Дыхательная гимнастика 2 младшая группа картотека

Содержание
  1. Картотека дыхательной гимнастики в первой и второй младшей группе
  2. Правила занятий
  3. 1 младшая группа
  4. Картотека дыхательной гимнастики для второй младшей группы
  5. Виды и приёмы проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ
  6. Речевые приёмы
  7. Наглядные приёмы
  8. Практические приёмы
  9. Правила проведения дыхательной гимнастики
  10. Фотогалерея: комплекс упражнений в картинках
  11. Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ
  12. Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)
  13. Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников
  14. Картотека (младшая группа) по теме: Дыхательная гимнастика для детей 3-4 лет
  15. Цель и значение дыхательной гимнастики
  16. Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?
  17. Показания и правила проведения занятий
  18. Комплекс дыхательных упражнений для детей 6-7 лет, выполняемый с помощью родителей
  19. Картотека дыхательных упражнений для дошкольников
  20. Картотека дыхательной гимнастики во второй и первой младшей группе детского сада, комплекс упражнений
  21. Атрибуты для проведения гимнастики
  22. «Зимняя варежка»
  23. «Чашка»
  24. Комплексы дыхательных упражнений для первой и второй младших групп
  25. Таблица: виды игр на дыхание в первой и второй младших группах
  26. Методика проведения упражнений на дыхание в первой и второй младших группах
  27. Картотека дыхательных упражнений в первой младшей группе
  28. Картотеки дыхательных упражнений во второй младшей группе и методика их проведения
  29. Временной план гимнастики
  30. Таблица: фрагмент конспекта занятия по музыке во второй младшей группе с дыхательной гимнастикой в виде физкультминутки

Картотека дыхательной гимнастики в первой и второй младшей группе

Дыхательная гимнастика 2 младшая группа картотека

У детей часто болеют органы дыхания, носоглотки, возникают ларингиты, трахеиты. Объем легких у них небольшой, дыхание неглубокое. А поверхностное дыхание может привести к болезням верхних дыхательных путей, что в свою очередь влияет на мелодичность голоса.

Дыхательная гимнастика научит ребенка свободно вдыхать и плавно выдыхать, на помощь воспитателям приходит специальная картотека упражнений. Делать этот комплекс на укрепление дыхания могут и вполне здоровые дети — он активизирует кровообращение в носоглотке, расширяет легкие, держит в тонусе мышцы грудной клетки и диафрагмы.

Все это в комплексе укрепляет организм и уменьшает вероятность болезней.

Правила занятий

Оглавление

  • 1 Правила занятий
  • 2 1 младшая группа
  • 3 2 младшая группа

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики должен быть безопасным, тренировка должна проходить по следующим правилам:

  1. Желательно заниматься на открытом воздухе, в холодное время года хорошо проветрите комнату. Тяжелый застоявшийся воздух при интенсивном дыхании может привести к плохому самочувствию и даже болезням.
  2. Ребенок должен быть в хорошем настроении и выявлять охоту к тренировкам. Для настроения нужно хорошо поесть, но выдержите полчасика после еды.
  3. Картотека дыхательной гимнастики большая, но сначала попробуйте сделать два упражнения, потом расширяйте время занятий — так дети не будут уставать, не будет кружиться голова. У астматиков вообще может быть приступ одышки, поэтому они должны заниматься под контролем (желательно — под постоянным присмотром) врача.
  4. Во время упражнений плечи ребенка не должны двигаться, ребенок должен быть расслаблен, мимика на лице — естественная. Бледность, слабость, головокружение, сильная одышка должны быть сигналом к прекращению нагрузок.

1 младшая группа

Чтобы развить дыхание, победить кашель, улучшить речь, для детей с двух лет можно применять следующий комплекс дыхательной гимнастики, который предназначенный для первой младшей группы. Упражнения также улучшают координацию, укрепляют позвоночник и мышцы рук.

  1. Пузырь. Ребенок вдыхает воздух через нос и надувает щеки, потом медленный выдох через рот.
  2. Насос. Руки на пояс, вдох на приседании, выдох — возврат в исходное положение. Приседать сначала нужно чуть-чуть, увеличивая амплитуду, поэтому упражнение напоминает насос.
  3. Отвечалка — вы задаете вопрос, ребенок отвечает, Сигнал паровозика? — Ту-ту Гудок машинки? — Би-би

    Как тесто дышит? Пых-пых

  4. Пение гласных а-а-а-а-а-а-а, о-о-о-о-о-о, у-у-у-у-у-у.
  5.  Комплекс включает стихи, под которые ребенок под движется: Самолетик-самолет (разведение рук ладошками, голова поднимается на вдохе). Отправляется в полёт (здесь нужно задержать дыхание) Жужу -жу (поворачивается вправо) Жу-жу-жу (на выдохе нужно произнести ж-ж) Постою и отдохну (опускает руки, становится прямо) Я налево полечу (голову вверх на вдохе) Жу – жу – жу (поворачивается влево) Жу – жу –жу (звук ж-ж-ж на выдохе)

    Постою и отдохну (становится прямо, опустив руки).

  6. Еще одна игра сопровождается движениями У мишки дом огромный (ребенок становится прямо и на носочки, поднимает вверх руки на вдохе, потягивается, смотря на руки) У мышки – очень маленький (малыш приседает, обняв руками колени, опускает голову, произнося ш-ш-ш) Мышка приходит в гости к мишке (хождение на носочках) Мишка никак к мышки не попадает

    Ведь он в маленький домик не помещается.

  7. Стих ветер — под стих Я сильный ветер, я лечу, Лечу-лечу, куда хочу (ребенок вдыхает носом, при этом ноги расставлены на ширину плеч, руки опустить) Хочу направо посвищу (повернуть голову направо, губы трубочкой и подуть) Могу подуть налево (с позиции голова прямо, малыш, вдыхая, поворачивает налево голову, делая трубочкой выдох) Могу подуть и вверх (в позиции прямой головы делается вдох носом, выдох губы трубочкой, потом опять вдохнуть) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

    Ну а пока я разгоняю тучи (покрутить руками).

  8. Курочки — наклонившись, опустите голову, руки поставьте свободно, похоже на крылья и, похлопывая по коленкам и выдыхая, произносите «так-так-так». Поднимаясь, поднимайте руки и вдыхайте.
  9. Пчелка — положение сидя, голову опустить и скрестить руки на грудной клетке Пчёлка жужала: «Жу-жу-жу» (стиснуть грудь, на выдохе говорим: ж-ж-ж, потом разводим руки на вдохе ставим спину ровно и говорим далее)

    Полечу и пожужжу, мёда детям принесу (встать, развести в стороны руки, сделать круг в комнате).

  10. Косильщик травы Опустить руки, поставив на ширину плеч ноги. Ребенок должен говорить «зу-зу», и, махая в одну сторону, совершать вдох, в другую — выдох. Зу-зу-зу, мы косим траву. Зу-зу-зу, направо взмахну. Зу-зу-зу, очень быстро, вместе быстро Мы покосим нашу траву.

    Зу-зу-зу.

Этот небольшой комплекс дыхательной гимнастики можно вполне дополнить упражнениями, описанными в следующем разделе.

Этот комплекс дыхательной гимнастики рекомендуется для второй младшей группы детского сада.

  1. Качели — поставить на диафрагму живота мягкую игрушку, произносить на вдохе «качели вверх», на выдохе — «качели вниз».
  2. Ветер и дерево — скрестить ноги на полу или сесть на колени, спину держать прямо. Руки со вдохом поднимать над головой, с выдохом — опускать. Туловище прогибать, словно от ветра.
  3. Дровосек — стоя прямо, ноги шире плеч. Ладони рук сложить и работать как топориком — сверху, прогибаясь, остановится между ногами со словом «бах».
  4. Сердитый ежик — дышать плавно. Наклонится, причем пятки остаются на полу, обхватить грудную клетку руками, с опущенной головой произносить на выдохе звук сердитого ежика «п-ф», потом «ф-р», ежик доволен.
  5. Надуть шар — надувая, развести на вдохе руки, потом соединить ладони перед собой без хлопка со звуком ф-ф-ф. Потом шарик лопает — с хлопком, сложить губы трубочкой и приседая, с опущенными руками имитировать выход воздуха из шарика со звуком ш-ш-ш.
  6. Листопад — вырезаем из бумаги листья и дуем так, чтобы полетели. Если листья разных видов, можно комментировать названия деревьев.
  7. Гуси летят — медленно ходить, поднимая в стороны руки на вдохе, опуская на выдохе со звуком «г-у-у».
  8. Пушок — привязать перышко на нитку и дуть на него губами трубочкой, вдыхая носом.
  9. Жук — скрестить на груди руки, делать вдох, поднимая голову, и выдыхать, опуская. Все это под стих — «жук крылатый сказал ж-у, посижу, пожужу».
  10. Петушок — на вдохе поднимаем со сторон руки, хлопаем на выдохе по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку».
  11. Ворона — опустить руки, на вдохе разводить их в стороны имитируя крылья с максимально протяжным звуком «кар-р-р».
  12. Паровозик — руки согнуты в локти, ходьба со звуком «чух-чух» и с остановками под звук «ту-т-у-у-у».
  13. Вырасти большой — вдыхая, поднимаем руки над головой и поднимаемся на носки, выдыхая — со звуком «у-х-х» опускаем руки и ставим пятки на пол.
  14. Часики — размахивать руками вперед, назад со звуком «тик-так».
  15. Каша кипит — одну руку на живот, другую — на грудь. На вдохе втягивать живот, на выдохе со звуком «ф-ф-ф» опускать грудь, опять на вдохе выпячивать вперед живот.
  16. Воздушный шарик — лечь на пол, руки на животе (воображаемый шарик). На вдохе надуть живот, на выдохе сдуть.
  17. Насос — на приседании вдох, выпрямление — выдох, начинать понемножку, увеличивая скорость приседаний.
  18. Регулировщик — одну руку поднять над головой, другую отвести в сторону. На вдохе носом меняем положение рук, на продолжительном выдохе произносим звук «р-р-р» .
  19. Ножницы — руки впереди или по сторонам перед грудью, ладонями вниз. Вдыхая поднимаем одну руку (или кисть) вверх, вторую вниз, на выдохе — наоборот.
  20. Снегопад — сдувать кусочки бумаги, словно снежинки с ладони.
  21. Трубач — руки трубочкой вверху, на выдохе — звук «пф-ф-ф».
  22. Футбольный поединок — скатать мяч из салфетки или ваты, поставить ворота, например кубики. Двое детей дуют стараясь забить мяч друг другу. Похожее упражнение — кто дальше загонит шарик одним выдохом.
  23. Пружинка — лежа на выдохе выпрямленные ноги сгибаем и прижимаем к груди, на вдохе выпрямляем.
  24. Дуем на воображаемый одуванчик, или реальную игрушку с пропеллером, игрушечную мельницу.
  25. Бегемотик — сидя или в положении лежа рука на диафрагме и глубокое дыхание через нос со словами Сели бегемотики, потрогали животики.

    Далее вдох — То животик поднимается

    На выдохе — То животик опускается.

  26. Курочка — руки как крылья в стороны на вдохе, на выдохе — наклон, с опущенной головой и крыльями звук «тах-тах», хлопая себя по коленях.
  27. Парящие бабочки — вырезать бабочек из листа бумаги и плавно и длительно дуть так, чтобы они летели вверх.
  28. Аист — стоя, согнуть перед собой ногу в колене и развести руки по сторонам, выдыхая, опускать ногу и руки со звуком «ш-ш-ш».
  29. В лесу — на вдохе кричать ау-у с разной громкостью и интонацией.
  30. Волна — лечь ровно на полу, вдыхая поднимаем руки и вытягиваем над головой, на выдохе со словом «Вни-и-з» опускаем опять руки по швам.
  31. Хомячок — пройти десять шагов с надутыми щеками, хлопнуть на выдохе по щекам, пройти еще несколько шагов, дыша носом.
  32. Лягушонок — ноги вместе, присесть, на вдохе прыгнуть вперед, на выдохе — квакнуть после приземления.
  33. Клич воинов-индейцев — кричать, хлопая ладошкой по губам, с разной громкостью.
  34. Жемчужные ныряльщики — на третьем вдохе закрывается рот и нос и совершаются приседания, пока не будет желание выдохнуть. Игру выигрывает тот, кто дольше продержится. Осторожно, может закрутиться голова.

На этом игровой и дыхательный комплекс не заканчивается, упражнения могут быть основой для самостоятельного творчества, только результат собственных изысканий утвердите у доктора.

Источник: https://gimnastikasport.ru/dyhatelnaya/kartoteka-vtoroj-mladshej-gruppe.html

Картотека дыхательной гимнастики для второй младшей группы

Дыхательная гимнастика 2 младшая группа картотека

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ

Упражнения для развития речевого дыхания

«Загнать мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

«Подуть через трубочку»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

«Кто дальше загонит мяч»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Сдуть снежинку»

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«Вырастим большими»

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

«Дровосек»

Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

«Гуси шипят»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

«Косарь»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.

«Пилим дрова»

Упражнение выполняется парами. Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе.

«Паровоз»

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.

«Надуй шар»

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

«Спускай воздух»

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

«Подуй на свечку»

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

Виды и приёмы проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ

Дыхательные упражнения для младших дошкольников состоят из следующих видов:

  1. С произношением звуков.
  2. Без произношения звуков.
  3. Тренировка органов дыхания через сдувание легких предметов.

При проведении упражнений на развитие дыхания используются следующие способы:

Речевые приёмы

Трехлетний малыш разговаривает нечетко из-за слабого развития системы дыхания и артикуляционного аппарата. Применение словесного приема позволяет «нарисовать» в сознании образ техники задания и воспроизвести его словесно. Так тренируется дыхание, речь и происходит развитие образного мышления.

На заметку! Дети повторяют не только за взрослыми, но и перенимают действия от сверстников. Это положительно сказывается на формировании навыков коллективного общения и групповой работы. Большое внимание привлекают стихотворения, загадки и сказки.

Наглядные приёмы

Обучение первой младшей группы происходит с регулярным применением наглядности. В этом возрасте они неусидчивы, а потому донести какую-либо информацию без иллюстрации практически невозможно.

Применение наглядных приемов дыхательной гимнастики способствует быстрому усвоению информации. В памяти откладывается предмет или действие, которое ребенок в будущем сможет повторить. Например: «помните, как мы делали снежную бурю в бутылочке? А кто сможет показать, как мы это делали?» Соответственно, дети начнут «вызывать бурю», не прибегая к вспомогательным средствам.

Наглядный приём

Практические приёмы

Практический прием скорее как способ закрепления полученных знаний. Детям дается задание нарисовать рисунок, выполнить аппликацию или раскрасить предмет, соответствующий теме гимнастики. Например, дети выполнили упражнение «ветерок», а воспитатель дала творческое задание сделать аппликацию «ветерок дует на дерево».

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Правила проведения дыхательной гимнастики

Проведение дыхательных упражнений в младших группах основывается на требованиях к организации этого вида работы, обозначенного в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС):

  • Выполнять упражнения можно не раньше, чем через час после еды.
  • Гимнастика для дыхания в первой и второй младших группах проводится трижды в неделю в течение 5 минут с 2–3 повторами комплекса из 2–3 упражнений.
  • Работа также может организовываться в заключительной части физкультпаузы (тогда длительность выполнения упражнений сокращается до 1 минуты) или вместо неё в процессе занятия, на прогулке, если этому способствуют погодные условия, а также при проведении утренней зарядки или гимнастики после сна.
  • Помещение должно быть предварительно проветрено, однако воздух не должен быть холодным.
  • Вдохи и выдохи должны быть плавными, нерезкими.
  • Мышцы шеи, плечевого пояса и груди не должны быть напряжены.
  • Перед проведением гимнастики детям нужно высморкаться.
  • Если малыш плохо себя чувствует, то от выполнения дыхательных упражнений его лучше освободить.

Фотогалерея: комплекс упражнений в картинках

Упражнение «Часики» нужно повторить 10–12 раз Правильное дыхание — залог отличной игры на духовых инструментах Упражнение «Паровозик» поможет скоротать время в очереди к врачу или парикмахеру Упражнение «На турнике» можно включить в разминку перед занятием физкультурой Упражнения с мячом — одни из самых любимых у малышей Дети с удовольствием выполняют упражнения, в сюжете которых идёт речь о взрослении

Дыхательная гимнастика — это не только эффективный способ сохранить и укрепить иммунитет, развить речь, но ещё и весёлая игра. Поэтому у детей не возникает сложностей с выполнением упражнений, а интерес и удовольствие сопровождают образовательный процесс. Главное — артистично преподнести сюжет забавы, а также методически грамотно вплести его в общую канву занятия.

Дыхательная гимнастика на занятиях в ДОУ

Всё хорошо в меру — этот принцип применим и для проведения гимнастики органов дыхания. На выполнение комплекса из 6–7 заданий уходит от 10 до 12 минут. При этом время распределяется между упражнениями таким образом:

  • вводная часть — упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 3 минуты;
  • основная часть — задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 5 минут;
  • заключительная часть — упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

Обязательно стоит учитывать и тот факт, что часто 1–2 дыхательных упражнения входят в состав заданий для физкультминуток. В этом случае на их выполнение время выделяется в пропорциональном соотношении с остальными заданиями.

Таблица: пример конспекта дыхательной гимнастики (фрагмент)

АвторСмецкая Ольга, воспитатель МАДОУ №9, г. Шебекино
Название«Методика проведения дыхательной гимнастики по А. Фролову в старшей группе»
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/metodika-provedenija-dyhatelnoi-gimnastiki-po-a-frolovu-v-starshei-grupe.html

Цели и задачи дыхательных упражнений для младших дошкольников

Блок упражнений, направленный на развитие умения управлять своим дыханием, называется дыхательной гимнастикой. Практикующие йоги утверждают, что привычку дышать ртом можно считать столь же неестественной, как кушать через нос. Однако из-за частого насморка, проблем с аденоидами многие малыши дышат ртом. Дыхательная гимнастика приучает детей дышать и носом.

Дыхательные упражнения благотворно влияют на работу бронхов и лёгких малышей

Целями проведения упражнений для правильного дыхания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) вне зависимости от возраста воспитанников являются:

  • укрепление физического и психического здоровья;
  • повышение работоспособности малышей;
  • тренировка дыхательной мускулатуры;
  • развитие артикуляционного аппарата (для малышей, которые только осваивают речь, очень важно вырабатывать правильное произношение звуков);
  • развитие умения управлять своим телом;
  • воспитание потребности в ЗОЖ.

Для реализации этих целей решается ряд задач, которые также являются универсальными. Отличия в зависимости от возраста детей могут быть лишь в приоритетности тех или иных аспектов. Итак, основными задачами проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах являются:

  • формирование способности управлять своим дыханием — варьировать силу, ритм и глубину вдоха и выдоха (к примеру, медленный выдох помогает расслабиться, справиться со вспышками раздражительности или грусти, что особенно важно для малышей первой младшей групп, тяжело переживающих утреннее расставание с мамой);
  • развитие навыков правильного звукопроизнесения;
  • обогащение крови кислородом;
  • тренировка дыхательной мускулатуры;
  • предотвращение разрастания аденоидов;
  • защита от переохлаждения (дети учатся дышать носом, что предотвращает заглатывание холодного воздуха ртом);
  • воспитание умения слаженно работать в коллективе (игровая форма проведения дыхательной гимнастики в младших группах представляет собой один из основных способов приобщить малышей к занятию единым видом деятельности).

. Для правильной речи самым важным является умение делать плавный выдох, обеспечивающий чёткость артикуляции звуков.

Источник: https://katusha15.ru/zanyatiya/kartoteka-dyhatelnyh-uprazhnenij-v-srednej-gruppe.html

Картотека (младшая группа) по теме: Дыхательная гимнастика для детей 3-4 лет

Дыхательная гимнастика 2 младшая группа картотека

Чтобы дети были здоровы, родители готовы пойти на многое. Оздоровление в санаториях, поездки на море, спортивные секции, прогулки на свежем воздухе – все это, безусловно, укрепляет иммунитет малыша, но порой отнимает много сил и времени у родителей.

Все мы понимаем, что в наше время каждая минута на счету и уехать с ребенком на недельку из города – это редкая возможность. При этом, если ребенок заболеет, то больничный обойдется в ту же неделю, но потраченного времени будет крайне жаль.

Сохранить здоровье малыша и уложиться в плотный рабочий график родителей позволяют альтернативные методы оздоровления организма. Например, дыхательная гимнастика для детей.

Цель и значение дыхательной гимнастики

Самая главная цель, которую преследуют сторонники дыхательной гимнастики – это общее укрепление и оздоровление организма ребенка.

Ведущие специалисты рекомендуют как можно чаще обращаться к методикам, основанным на дыхательных упражнениях, так как они:

  • обогащают организм кислородом;
  • являются отличным методом, помогающим ребенку в управлении своим дыханием;
  • улучшают работу всех внутренних органов;
  • позволяют ребенку стать более спокойным, и избежать стрессовых ситуаций;
  • имеют профилактическую направленность, позволяя сделать иммунитет малыша более стойким к различным простудным заболеваниям.

Как дыхательная гимнастика действует на организм ребенка?

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Повышение иммунитета помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.

Если же ребенок уже заболел или страдает от хронического недуга, например, астмы, то дыхательная гимнастика поможет ему быстрее восстановиться после болезни или легче переносить приступы.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательная гимнастика в детском саду, картотека разнообразных методик для различных возрастов – требование обязательное для работников ДОУ. Место проведения – любое; очень полезно проведение комплекса на улице, но, если погодные условия не позволяют, комплексы проводятся в группе с воспитателем, или на музыкальных занятиях.

Для проведения некоторых упражнений имеются противопоказания. Их немного, но воспитателю необходимо проконсультироваться с родителями детей на предмет наличия у них хронических заболеваний.

  1. Регламент выполнения упражнений составляет от 10 минут до получаса. Выполнять комплексы следует только через час после еды.
  2. Следует использовать на таких занятиях разнообразные игрушки и другие демонстрационные материалы. Это повысит мотивацию и интерес детей к упражнениям.
  3. Используя стандартные комплексы упражнений, можно видоизменить их, добавив что-то свое, и сделав оригинальными.
  4. Когда позволяют погодные условия, обязательно выполнение комплекса на улице. Если гимнастика проходит в помещении, его температура не должна превышать 20 градусов.
  5. Для достижения наивысшего результата, необходимо ознакомить с упражнениями и родителей детей, чтобы они могли регулярно заниматься дома.

Комплекс дыхательных упражнений для детей 6-7 лет, выполняемый с помощью родителей

1. Сесть прямо, носки и пятки ног вместе, руки свободно опущены. Дыхание произвольное;

2. Полностью выдохнуть, большими пальцами с обеих сторон зажать наружный слуховой проход, а двумя средними пальцами прижать крылья носа. Резко втянуть воздух через рот. Сжать губы и надуть щеки;

3. Опустить подбородок на грудь. Закрыть глаза, положив указательные пальцы на веки. В таком положении оставаться некоторое время;

4. Затем поднять голову, снять пальцы с век, с крыльев носа и сделать полный выдох через него;

5. Отнять пальцы от ушей и опустить руки вдоль тела.

Картотека дыхательных упражнений для дошкольников

В дошкольных учреждениях большое внимание уделяется дыхательной гимнастике. В арсенале каждого воспитателя есть картотека, содержащая разнообразные комплексы упражнений.

Источник: https://dshi10krd.ru/procedury/dyhatelnye-uprazhneniya-dlya-detej-3-4.html

Картотека дыхательной гимнастики во второй и первой младшей группе детского сада, комплекс упражнений

Дыхательная гимнастика 2 младшая группа картотека

Правильное дыхание является профилактикой различных болезней, в том числе и простудных, с которыми сталкиваются многие дошкольники, посещающие детский сад.

Особенно актуальна эта проблема для малышей 1,5–4 лет, то есть воспитанников первой и второй младшей группы в период адаптации.

Отдельного внимания заслуживает элемент коррекционной работы, направленный на укрепление здоровья детей, а именно: система упражнений для правильного дыхания или дыхательная гимнастика.

Атрибуты для проведения гимнастики

Придать полноценную игровую форму проведению дыхательных упражнений помогут атрибуты. Исходя из своего опыта, могу сказать, что для такого несложного реквизита я завела специальную шкатулку, интерес к которой также мотивирует ребят на активное участие в играх. Вот несколько примеров тренажёров для дыхательной гимнастики.

«Зимняя варежка»

Варежки можно украсить оригинальными аппликациями

  • шаблоны варежки, снежинок;
  • клей;
  • картон;
  • скотч;
  • ножницы;
  • нитки, иголка.

Инструкция:

  1. Вырезаем шаблон варежки, приклеиваем его на картон.
  2. Ламинируем его или обклеиваем широким скотчем.
  3. Вырезаем шаблоны снежинок, приклеиваем их на картон.
  4. С помощью нитки и иголки крепим снежинки на варежки.

Дети сдувают снежинки с варежки, тренируя направленность струи воздуха.

Тренажёр с бабочками изготавливается по аналогии с варежками

По аналогии можно сделать солнышко, закрытое тучами, лягушек, сидящих на кувшинках, грибы, спрятанные под листочками и т. п.

«Чашка»

Малыши с удовольствием наблюдают за тем, как из чашки выходит пар

  • шаблон чашки;
  • картон;
  • ножницы;
  • скотч;
  • прозрачный пакет.

Инструкция:

  1. Вырезаем чашку, приклеиваем на картон.
  2. Ламинируем её или обклеиваем скотчем.
  3. Оставив цельным один край, нарезаем прозрачный пакет на полоски для имитации пара.
  4. Приклеиваем к чашке.

Дети «остужают» чай: дуют на пакет, он раздувается, как пар.

Комплексы дыхательных упражнений для первой и второй младших групп

Изучение пользы дыхательной гимнастики для разных сфер развития малышей является причиной появления довольно большого количества авторских методик:

  • комплекс Стрельниковой (самый известный вид упражнений, основанный на сильном вдохе через нос и плавном выдохе);
  • комплекс Фролова, или «йога для ленивых» (для выполнения этих упражнений необходим специальный аппарат, в практике современных ДОУ данный комплекс используется крайне редко и только со старшими воспитанниками);
  • комплекс Бутейко (призван ликвидировать глубокое дыхание, заменив его неглубоким вдохом и долгим выдохом для расширения бронхов, лёгких);
  • тренинги Лазарева (совмещение упражнений с пением, чтением стихотворений и даже игрой на духовых инструментах).

В первой и второй младших группах для составления картотеки заданий педагог берёт упражнения разных видов (за исключением комплекса Фролова), представляя их в форме игр на дыхание.

Таблица: виды игр на дыхание в первой и второй младших группах

В одном комплексе должны сочетаться упражнения разных видов

Методика проведения упражнений на дыхание в первой и второй младших группах

Поскольку задачи проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах отличаются лишь отдельными аспектами, методика проведения упражнений единая.

Картотека дыхательных упражнений в первой младшей группе

В методической литературе можно найти несколько подходов к проведению дыхательной гимнастики с детьми 1,5–3 лет. Одни специалисты настаивают на том, что поскольку малышам этого возраста сложно действовать осознанно, дыхательные упражнения с воспитанниками первой младшей группы проводить не стоит.

Специалисты, занимающиеся разработкой систем упражнений, наоборот, настаивают на том, что начинать работу в этом направлении нужно как можно раньше. А есть те, кто находит компромисс в этих мнениях и советует начинать занятия дыхательной гимнастикой в 2 года.

Последний подход является базовым для большинства детских садов в нашей стране.

Что касается составления картотеки, то она основывается на упражнениях на звукоподражание и правильную артикуляцию звуков. Такой подход отражён в картотеке упражнений для дыхания воспитателя Нечаевой А.В. Ещё один пример картотеки представлен в работе воспитателя из московской области Гаврилиной И.В.

Картотеки дыхательных упражнений во второй младшей группе и методика их проведения

Во второй младшей группе задания становятся более динамичными, подключаются движения туловищем, конечностями. Ознакомиться с картотекой упражнений для второй младшей группы можно в работе воспитателя Кузнецовой Е.Ю.

По большей части картотеки упражнений для детей 1,5–3 лет и 3–4 лет универсальны. Например, в публикации воспитателя из нижегородской области Ширшовой И.В. представлены задания для младших дошкольников.

В комплекс дыхательной гимнастики во второй младшей группе добавляются движения конечностями и туловищем, поэтому упражнения обычно выполняются стоя

Регулярное выполнение ряда дыхательных упражнений в младшем дошкольном возрасте является отличным способом коррекции и профилактики логопедических проблем у воспитанников ДОУ.

Временной план гимнастики

На выполнение дыхательной гимнастики в обеих младших группах, если она проводится самостоятельным элементом образовательного процесса, как уже было отмечено, выделяется 5 минут. Работа распределяется между тремя этапами:

  1. Вводная часть — педагог мотивирует ребят на выполнение (загадкой, стихотворением или предложением поиграть от лица сказочного персонажа) — 1 минута;
  2. Основная часть — педагог показывает порядок выполнения движений одного упражнения, дети повторяют, затем воспитатель даёт образец следующего, малыши повторяют — 2 минуты;
  3. Заключительный этап — дети повторяют весь комплекс целиком, педагог оценивает работу — 2 минуты.

Если дыхательное упражнение является частью физкультминутки на занятии, то на его проработку выделяется около 1 минуты, причём дети либо сами выполняют задание, либо совместно с педагогом, если движения ещё не заучены.

Таблица: фрагмент конспекта занятия по музыке во второй младшей группе с дыхательной гимнастикой в виде физкультминутки

Дыхательные упражнения часто проводятся на музыкальных занятиях

Дыхательные упражнения являются обязательной частью учебно-воспитательного процесса в первой и второй младших группах детского сада.

Этот вид работы направлен на сохранение и укрепление здоровья малышей, а также помогает развивать и укреплять речевой аппарат, что имеет ключевое значение для освоения воспитанниками речи.

Дыхательная гимнастика может проводиться самостоятельно, а может быть частью физкультпаузы на занятии, при этом методика её проведения с детьми 1,5–3 лет и 3–4 лет одинакова.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kartoteka-dyihatelnoy-gimnastiki-vo-vtoroy-mladshey-gruppe.html

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: