, у левшей в 2,5 раза чаще возникают проблемы с учебой.

Отчасти это объясняется тем, что обучение в средних школах полностью ориентировано на правшей, отчасти — имеющимися особенностями нервной системы и психики. Детки-левши гораздо тяжелее усваивают понятия, характеризующие положение в пространстве: право-лево, верх-низ, по и против часовой стрелке. По этой причине им тяжело дается все, что связано с упорядочением.

Их тяжело научить писать в одну строчку, без отрыва руки, они дольше запоминают порядковый счет, изображения на их рисунках не имеют композиции, располагаются хаотично, могут наезжать одно на другое.

Поскольку мир левши это «все наоборот», то такие детки часто пишут зеркально — начинают слово с его последней буквы, могут писать цифры и буквы перевернутыми, отзеркаленными, а читают снизу вверх справа налево. Для того чтобы научиться писать и читать правильно, им требуется больше времени, чем правшавм, отсюда — отставание в учебе, низкая успеваемость.

Считается, что к 10 годам эти явления должны исчезнуть. Если зеркальность и дезориентация в пространстве сохраняется в более старшем возрасте, то рекомендуется проводить коррекционные занятия с таким ребенком. Но самое главное, что должны помнить родители, бабушки и дедушки — неумелое переучивание только усугубляет ситуацию.

Эмоциональное состояние левшей тоже отличается от эмоционального состояния правшей.

Как показывают исследования, проведенные в Мичиганском университете, левши в большей степени склонны к пессимизму, негативному восприятию окружающего мира, они в большей степени подвержены эмоциональной неустойчивости, различным страхам, тревогам, они нерешительны, быстрее утомляются, отличаются пониженной работоспособностью, но при этом у них сильнее развита совестливость, они более чувствительны и впечатлительны.

Как вести себя родителям?

Прежде всего, исходя из повышенной чувствительности и ранимости таких детей, родителям следует тщательно следить за тем, чтобы леворукость их ребенка не вызывала у них раздражения и гнева. Психологи говорят, что левши требуют в три раза больше внимания и терпения от родителей.

Детишки-левши понимают, что они отличаются от большинства детей,  они и хотели бы быть «как все», но у них это плохо получается. У малыша может развиться комплекс неполноценности, боязнь школы, боязнь неудач. Конечно, очень важно выбрать понимающего суть проблемы педагога, у которого хватит терпения и мудрости найти подход к левше.

В частности — учитель должен быть знаком с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения о снижении требований к «правильности» почерка леворуких детей — для них считается допустимым вертикальное написание или наклон букв влево, а так же запрет на требование безотрывного письма от левшей.

Не стоит отдавать таких детей в классы с повышенной нагрузкой, с углубленным изучением предметов, потому что они могут не справиться с программой. Левашам противопоказаны всякого рода классы и учебные заведения с требованиями жесткой дисциплины и соблюдения уставного порядка: суворовское училище и кадетские корпуса не для них.

Для таких детей полезны занятия теми видами спорта, в которых одинаково задействованы обе руки: плавание, лыжи, футбол, баскетбол. На них хорошо влияет лепка, игра на пианино, конный спорт, вязание на спицах, плетение из ниток (макраме).

Ни в коем случае в семье не должно звучать сожаление по поводу особенности вашего ребенка. Не говорите ему, что быть левшой плохо, что ему не повезло и тому подобное.

Установка должна быть только на успех: ты можешь, ты сделаешь, ты молодец! В идеале вообще лучше не акцентировать на его леворукости.

Если ребенок переживает по этому поводу, то приводите ему в пример великих людей-левшей, которым их особенность не помешала достичь большого успеха в искусстве, политике, военном деле.

Его быт надо организовать соответственно его потребностям: свет и настольную лампу надо организовывать справа, наклон тетради или книги — справа налево, по возможности надо приобрести предметы быта для левшей. А 13 августа вашего малыша можно поздравить с «профессиональным» праздником: всемирным днем левши! На зависть правшам, у которых нет своего дня…

Азбука воспитания

Источник: https://azbyka.ru/deti/esli-rebenok-levsha

Ребенок-левша: 10 советов родителям

Если ребенок левша маленькие подсказки для родителей

  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет

Педагоги наконец-то признали, что пытаться переучить левшу – занятие бесполезное.

Но даже с поддержкой педагогов левшам иногда приходится нелегко. Их всего 10% от населения земного шара, а весь мир приспособлен для праворукого большинства. В Международный день левшей Я – Родитель подготовил 10 советов, которые помогут мамам и папам левшей лучше понять своих маленьких гениев.

Быть левшой в современном мире легче и проще, чем раньше, а в какой-то степени даже почетно. Среди леворуких людей много гениев современности, социологические исследования сообщают нам, что левши больше зарабатывают, а сами левши действительно часто – очень талантливые и неординарные личности.

Чем же так отличаются дети-правши от детей-левшей с точки зрения психологического развития?

У леворукого ребенка может возникнуть пространственная путаница, так как у них хуже развито пространственное воображение. Но, как и всем подрастающим малышам, им хочется знать как можно больше.

Именно поэтому левши часто задают вопросы, фиксируют внимание на одном и том же фильме, сказке, отрывке текста. Это не делает ребенка-левшу несообразительным. Просто малышу приходится выстраивать у себя в голове логические цепочки. Ему сложнее докопаться до истины.

Все потому, что за логику отвечает левое полушарие, которое у левши развито меньше.

В воспитании и обучении детей с ведущей левой рукой тоже есть свои особенности. Эксперты Я – Родителя подготовили 10 рекомендаций, которые помогут сделать жизнь маленького левши удобнее и проще.

1. Напоминайте о том, какая рука – правая, а какая – левая

Левша плохо понимает, какая рука левая, а какая правая. Купите ребенку яркий браслет или часы. Можете сделать какое-то украшение вместе с ним. Та рука, на которой браслет – левая. Ребенок быстро сможет сориентироваться при наличии такого напоминания.

2. Не заостряйте внимание на том, что ребенок – левша

Не стоит заострять внимание на том, что ребенок левша. Малыш не должен чувствовать себя чужаком среди сверстников. Родителям стоит постараться действовать как можно незаметнее, помогая ребенку справляться с трудностями. Например, можно попросить учителя посадить ребенка слева за партой, чтобы ему не мешалась правая рука соседа.

3. Приучайте использовать обе руки

С самого юного возраста левшу стоит приучить к работе обеими руками. Это не значит, что нужно отнимать у левой руки ее ведущую роль. Поможет игра с мячом, игра на музыкальных инструментах. Все те увлечения, в которых задействованы обе руки.

4. Не торопите маленького левшу

Ребенок-левша всегда будет медлительнее. Торопить, кричать, показывать свое недовольство – бесполезно. Быстрее леворукий ребенок не станет. Он начнет нервничать, суетиться, паниковать. В результате, ребенок не сможет сосредоточиться на домашнем задании.

5. Повторяйте и закрепляйте знания

Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. То есть, если праворукий ребенок может пропустить некоторые нюансы, но освоить тему урока в целом, то для левши это невозможно. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.

6. Организуйте учебное пространство под левшу

Следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места. Свет и учебники должны находиться с правой стороны.

7. Обучайте ребенка-левшу по схемам и правилам

Леворукому ребенку всегда сложнее анализировать, поэтому предлагайте в процессе обучения простые и понятные схемы. Правила по решению задач лучше сделать схематичными, или вообще составить элементарную памятку по этапам выполнения задания.

8. Повторяйте школьный материал дома

Больше всего проблем возникает у левши в обычной школе. Большой класс не всегда позволяет найти индивидуальный подход к ребенку. Родители должны быть готовы к тому, что большую часть материала придется заново объяснять дома.

9. Уделите внимание письму

Ребеноку-левше практически всегда сложно научиться писать. Школьник может не дописать строчку, писать зеркально. Проблемы возникают и при копировании, переписывании какого-либо текста.

При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины предложения. Поэтому особое внимание нужно уделить выработке привычки читать и писать слева-направо. Обращайте внимание ребенка на то, что именно так делать правильно.

Можно использовать для помощи картинки с сюжетами, обычные игровые кубики.

10. Используйте закладку при чтении

При обучении чтению или просто работе с книгами, родители должны использовать закладку или линейку. Левше очень трудно следить за строчками в тексте и не теряться, не перескакивать дальше.

Какой склад ума у вашего ребенка?
Узнайте, пройдя тест от Я – Родителя

Елена Кононова

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/rebenok-levsha-10-sovetov-roditelyam/

Ребёнок-левша идёт в школу: что нужно знать родителям и учителям

Если ребенок левша маленькие подсказки для родителей

По статистике, каждый пятый российский школьник — левша. Но такие дети по-прежнему сталкиваются с субъективным отношением к себе и с проблемами в обучении. Почему? Об этом очень подробно рассказала наш блогер, левша Алеся Лонская.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Я пошла в школу левшой в 1996 году в первом счастливом поколении тех, кого не переучивали. Тогда никто не знал, будут ли у леворуких детей специфические проблемы или нет, но все верили, что из нас что-то выйдет. В 2020-м моя дочь-левша идёт в школу, и я не волнуюсь. Она справится в мире правшей.

1. А он точно левша? Может, переучить будет нелишним?

Современное понимание левшества не ограничивается тем, в какой руке ребёнок держит ручку. Есть мыслящие правополушарно люди, которым не важно, в какой руке держать ручку.

Они легко «переучиваются» на правую, хотя, по сути, являются амбидекстрами — людьми, которые могут овладеть письмом на обеих руках. Они могут быть левшами по другим параметрам (ведущая нога, глаз).

Эта категория детей, возможно, не так страдает от раннего переучивания держать карандаш в правой. Отсюда и берутся истории о беспроблемном переучивании.

Но применительно к школе мы можем называть левшой ребенка, который уверенно держит ручку только в левой руке, и если это так, то да: он левша. Значит, ему действительно важно, чтобы письменные принадлежности находились в левой руке и все основные операции выполнялись ей. Ему это удобно, и это не подлежит переучиванию.

Да и вряд ли у вас получится сделать это без угроз и манипуляций, от чего современная педагогика отказалась

У семьи правшей леворукость ребёнка может вызывать две не очень хорошие для ребёнка реакции: консервативную (страх: «А как же он теперь будет?!») или восторженную («Одарённый вырастит!»). Обе они не здоровые.

Поймите: есть блондины, а есть брюнеты. Есть высокие, а есть низкие. Есть праворукие, а есть леворукие. И чем меньше вы суетитесь с тем, что он — левша, тем лучше.

Меня пытались переучить в детском садике. Успели переучить есть правой, а писать — то ли не смогли, то ли мама запретила, не помню. В школе учителя уже были в курсе, что переучивать левшей нельзя. В средней школе я пыталась переучить сама себя на правую руку, ради интереса. Это совсем другое, это — свободное решение: попробовать.

Тогда я узнала умное слово «амбидекстр». Мне захотелось проверить: а вдруг?

Переучить мне себя не удалось. Было очень неудобно писать правой рукой, хотя в медленном темпе и возможно. Я ощутила неприятное чувство, как будто совершаю над собой насилие.

Этот эксперимент показал: выбор руки когда-то был сделан правильно. Надо верить себе. И мне стало обидно за тех детей, которых подвергли убеждениям, что правой им будет «гораздо лучше». Тело ребёнка знает, какой рукой лучше.

Только однажды я столкнулась с тем, что ребёнок к школе не определился с рукой (одинаково владел обеими) — это сын крёстной моей дочери. Но она не поленилась сходить с этим к психологу и совместно выбрать. И выбрали они левую.

2. Сажать ребенка слева можно, но не на 11 лет

Когда я пришла в школу, считалось, что левшу нужно сажать слева, иначе ведущие руки соседей по парте будут конфликтовать. Первая учительница посадила меня слева, что было вызвано заботой обо мне и моём соседе. Следующие учителя делали то же самое. Ну а в старших классах, когда у нас была свободная рассадка, у меня это вошло в привычку — сидеть слева, потому что «мне положено».

При этом проблема с тем, что левша не может сидеть справа от правши, преувеличена. В университете я много раз садилась справа от правши так, чтобы мы не мешали друг другу. Достаточно широкая парта или рассадка могла бы решить этот вопрос и с правшой.

В конце концов, можете сажать ребёнка дома строго с правого края стола. Или давать ему спортивные упражнения на формирование правильной осанки, чтобы компенсировать возможный «левый уклон». Конечно, возникает он (если возникает) не с первой четверти и даже не с первого года. Но вы должны об этом знать.

3. Вы сможете помочь ребёнку, взяв руку в руку. Хороший учитель — тоже

По необходимости взять левую руку ребенка в свою левую руку и помочь писать правильно. Так просто и так сложно. Не помню, делал ли кто-то так со мной. Скорее всего, нет: и учительница была правша, и моя мама. Однако, писать я научилась успешно, вместе со всеми и даже быстрее некоторых.

Моему сыну-правше, например, нужна моя помощь. У него плохая мелкая моторика, обводить даже контуры простых фигур он пока не может. Да, наши ведущие руки конфликтуют. Но, невзирая на это, я пишу в его правой руке своей правой рукой. Для этого я специально разрабатываю свою правую руку.

Так что ответ на этот пункт таков: если у ребёнка нет проблем с дисграфией и мелкой моторикой, он сам «поставит себе руку» и без вашей помощи, а вот если ему нужна помощь — родитель ребенка-левши может сделать это для своего ребёнка. Плохо действующая левая рука взрослого человека на каком-то этапе в любом случае лучше, чем совсем не поставленная рука ребенка. Потренируйтесь сначала сами.

4. Левше не нужны специальные прописи

Да, с наклоном вправо — то есть как все — левша писать может, специальные прописи не нужны. Обычные подойдут. У нас в первом классе были три левши, и все успешно научились писать по прописям «для правшей». До конца школы всё равно мало кто сохраняет наклон в почерке, многие (любой рукой пишущие люди) пишут просто без наклона.

Что касается специальных прописей с наклоном влево, называемых «Для левшей» — это маркетинговый ход издательств. Если уж создавать прописи для левшей с наклоном влево: то и учите тогда левшей писать справа налево. Писать же «обычным образом» левой с наклоном влево — это получить сильную нагрузку на мизинец и нижнюю часто ладони.

5. Левша — не значит неаккуратный почерк

В начальной школе у меня в классе было три левши, в средней школе присоединился четвёртый, да и потом на факультете журналистики были две студентки-левши помимо меня. Ради интереса, конечно, заглядывала в чужие тетради и сравнивала. Все девочки-левши писали разборчиво. Мальчики, правда, враскоряку. Думаю, всё зависит от человека, а не от того, какой рукой он пишет.

Что касается меня — ни один учитель в школе не жаловался на то, что не разобрал мои записи. Однако из-за того, что мне не удобно направление письма правшей, у меня не сложилось «моего почерка».

Стоит ли говорить о том, что, сколько я ни упражняла правую руку, в любом случае, почерк ею получался хуже! Так что не тешьте себя мыслями «если бы переучили — писал бы красиво». Нет! Хуже! Хотя кто мешает попробовать, если без насилия? Прошу только верить вашему ребенку: если говорит «не удобно» — значит, так и есть.

6. Левши пишут по написанному, от этого сильно пачкается ребро ладони

Это так. Но мы не нарочно. Издержки того, что пишем слева направо. Это действительно неудобно: к концу дня и ладонь испачкана в чернилах, и тетрадь бывает грязной. Эта проблема отчасти решается подбором удачной ручки, чернила которой достаточно быстро засыхают.

Но есть хорошая новость: в первом классе проблема не актуальна, так как дети пишут медленно и мало, и чернила успевают подсыхать. А вот в старших классах, где быстро конспектируют, это неудобно.

Единственное — после особо сложных уроков, где много писали, я ходила отмывать с мылом ребро ладони в школьном туалете. Но лишний раз руки помыть — это даже неплохо.

7. Дети-левши — не будущие гении, а обычные дети

В обществе существует идеализация образа левши. Он словно обязан быть одарённым ребенком, к нему завышенные ожидания. Некоторые считают, что левши — чуть ли не гении. Мне кажется, такие ожидания приносят вред при воспитании.

Помимо действительно одарённых людей, среди левшей немало и средних по способностям: как и среди правшей есть и те, и другие.

В чем измерять гениальность и одарённость? А ведь они часто идут как компенсация, наоборот, неспособностей в других областях! А так же в чём измерять процент «левшести»? Ведь бывают не полные левши и амбидекстры!

По одной из гипотез, для проявления гениальности необходимы препятствия. Если их нет, если человеку всё легко даётся — одарённый станет середнячком в сотне других неплохих середнячков.У левшей же на протяжении истории было препятствий хоть отбавляй: многие религии и народы считали их связанными с нечистой силой и подвергали изоляции или насильственному переучиванию.

Не ждите, пожалуйста, от ребенка-левши одарённости по умолчанию. И тем более не настраивайте его на то, что он чем-то лучше правшей.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/alesya-lonskaya/32068-rebenok-levsha-idet-v-shkolu-chto-nuzhno-znat-roditelyam-i-uchitelyam

Ребенок левша — что нужно знать

Если ребенок левша маленькие подсказки для родителей

Если у вас зародились подозрения, что кроха – левша, для начала нужно разобраться, действительно ли это так. До 4-х лет дети способны в равной степени использовать обе руки. За ребенком постарше достаточно понаблюдать в течение дня, после чего ответить на некоторые вопросы.

Например, какой рукой малыш открывает двери, гладит собаку, берет яблоко, бросает снежки, держит чупа-чупс за палочку, чешет макушку… При этом, предлагая ребенку конфету, яблоко или карандаш, лучше положить этот предмет на стол, а не давать его в какую-то определенную руку. Запоминайте результаты и оцените их в конце дня.

Если из десяти заданий минимум семь были проделаны левой рукой, скорее всего ваше чадо – левша.

Для того, чтобы окончательно убедиться, что ребенок – левша, можно воспользоваться специальными тестами:

  • «Поза Наполеона». При скрещенных на груди руках у левши кисть левой руки оказывается на предплечье правой.
  • «Переплетение пальцев». Предложите малышу сложить ладошки и переплести пальцы. Кроха – леворукий, если большой палец левой руки ложится сверху.
  • «Жестикуляция». Обычно человек (будь то ребенок или взрослый) жестикулирует доминирующей рукой.
  • «Одновременная работа двумя руками». Этот тест показателен и прост. Малышу в каждую руку нужно дать по карандашу. Затем попросить нарисовать два квадрата. Выполненный ведущей рукой рисунок будет совершеннее другого. При этом движения, которые выполняет доминирующая рука, медленнее, но более четкие. Линии, начерченные ведущей рукой, ровнее, углы точнее. Если ребенку перед выполнением задания завязать глаза (или попросить их закрыть), результаты будут еще более очевидными. Малыша, обученного письму, можно попросить написать двумя руками свое имя. Обычно левша ставит руки в середину листа бумаги и начинает писать правой – слева направо, а левой — зеркально.
  • «Вырезание по контуру». Дайте крохе ножницы и предложите что-нибудь вырезать из бумаги. Ребенок выполнит это задание доминирующей рукой.

Основные причины леворукости у детей

Для всего живого характерна асимметрия, и парные органы человеческого организма в этом не исключение. Один из органов, как правило, перенимает первенство. Головной мозг человека состоит из двух полушарий – правого и левого, у каждого из которых своя собственная функция.

Левое полушарие последовательно обрабатывает информацию, перебирает возможные варианты логическим образом.

Вследствие этого человек мыслит конкретно, понимает смысл речи, усваивает чтение и письмо, способен производить математические вычисления, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира.

А вот обработка информации посредством восприятия целостного образа, абстрактное мышление, ориентация в пространстве, интуиция, чувство ритма и музыки – задача правого полушария.

От того, какое полушарие мозга доминирует, зависит то, какая рука будет ведущей. Причем связь эта осуществляется «наоборот». При более активном левом полушарии мозга человек становится правшой. Если же первенство у правого полушария – левшой.

Чтобы понять, почему именно вашему чаду досталась такая особенность, стоит выяснить, есть ли в вашем роду леворукие. Наличие родственников с ведущей левой рукой значительно увеличивает шанс для ребенка оказаться левшой.

Ну а у родителей, один из которых предпочитает левую руку правой, малыши-левши рождаются в 12 раз чаще. Существует еще одна причина – подражание.

Когда среди окружающих есть леворукий, кроха может перенять эту особенность, не являясь левшой по своей природе.

Леворукость – это не дурная привычка или причуда, а следствие устройства головного мозга, индивидуальная особенность ребенка. И переучивать его пользоваться правой рукой так же безрезультатно, как и заставлять изменить цвет глаз.

Как развивать ребенка левшу

Отличия левшей от правшей не заканчиваются на том, что один малыш активнее использует левую руку, а другой – правую. Все гораздо сложнее, ведь ребенок левша иным образом перерабатывает информацию, поступающую из окружающего мира, и реагирует на нее совсем по-другому.

Поэтому существуют некоторые психологические особенности леворуких детей. Часто они отличаются от ровесников затянувшимся периодом упрямства и обостренным чувством справедливости. Маленький левша непосредственен и доверчив, впечатлителен и раним. Неудачи мультяшного героя могут довести его до слез, тогда как праворукий ребенок научится сострадать чужому горю в более зрелом возрасте.

Обычно леворукие дети наделены талантами и богатым воображением. Уже в три года они замечательно рисуют, лепят из пластилина или глины, отличаются хорошими музыкальными способностями и абсолютным слухом. Однако говорить они нередко начинают позже своих сверстников, а произношение некоторых звуков может вызывать у малышей левшей затруднение.

Как обучать левшу чтению и письму

Обучение леворуких детей чтению и письму имеет свои особенности. Начиная читать предложение, малыш не обращает ни малейшего внимания на то, откуда следует начинать чтение: с начала, середины или конца строки. При письме ребенок не дописывает предложения, теряет строчку. Выведенные им слова часто зеркальны – они написаны наоборот, от последней буквы к первой.

Ребенок-правша быстро учится определять, где лево, а где право. А вот для леворукого малыша это непростая задача, ведь трудности с пространственной ориентацией – это одна из основных характеристик левшей.

Чтобы помочь малышу освоить правильное чтение и письмо (слева направо), можно отметить левую руку – надеть на нее браслет или часы. С какой стороны отмеченная рука – там и начало ряда.

Для отработки этого навыка можно складывать слева направо кубики и мозаику, объясняя малышу, что именно так мы читаем и пишем.

С еще большими проблемами ребенок левша сталкивается при переписывании текста. Ведь он должен не только сосредотачивать внимание на том, что ему нужно переписать, а и перенести текст в тетрадку, выстроив буквы в правильном порядке. Для левши такая задача оказывается чрезвычайно сложной и отнимает много времени и сил.

При обучении чтению леворукие дети склонны терять строчку. Для решения этой проблемы можно использовать непрозрачную линейку или кусочки картона, которыми следует закрывать читаемый текст слово за словом, по мере продвижения малыша. Таким образом необходимо практиковаться до тех пор, пока привычка удерживать нужное направление не дойдет до автоматизма.

Советы родителям леворуких детей

Главной проблемой левшей является то, что они принадлежат к меньшинству. Реалии нашей жизни таковы, что часто правыми оказываются те, кто сильнее либо принадлежат большинству. Подсознательно малыш может переживать из-за своей «неправильности». Это беспокойство может спровоцировать формирование так называемого «комплекса левши».

Как нельзя себя вести с ребенком левшой

Основной совет в воспитании левши – не пытайтесь сделать из него правшу, а тем более наказывать его за использование «неправильной» руки. Переучивать левшу держать ручку или ложку в правой руке – значит переносить врожденные функции ведущего правого полушария на левое. Результатом становится следующее:

  • малыш, которого переучивают, начинает проявлять излишнее упрямство, плохо спит и теряет аппетит;
  • на нервной почве у ребенка могут начаться боли животе и головные боли, энурез;
  • формирование речи у крохи происходит со значительной задержкой, появляются логопедические проблемы;
  • взрослый, которого в детстве переучивали, отличается неумением ориентироваться на местности, неспособностью танцевать, плохо воспринимает мелодии.

В общении с ребенком левшой нельзя акцентировать внимание на его «особенности», подчеркивая отличия правшей от левшей. Постоянное напоминание об этом, как и попытки переучивать малыша, может понизить самооценку и сформировать маленькому человеку жизненный сценарий неудачника.

Природная ранимость и чрезмерная впечатлительность малыша покажет себя, если на него кричать. Несдержанность родителей, как и излишняя педантичность, способна привести к потере их контакта с ребенком. Не воюйте с ним из-за постоянного упрямства, старайтесь сгладить острые углы с помощью игры.

Если ребенок левша проявил какие-либо таланты, не стоит стремиться довести их до совершенства, постоянно завышая планку. В случае, когда родители решили самостоятельно обучить ребенка письму и чтению до школы, нельзя ругать его за неудачи. Помните, что всему свое время.

Когда наступит школьная пора, не стоит отдавать ребенка левшу в класс с углубленным изучением предметов. Леворукие дети часто не справляются с перегруженной школьной программой. А учебные заведения с жесткой дисциплиной и уставным порядком (вроде суворовского училища или кадетского корпуса) и вовсе не для них.

Что нужно делать, воспитывая левшу

Следите за тем, чтобы леворукость чада не вызывала у вас раздражения. Детям левшам нужно в три раза больше родительского внимания и терпения, чем их праворуким сверстникам. Кроме этого, не позволяйте окружающим давать советы, как переучить малыша пользоваться правой рукой.

Ребенок левша нуждается в похвале. Поощряйте его за малейшие успехи, делайте сюрпризы и подарки. Обязательно поддержите таланты малыша и помогите в их развитии.

Быт леворукого ребенка следует организовать с учетом его потребностей: свет из окна и настольная лампа должны быть справа, тетрадь или книга иметь наклон справа налево, облегчая тем самым процесс письма и чтения.

По возможности приобретите принадлежности для левшей. Ручка, не закрывающая написанное, ножницы и даже специальная зубная щетка помогут крохе лишний раз не отвлекаться на его «особенность» в повседневной жизни.

Из-за отличий нервной системы, левши быстро переутомляются. Поэтому занятия с ними следует проводить не дольше 20 минут, после чего нужно обязательно отдохнуть. Передышка восстановит силы ребенка, и он снова будет готов трудиться.

Для левши прекрасно подойдет секция с тем видом спорта, в котором в равной мере задействованы обе руки: лыжи, плавание, баскетбол. Кружок по лепке или вязанию на спицах, класс фортепиано музыкальной школы – вот, что можно выбрать для леворукого ребенка.

В заключение

  1. Если вы убедились в том, что ваше дитя – левша, не расстраивайтесь и не преувеличивайте трудности, предстоящие в обучении (например, в усвоении чтения и письма) и повседневной жизни ребенка. Относитесь к этой особенности позитивно, всегда будьте готовы помочь.
  2. Не слушайте советы и рекомендации, как переучивать левшу. Не стремитесь изменить его. Любите своего малыша таким, каков он есть и гордитесь его особенностью.

Источник: https://szabotoi.ru/razvitie/rebenok-levsha

Почему ребенок левша? Или какие причины появления леворуких детей

Такими причинами могут выступать:

  • Компенсация. В случае повреждения левого полушария мозга, правое берет на себя его функции. Вы наверняка знаете, что полушария нашего мозга выполняют разные задачи и функционируют они наперекрест. То есть, правое отвечает за левую сторону, левое – за правую.

  • Длительная травма правой руки (более 6 месяцев).

  • Теория Гешвинда, согласно которой мозг плода в утробе матери подвергается воздействию высоких доз тестостерона и замедляет рост левого полушария.

  • Ультразвук и его воздействие на мозг плода. Это только теория и ее продолжают изучать, чтобы найти закономерность.

  • Эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна, которая гласит, что леворукость и праворукость – не патология, но феномен адаптации в ответ на создание экстремальных условий для эмбриона.

  • «Ген левшей», который был обнаружен в 2008 году британскими учеными. Согласно этой теории ген праворукости передается по наследству, а ген сдвига влево выпадает случайно.

  • А в 2012 году исследователь из Канады установила, что левши рождаются в поздних браках (после 30 лет).

Как точно определить, что ребенок левша или правша?

Существует множество тестов для определения родителями ведущей руки у ребенка. Психологи поговаривают, что ведущую руку можно определить даже у новорожденных. В трактовке помогает «поза фехтовальщика» – это то положение тела, которое занимает ребенок в первый месяц жизни, лежа на спине (у леворукого ребенка это выглядит так: правая рука прижата к телу, а левая вытянута вперед).

Также психологи замечали, что ведущую руку можно определить по тому, в какую сторону поворачивает головку ребенок в первые дни жизни.

Для более взрослых малышей существуют другие методы диагностики. Но при этом вы должны сидеть напротив ребенка и все вещи, которые будете ему предлагать для тестирования, класть строго по центру. И не торопите ребенка.

Предложите ему расчесаться и положите перед ним расческу. Обратите внимание на то, какой рукой он потянется за предметом.

Наблюдайте за тем, в какой руке ребенок держит пишущие принадлежности, какой рукой выполняет задачи, направленные на задействование мелкой моторики (делает цепочку из скрепок, вырезает ножницами, откручивает и закручивает крышечки и т.д.).

Если и здесь все будет достаточно неопределенно, тогда задачу можно усложнить с помощью маленькой подсказки – в стакан насыпьте бусинки или горошинки и предложите ему достать их по одной с помощью ложки. В этом случае ребенок обязательно задействует доминирующую руку.

Как левша с большим стажем скажу вам, что лично я, когда беру вилку в правую руку, скорее заколю сидящего справа, чем смогу наколоть то, что у меня в тарелке.

Существует множество тестов на определения «лево-/праворучия» и их можно отыскать в интернете со всеми объяснениями.

Психологические особенности леворуких детей

Чтобы вы понимали в чем дело, нужно знать психологические особенности леворуких детей и понимать особенности их развития, а не бить в набат, объявлять тревогу и говорить ребенку, что он – неправильный.

Как уже указывалось ранее в статье: правое полушарие нашего мозга отвечает за левую сторону, левое – за правую. А, собственно, само правое полушарие отвечает за образное мышление и зрительное восприятие, тогда как левое – за речь, письмо, аналитическое и логическое мышление. Движение тела также координируется наперекрест.

Доктор наук, Виген Геодакян, отметил, что левое полушарие, которое служит для смыслового восприятия и логического/абстрактного мышления, самосознания и положительных эмоций, выключаясь, приводит к депрессии.

В то время, как правое, отвечающее за интуицию, ситуационное мышление, пространственно-зрительные функции и отрицательные эмоции, в той же ситуации приводило к эйфории. Проводя опыты, выключая попеременно то одно, то другое полушария, отмечали, что одинаковые объекты воспринимались по-разному.

А когда проводили групповые исследования, то правши в них вели себя как бОльшие оптимисты, по сравнению с леворукими.

Так вот из всего вышесказанного и выходит, что правополушарные леворукие дети – очень эмоциональные и творческие люди.

Практическая психология дает нам характеристику левши-ребенка:

  • Длительное время упрямы.

  • Часто имеют абсолютный слух, хорошие музыкальные способности, но при этом могут «задерживаться» с развитием речи и воспроизведением отдельных звуков.

  • Нередко «буксуют» обучаясь письму, математике и чтению.

  • Бывают капризными, плаксивыми, подвержены гневу и раздражительности. Но ведь и правши частенько ведут себя не лучше!

  • Еще маленькие люди-левши могут жаловаться на боль в правой руке, нарушение сна, потерю аппетита и усталость.

Леворукий ребенок в школе и дома

И все же, определенная особенность у левшей есть. И это проявляется, когда такой ребенок приходит в детский сад или школу (для понимания: около 17% населения планеты – левши) и берет в руки ручку. Все преподаватели в один голос трубят о том, что ребенок неправильно держит ручку.

А еще хуже, когда левша приходит в школу и уже умеет писать.

Тогда ему показывают «как правильно держать ручку», совершенно не заботясь о том, что его мозг не в состоянии переварить это (лично я – “бракованная левша”: мои родители переучили меня писать правой рукой, несмотря на то, что моя мать также левша… переученная в свое время своим отцом).

Часто леворукие дети в школе становятся объектом насмешек со стороны сверстников и осуждения со стороны педагогов. Их леворукость стараются усердно игнорировать, предоставляя им праворукие условия во время занятий. Это хорошо или плохо? С одной стороны хорошо. Ребенок не отрывается от коллектива.

С другой – это несомненно проблема (в обучении, в частности). Потому что левше нужны определенные условия для решения сложностей с организацией учебы: посадочное место (свет справа, доска справа), отсутствие ограничения пространства слева.

Можно расположить тетрадь так, чтобы верхний левый угол располагался напротив груди, а правый лежал с наклоном вправо.

Что нельзя делать?

Прошли времена темного Средневековья, когда праворукие инквизиторы считали леворуких женщин ведьмами и сжигали их на кострах, прошло время консерваторского Советского Союза, когда утверждали, что люди левши – позор нации, веяние Запада и т.д.

Не пытайтесь переучить ребенка в правшу.

Не противопоставляйте его другим детям и не повышайте ребенку планку, мотивируя это его «особенностью».

Помните, насколько хрупкая психология леворуких детей (во всяком случае, до окончания формирования психики). К тому же, многие известные и талантливые люди были левшами.

Что стоит делать, если ребенок левша?

Современные родители часто, приходя на консультацию к психологам, просят советов и рекомендаций, как лучше поступить и стоит ли переучивать ребенка или нет? Ведь в этом явлении есть свои плюсы и минусы.

Если ваш мальчик или девочка родились леворукими, то ваша основная задача – разумно воспитать, учитывая особенности обучения, вашего ребенка, а не отучать его пользоваться тем, с чем он пришел в этот мир. Зная характеристику такого человека и его основные черты, можно выяснить и специфику обучения, и какие условия нужно обеспечить.

Такие дети должны заниматься занятиями, которые способствуют развитию моторики обеих рук (плавание, лепка, вышивание, вязание, плетение макраме и т.д.) и занятиями, которые способствуют тренировке и правого, и левого полушарий.

Великие люди левши

В музыке: Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен и др.

Писатели/философы: Фридрих Ницше, Льюис Кэрролл, Лев Толстой, Герберт Уэллс и др.

Художники: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и т.д.

Ученые: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, Иван Павлов.

Политики/военные: Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д'Арк, Махатма Ганди и другие.

Судя по такому внушительному списку, все не так уж и плачевно у левшей… Надо ли что-то менять? “

Читайте нас в социальных сетях

Источник: http://yod.ua/articles/esli-rebenok-levsha/

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: