Движения неточные

Содержание
  1. Система постурального контроля
  2. Зрительная система
  3. Стабилизация взгляда 
  4. Смещение взгляда 
  5. Вестибулярная система
  6. Соматосенсорная система
  7. Заключение 
  8. Источник: Physiopedia — The Postural Control System
  9. Значение развития мелкой моторики у детей
  10. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  11. Виды коррекционных занятий
  12. Механическое движение
  13. Траектория, путь, перемещение
  14. Скорость и ускорение
  15. Закон сложения скоростей
  16. Виды механического движения
  17. 26 ошибок мышления, из-за которых мы ничего не понимаем
  18. Почему мозг любит ошибаться
  19. Первая проблема мозга: слишком много информации
  20. Мы замечаем информацию, которую уже знаем
  21. Мы замечаем только необычные вещи
  22. Мы замечаем только изменения
  23. Мы любим свои убеждения
  24. Мы замечаем чужие ошибки
  25. Что делать с этой информацией
  26. Дифференциальная диагностика дизартрии
  27. Дифференциальная диагностика форм дизартрии
  28. Отличия дизартрии от дислалии
  29. Отличия дизартрии от алалии

Система постурального контроля

Движения неточные

Постуральный контроль — это понятие, которое используется для описания того, как наша центральная нервная система (ЦНС) анализирует сенсорную информацию от других систем, чтобы произвести адекватный моторный ответ для поддержания контролируемой, вертикальной позы. Зрительная, вестибулярная и соматосенсорная системы являются основными сенсорными системами, участвующими в постуральном контроле и поддержании равновесия. 

Постуральная ориентация и равновесие являются двумя основными функциональными целями постурального контроля.

Постуральная ориентация контролирует положение и тонус тела по отношению к силе тяжести, опорной поверхности, визуальной среде и внутренним ориентирам.

Координация сенсомоторных стратегий для стабилизации центра масс во время как самопроизвольных, так и при внешних стимулах представляет собой постуральное равновесие.

Надлежащий постуральный контроль — это когда человек способен заниматься различными статическими и динамическими видами деятельности, такими как сидение, стояние, опускание на колени, движение на четвереньках, ползание, ходьба и бег, с возможностью сокращать соответствующие мышцы для поддержания равновесия, а также способность вносить небольшие коррективы в ответ на изменения положения и движения, без использования компенсаторных движений. Если даже одна из трех вышеуказанных систем работает не так, как положено, то это может повлиять на постуральный контроль и равновесие. Однако, когда затрагивается одна система, две другие системы могут компенсировать это. Если поражается более чем одна система, то постуральный контроль будет страдать в большей степени. 

Друзья, совсем скоро состоится вебинар Георгия Темичева «Двигательный контроль и обучение». Узнать подробнее…

Существуют важные рефлексы, участвующие в поддержании постурального контроля, известные как шейные рефлексы (цервико-окулярный рефлекс, цервико-спинальный рефлекс, цервикоколлический рефлекс) и вестибулоспинальный рефлекс, которые работают в сочетании с вестибулярными ядрами и мозжечком. Зрительная, вестибулярная и соматосенсорная системы — это три системы баланса, которые тесно связаны с контролем постуры.  

Зрительная система

Зрительная система является основным приемником сенсорной информации для поддержания постурального равновесия, и как таковая наша постуральная стабильность возрастает с улучшением визуальной среды.

Существует два функциональных класса движений глаз: те, которые стабилизируют глаза, когда голова движется или кажется, что она движется (стабилизация взгляда) и те, которые сохраняют изображение визуальной цели, сфокусированной на центральной ямке глаза, когда цель изменяется или движется (смещение взгляда). 

Стабилизация взгляда 

Во время движения головы действуют две системы стабилизации взгляда — вестибуло-окулярная и оптокинетическая. Для того чтобы стабилизация взгляда была эффективной, существуют сопряженные движения, при которых оба глаза движутся в одном направлении.

Смещение взгляда 

Чтобы сфокусировать изображение на центральной ямке работают три системы смещения.  

  • Следящие движения глаз. Определяются как произвольные, плавные, непрерывные, сопряженные движения глаз со скоростью и траекторией, определяемой движущейся визуальной целью.
  • Саккады представляют собой короткие, быстрые, отрывистые (баллистические) движения глаз по заданной траектории, которые направляют глаза к некоторой визуальной цели. Эти движения глаз инициируются для того, чтобы привлечь внимание к интересующему объекту.
  • Конвергенция — это изменение угла между двумя глазами, чтобы приспособиться к изменению расстояния до визуальной цели. Аккомодация — это механизм, с помощью которого глаза меняет фокус с дальнего изображения на ближнее. При смещении взгляда с удаленного объекта на ближний, глаза сходятся (зрительные оси направлены в носовую часть), чтобы изображение объекта было сфокусировано на центральных ямках обоих глаз.

Вестибулярная система

Вестибулярная система ориентирует туловище в вертикальном положении, используя различную сенсорную информацию, поступающую в том числе из различных сенсорных сред, например, если человек стоит на наклонной поверхности или с закрытыми глазами. Она также контролирует центр масс тела как в статическом, так и в динамическом положении с помощью постуральных реакций (например, пациент стоит или ходит по бревну), а также стабилизирует голову при различных положениях тела. 

Соматосенсорная система

Соматосенсорная система — это сложная система сенсорных нейронов и путей, которая реагирует на изменения на поверхности или внутри тела. Он также участвует в поддержании постурального равновесия, передавая информацию о положении тела в головной мозг, позволяя ему активировать соответствующую двигательную реакцию.

Механорецепторы — это специфические сенсорные рецепторы, расположенные в мышечных веретенах.

Они обеспечивают нервную систему информацией о длине мышц и скорости их сокращения, тем самым позволяя человеку различать движения суставов и чувствовать их положение.

Мышечные веретена также обеспечивают афферентную обратную связь, которая может быть преобразована в соответствующие рефлекторные и произвольные движения. 

Очень большое количество механорецепторов в мышечных веретенах находится в подзатылочной области. Они отвечают за прием и передачу информации в ЦНС.

Импульсы с этих механорецепторов (в частности, с мышц верхней части шейного отдела позвоночника) имеют прямой доступ к вестибулярному ядерному комплексу (ВЯК) — рефлекторному центру, координирующему движения глаз и шеи.

С ним связано центральное шейное ядро (ЦШЯ), которое интегрирует вестибулярную, зрительную и проприоцептивную информацию.  

Выраженная сенсомоторная дисфункция возникает при травмах (в частности, хлыстовых травмах) верхнего шейного отдела (по сравнению с травмами нижнего шейного отдела), потому что верхнешейный отдел содержит больше мышечных веретен, имеет большую связь со зрительной и вестибулярной системами и большую рефлекторную активность.

Заключение 

Вестибулярная, соматосенсорная и зрительная системы действуют не изолированно, а представляют собой сложную систему постурального контроля, которая работает с целью достижения равновесия.

Постуральная стабильность достигается при хорошей сенсомоторной интеграции между верхним шейным отделом позвоночника, зрительными и вестибулярными структурами. Плохой постуральный контроль возникает при наличии сенсорного несоответствия.

Другими словами, если ЦНС будет не в состоянии отличить точную и неточную сенсорную информацию от одной или нескольких из этих систем, то это приведет к возникновению ощущения головокружения / неустойчивости / нарушения равновесия, а также изменению «предсказательного» времени сенсорного входа. 

Такие пациенты часто жалуются на головные боли, головокружение, нечеткость зрения, напряжение глаз и проблемы с равновесием. Кроме того, они часто испытывают трудности с чтением (горизонтальный дефицит) или у них возникает головная боль / головокружение при взгляде вверх или вниз (вертикальный дефицит). Эти пациенты также могут страдать от боли в шее, т.к.

у них может наблюдаться увеличение мышечной активности / скованности, поскольку тело пытается компенсировать потерю равновесия. Описанные выше симптомы могут возникать во время бега или попытке сосредоточиться на движущейся цели, например, мяче.

Некоторые пациенты жалуются на то, что чувствуют себя дезориентированными / перегруженными, когда едут по незнакомому городу, ездят по туннелям или толкают тележку в продуктовых рядах.

Источник: Physiopedia — The Postural Control System

Источник: https://kinesiopro.ru/blog/sistema-posturalnogo-kontrolja/

Значение развития мелкой моторики у детей

Движения неточные

Умение человека совершать точные мелкие движения пальцами рук и кистями называется мелкой моторикой. Скоординированные движения происходят благодаря работе трех систем организма:

  • нервной;
  • костной;
  • мышечной.

Развитие мелкой моторики для детей имеет огромное значение. Проведенные исследования показали прямую зависимость развития функции рук с развитием мышления и речи ребенка. Чем больше умений, мастерства, точности и активности в движении пальцев ребенка, тем быстрее он начинает говорить и познавать окружающий мир.

Поэтому одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – развитие мелких движений кистями и пальцами рук – мелкой моторике.

В процессе выполнения каких-либо действий руками и пальцами малыш не просто забавляется – он познает мир и развивает интеллект, благодаря самостоятельному исследованию окружающего пространства.

В младшем возрасте движения пальцев детей неточные и несогласованные.

К трем годам движения пальчиков уже хорошо развиты, но еще не достаточно подвижны и ловки.

Часто даже пятилетние дети держат ложку в кулаке, не без труда работают карандашом и кисточкой, не могут расстегивать пуговицы и завязывать шнурки.

В основном к шести-семи годам происходит формирование зон головного мозга, отвечающих за мелкую моторику. Кисти рук также к этому возрасту достаточно развиты.

Однако трудности по овладению письма имеют многие первоклассники. Письмо требует выполнения тонких скоординированных движений пальчиков и мелких мышц кисти и всей руки. При этом должны быть развиты зрительное восприятие и внимание.

Мелкая моторика развивается путем регулярного обучения, выполнения некоторых специальных упражнения и полезных игр. Для развития речи, интеллекта ребенка с ним нужно постоянно заниматься.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

У детей наиболее часто встречаются следующие заболевания зрительных органов:

  • миопия (близорукость);
  • гиперметропия (дальнозоркость);
  • косоглазие;
  • амблиопия;
  • астигматизм.

Если у ребенка имеются отклонения в органах зрения, то наблюдаются:

  • снижение двигательной активности;
  • трудности в координации рук;
  • задержка в развитии тактильной чувствительности;
  • трудности в выполнении мелких координированных движений кисти и пальцев.

Ребенок с нарушениями зрения менее качественно выполняет задания и скорость их исполнения низкая.

Дети со зрительными недугами в большей степени полагаются на ориентирование визуально, не осознавая осязания, как важное средство замещения зрительной функции.

Ребенок с нарушением зрения не всегда может подражать действиям взрослых, что не позволяет им овладевать некоторыми практическими навыками. Вследствие этого у таких детей мышцы рук плохо развиты, вялые, часто напряжены.

Недоразвитость тактильной чувствительности и мелкой моторики задерживается общее развитие ребенка, его речи.

Зрение и осязание с точки зрения информативности для человека тесно связаны. Поэтому осязание для детей с нарушениями зрения может явиться эффективным способом познания окружающего мира. Развитие мелкой моторики у таких детей – возможность компенсировать недостаточность зрения.

Для развития мелкой моторики с детьми проводятся специальные занятия. Однако такие навыки можно развивать и на общеобразовательных занятиях.

Дети с нарушением зрения часто отличаются двумя крайностями. Часть из них всю свою практическую деятельность выполняют, опираясь на органы зрения. Другая часть, с сильными нарушениями зрения, руководствуются осязанием, практически не используя органы зрения, имеющие нарушения, но, все-таки, дающие определенную информацию.

Обе группы детей лишаются определенных возможностей для ориентировки в пространстве и в практической деятельности. Отклонения у детей могут быть скорректированы с помощью специальных занятий, которые позволят взаимодействовать осязанию, зрению и других анализаторов.

Занятия с детьми проводятся с группами или индивидуально. Это зависит от конкретных дефектов зрения, развития осязательности и содержания занятия.

Для осязательного восприятия у детей с нарушением органов зрения используются различные педагогические приемы и методы.

Виды коррекционных занятий

Обычно занятия имеют две составляющие:

  • упражнения для пальцев и рук, позволяющие снять их напряжение, развить гибкость и подвижность;
  • приобщение детей к выполнению предметно-практической деятельности, которая развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность.

Существуют виды упражнений и занятий:

  • пальчиковая гимнастика;
  • развитие способностей по работе с мелкими предметами, например, счетными палочками, пирамидками, геометрическими фигурками и пр.;
  • получение графических навыков: раскраска изображений, обвод контура, заштриховка заданных фигур и пр.;
  • развитие тактильной чувствительности пальчиков и кистей;
  • усвоение приемов расслабления и самомассажа;
  • работа с предметами, улучшающими мелкую моторику: застегивание/расстегивание пуговиц, плетение кос, складывание из палочек, спичек и др. определенных фигур, разглаживание помятой фольги и пр.

Детям с дефектами зрения в бо́льшей степени требуются коррекционные занятия по развитию мелкой моторики. Тактильная чувствительность, развитые ловкие движения пальцев и кистей рук помогут компенсировать недостаточность зрения.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bb211027f4c2d00a90ce96b/znachenie-razvitiia-melkoi-motoriki-u-detei-5c2722148c276f00aa0e49d8

Механическое движение

Движения неточные

Автор — профессиональный репетитор, автор учебных пособий для подготовки к ЕГЭ Игорь Вячеславович Яковлев

Темы кодификатора ЕГЭ: механическое движение и его виды, относительность механического движения, скорость, ускорение.

Понятие движения является чрезвычайно общим и охватывает самый широкий круг явлений. В физике изучают различные виды движения. Простейшим из них является механическое движение. Оно изучается в механике.
Механическое движение — это изменение положение тела (или его частей) в пространстве относительно других тел с течением времени.

Если тело A меняет своё положение относительно тела B, то и тело B меняет своё положение относительно тела A. Иначе говоря, если тело A движется относительно тела B, то и тело B движется относительно тела A. Механическое движение является относительным — для описания движения необходимо указать, относительно какого тела оно рассматривается.

Так, например, можно говорить о движении поезда относительно земли, пассажира относительно поезда, мухи относительно пассажира и т. д.

Понятия абсолютного движения и абсолютного покоя не имеют смысла: пассажир, покоящийся относительно поезда, будет двигаться с ним относительно столба на дороге, совершать вместе с Землёй суточное вращение и двигаться вокруг Солнца.
Тело, относительно которого рассматривается движение, называется телом отсчёта.

Основной задачей механики является определение положения движущегося тела в любой момент времени. Для решения этой задачи удобно представить движение тела как изменение координат его точек с течением времени. Чтобы измерить координаты, нужна система координат. Чтобы измерять время, нужны часы. Всё это вместе образует систему отсчёта.

Система отсчёта — это тело отсчёта вместе с жёстко связанной с ним («вмороженной»» в него) системой координат и часами.
Система отсчёта показана на рис. 1. Движение точки рассматривается в системе координат . Начало координат является телом отсчёта.

Рисунок 1.

Вектор называется радиус-вектором точки . Координаты точки являются в то же время координатами её радиус-вектора .
Решение основной задачи механики для точки состоит в нахождении её координат как функций времени: .
В ряде случаев можно отвлечься от формы и размеров изучаемого объекта и рассматривать его просто как движущуюся точку.

Материальная точка — это тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи.
Так, поезд можно считать материальной точкой при его движении из Москвы в Саратов, но не при посадке в него пассажиров. Землю можно считать материальной точкой при описании её движения вокруг Солнца, но не её суточного вращения вокруг собственной оси.

К характеристикам механического движения относятся траектория, путь, перемещение, скoрость и ускорение.

Траектория, путь, перемещение

В дальнейшем, говоря о движущемся (или покоящемся) теле, мы всегда полагаем, что тело можно принять за материальную точку. Случаи, когда идеализацией материальной точки пользоваться нельзя, будут специально оговариваться.

Траектория — это линия, вдоль которой движется тело. На рис. 1 траекторией точки является синяя дуга, которую описывает в пространстве конец радиус-вектора .

Путь — это длина участка траектории, пройденного телом за данный промежуток времени.
Перемещение — это вектор, соединяющий начальное и конечное положение тела.

Предположим, что тело начало движение в точке и закончило движение в точке (рис. 2). Тогда путь, пройденный телом, это длина траектории . Перемещение тела — это вектор .

Рисунок 2.

Скорость и ускорение

Рассмотрим движение тела в прямоугольной системе координат с базисом (рис. 3).

Рисунок 3.

Пусть в момент времени тело находилось в точке с радиус-вектором

Спустя малый промежуток времени тело оказалось в точке с
радиус-вектором

Перемещение тела:

(1)

Мгновенная скорость в момент времени – это предел отношения перемещения к интервалу времени , когда величина этого интервала стремится к нулю; иными словами, скорость точки – это производная её радиус-вектора:

(2)

Из (2) и (1) получаем:

Коэффициенты при базисных векторах в пределе дают производные:

(Производная по времени традиционно обозначается точкой над буквой.) Итак,

Мы видим, что проекции вектора скорости на координатные оси являются производными координат точки:

Когда стремится к нулю, точка приближается к точке и вектор перемещения разворачивается в направлении касательной. Оказывается, что в пределе вектор направлен точно по касательной к траектории в точке . Это и показано на рис. 3.

Понятие ускорения вводится похожит образом. Пусть в момент времени скорость тела равна , а спустя малый интервал скорость стала равна .
Ускорение – это предел отношения изменения скорости к интервалу , когда этот интервал стремится к нулю; иначе говоря, ускорение – это производная скорости:

Ускорение, таким образом, есть “cкорость изменения скорости”. Имеем:

Следовательно, проекции ускорения являются производными проекций скорости (и, стало быть, вторыми производными координат):

Закон сложения скоростей

Пусть имеются две системы отсчёта. Одна из них связана с неподвижным телом отсчёта . Эту систему отсчёта обозначим и будем называть неподвижной.

Вторая система отсчёта, обозначаемая , связана с телом отсчёта , которое движется относительно тела со скоростью . Эту систему отсчёта называем движущейся.

Дополнительно предполагаем, что координатные оси системы перемещаются параллельно самим себе (нет вращения системы координат), так что вектор можно считать скоростью движущейся системы относительно неподвижной.

Неподвижная система отсчёта обычно связана с землёй. Если поезд плавно едет по рельсам со скоростью , это система отсчёта, связанная с вагоном поезда, будет движущейся системой отсчёта .

Заметим, что скорость любой точки вагона (кроме вращающихся колёс!) равна . Если муха неподвижно сидит в некоторой точке вагона, то относительно земли муха движется со скоростью . Муха переносится вагоном, и потому скорость движущейся системы относительно неподвижной называется переносной скоростью.

Предположим теперь, что муха поползла по вагону. Скорость мухи относительно вагона (то есть в движущейся системе ) обозначается и называется относительной скоростью. Скорость мухи относительно земли (то есть в неподвижной системе ) обозначается и называется абсолютной скоростью.

Выясним, как связаны друг с другом эти три скорости – абсолютная, относительная и переносная.
На рис. 4 муха обозначена точкой .Далее:
– радиус-вектор точки в неподвижной системе ;
– радиус-вектор точки в движущейся системе ;
– радиус-вектор тела отсчёта в неподвижной системе .

Рисунок 4.

Как видно из рисунка,

Дифференцируя это равенство, получим:

(3)

(производная суммы равна сумме производных не только для случая скалярных функций, но и для векторов тоже).
Производная есть скорость точки в системе , то есть абсолютная скорость:

.

Аналогично, производная есть скорость точки в системе , то есть относительная скорость:

А что такое ? Это скорость точки в неподвижной системе, то есть – переносная скорость движущейся системы относительно неподвижной:

В результате из (3) получаем:

Закон сложения скоростей. Скорость точки относительно неподвижной системы отсчёта равна векторной сумме скорости движущейся системы и скорости точки относительно движущейся системы. Иными словами, абсолютная скорость есть сумма переносной и относительной скоростей.

https://www.youtube.com/watch?v=DBI16G9dqbY

Таким образом, если муха ползёт по движущемуся вагону, то скорость мухи относительно земли равна векторной сумме скорости вагона и скорости мухи относительно вагона. Интуитивно очевидный результат!

Виды механического движения

Простейшими видами механического движения материальной точки являются равномерное и прямолинейное движения.
Движение называется равномерным, если модуль вектора скорости остаётся постоянным (направление скорости при этом может меняться).

Движение называется прямолинейным, если направление вектора скорости остаётся постоянным (а величина скорости при этом может меняться). Траекторией прямолинейного движения служит прямая линия, на которой лежит вектор скорости.

Например, автомобиль, который едет с постоянной скоростью по извилистой дороге, совершает равномерное (но не прямолинейное) движение. Автомобиль, разгоняющийся на прямом участке шоссе, совершает прямолинейное (но не равномерное) движение.

А вот если при движении тела остаются постоянными как модуль скорости, так и его направление, то движение называется равномерным прямолинейным.

В терминах вектора скорости можно дать более короткие определения данным типам движения:

    • равномерное движение
    • прямолинейное движение
    • равномерное прямолинейное движение

Важнейшим частным случаем неравномерного движения является равноускоренное движение, при котором остаются постоянными модуль и направление вектора ускорения:

  • равноускоренное движение

Наряду с материальной точкой в механике рассматривается ещё одна идеализация – твёрдое тело.
Твёрдое тело – это система материальных точек, расстояния между которыми не меняются со временем. Модель твёрдого тела применяется в тех случаях, когда мы не можем пренебречь размерами тела, но можем не принимать во внимание изменение размеров и формы тела в процессе движения.

Простейшими видами механического движения твёрдого тела являются поступательное и вращательное движения.

Движение тела называется поступательным, если всякая прямая, соединяющая две какие-либо точки тела, перемещается параллельно своему первоначальному направлению.

При поступательном движении траектории всех точек тела идентичны: они получаются друг из друга параллельным сдвигом (рис. 5).

Рисунок 5.

Движение тела называется вращательным, если все его точки описывают окружности, лежащие в параллельных плоскостях. При этом центры данных окружностей лежат на одной прямой, которая перпендикулярна всем этим плоскостям и называется осью вращения.

На рис. 6 изображён шар, вращающийся вокруг вертикальной оси. Так обычно рисуют земной шар в соответствующих задачах динамики.

Рисунок 6.

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/fizika/mexanicheskoe-dvizhenie/

26 ошибок мышления, из-за которых мы ничего не понимаем

Движения неточные

Ошибки надо исправлять. А чтобы это сделать, их нужно найти. Когнитивные искажения ловко маскируются под нормальные мыслительные процессы — никому в голову не придёт, что в рассуждениях что-то пошло не так.

Когнитивных искажений много. В «Википедии» приводится 175 способов самообмана — огромное число. Некоторые чем-то похожи, какие-то дублируют друг друга. Выучить и постоянно знать все невозможно, но время от времени полезно просматривать список ошибок, находить свои любимые и избавляться от них.

Почему мозг любит ошибаться

Каждое искажение зачем-то нужно. Они появились в процессе развития мозга, чтобы помочь человеку адаптироваться в мире, не сойти с ума, сберечь энергию и время.

Бастер Бенсон, тренер и блогер, потратил месяц, чтобы изучить и рассортировать их: сделал таблицу, вычистил дубли, сгруппировал основные ошибки. У него получилось 20 шаблонных сценариев, по которым работает мозг.

Эти сценарии решают четыре главные проблемы:

  1. Как справиться с информационной перегрузкой.
  2. Как действовать, когда ты ничего не понимаешь.
  3. Как действовать быстро.
  4. Как запомнить важное и не запоминать ненужное.

Сегодня мы разберём когнитивные искажения, которые решают первую проблему.

Первая проблема мозга: слишком много информации

Каждый день мозг переваривает кучу данных, начиная с того, как ярко светит солнце, заканчивая мыслями, которые лезут в голову перед сном. Чтобы не захлебнуться информацией, приходится выбирать, о чём думать, а на что не обращать внимания. Мозг использует несколько приёмов, чтобы выдёргивать важные сведения.

Мы замечаем информацию, которую уже знаем

Повторение помогает запоминать — это правило работает, даже если мы не заучиваем информацию специально. Мозгу удобно замечать то, что он и так знает. Эту особенность поддерживает несколько искажений.

Эвристика доступности. Мы на любую новую информацию клеим ярлыки, опираясь на воспоминания и ассоциации, которые возникают в памяти сами собой. В этом есть логика: если что-то можно вспомнить, значит, это важно.

Ну или по крайней мере важнее, чем то, что вспомнить трудно. А что возникает в памяти само по себе? То, что вас зацепило. То, что случилось с вами или с близкими. То, что можно посмотреть, потрогать, понюхать. В общем, скудный личный опыт.

Его-то мы и используем, чтобы понимать всю новую информацию.

Например, знакомый специалист уехал в столицу и отлично там устроился. И нам кажется, что все жители столицы занимают крутую должность и получают огромную зарплату.

Ошибка базового процента. Мы игнорируем статистику, зато обращаем внимание на частные случаи и делаем выводы на основе неполных данных. Например, после прививки от гриппа вы простудились, значит, будете считать её вредной. По статистике прививка спасает миллионы жизней, но вам всё равно: когнитивным искажениям плевать на правду.

Отклонение внимания. Мы замечаем то, о чём думаем. Мы обращаем внимание на то, что волнует, а если что-то нам неинтересно, мы этого и не увидим.

Кто много думает об одежде и интересуется брендами, с ходу заметит новую сумку у коллеги, будет обращать внимание на одежду других.

Кто не отмечает праздники, тот забывает поздравить друзей и близких — это просто не входит в круг его интересов.

Иллюзия частоты. Мы начинаем замечать предметы, которые изучаем и которые нас недавно заинтересовали. Например, вы прочитали статью о здоровом образе жизни и решили заниматься спортом, считать БЖУ. И вдруг оказалось, что на каждом углу стоит фитнес-центр или магазин спортивного питания. Раньше их не было? Были, но вы не обращали на магазины и спортзалы внимания.

Эффект мнимой правды. Тенденция верить сведениям, которые повторяют много раз. Давно известно: если сто раз сказать человеку, что он свинья, на сто первый раз он хрюкнет.

Мнимую правду активно используют для пропаганды, ведь так удобно заставлять людей верить во что-то, повторяя это много раз.

Эффект знакомства с объектом. Из нескольких объектов мы выбираем тот, с которым уже знакомы или о котором слышали. И чем лучше мы что-то знаем, тем больше оно нам нравится.

На этом искажении работает реклама: мы услышали о стиральном порошке, пришли в магазин и купили его просто потому, что он кажется лучше, ведь о нём мы хоть что-то знаем. И раз за разом покупаем этот порошок, не пробуя другие: а что, ведь мы давно его используем.

 Это искажение бережёт от необдуманных поступков, но помните, что лучшее — враг хорошего.

Эффект контекста. Окружающая среда влияет на восприятие стимулов. Даже умственные способности зависят от окружающей обстановки: удобнее читать и запоминать текст в светлой комнате и в тишине, а не в душном метро. Этот эффект тоже используют в маркетинге.

Если вы пришли в магазин и выбираете товары в приятной обстановке, то вы согласны на более высокую цену. Одна моя знакомая продавала квартиру и перед приходом покупателей пекла булочки с корицей и ванилью. Квартиру наполнял приятный аромат и тепло.

В итоге жильё удалось продать в полтора раза дороже рыночной цены, и это только благодаря булочкам.

Забывание без контекста. Мозг не умеет искать информацию по ключевым словам. Иногда нужно вспомнить что-то важное, но не получается.

Требуется ассоциация, чтобы вытащить из памяти нужные сведения.

Например, на экзамене никак не приходит в голову определение, но вот шелест страниц тетрадки или запах бумаги напоминают, как вы писали конспект, как учили термины, — и вот оно, определение.

Стимулом, который помогает вспомнить всё, служат разные раздражители — от звуков и запахов до вашего настроения.

Разрыв эмпатии. Мы недооцениваем влияние внутренних факторов на поведение. Даже таких банальных, как голод и жажда. Сытый голодного не разумеет — в буквальном смысле. Когда хочется на кого-то наорать, может, стоит перекусить или вздремнуть, а не ругаться. Поэтому мы не понимаем чужих поступков. Мы же не знаем, в каком состоянии человек их совершил.

Недооценка бездействия. Вредные поступки мы осуждаем. А не менее вредное бездействие — нет. «Но я же ничего не сделал!» — в чём тут человека обвинить? Поэтому, когда нужно действовать, мы стоим в сторонке и ничего не предпринимаем. Так безопаснее.

Мы замечаем только необычные вещи

Причудливые, смешные, яркие, выстреливающие сведения заметнее, чем скучные и рутинные. Мозг преувеличивает важность всего удивительного и пропускает всё обыкновенное.

Эффект изоляции. Отдельно стоящие и нестандартные объекты запоминаются лучше, чем похожие. Это как цифра в ряду букв, шутка в скучной лекции, заметная упаковка на полке с одинаковыми товарами. А если все упаковки яркие, то выделится минималистичная. Сюда же относится эффект приоритета изображения: картинки запоминаются лучше, чем текст. А уж картинка в тексте — тем более.

Эффект соотнесения с собой. Чем сильнее новая информация связана с нами, тем легче её запомнить. Если герой книги похож на нас, его приключения остаются в памяти надолго.

Эффект причастности. Мы считаем, что дело или вещь, которую создали мы, важнее, чем вещи, которые создали другие. Это наш ребёнок лучше всех на свете, наш проект самый полезный, наш отдел больше всех работает на благо компании.

Склонность к негативу. Мы переоцениваем значение отрицательных вещей. Поэтому так популярны криминальные хроники, поэтому тянет посмотреть ток-шоу, в которых у героев всё очень плохо.

Причём один мелкий недостаток способен перечеркнуть множество положительных черт. Это та самая ложка дёгтя, которая портит всем и всё.

Во всём прекрасный человек ковыряет в носу, и мы считаем это показателем, по которому стоит оценивать даже его работу.

Мы замечаем только изменения

Мы оцениваем вещи и события не по тому, какие они, а потому, что с ними произошло. Если случилось что-то хорошее, мы считаем всё событие положительным, и наоборот. А когда мы сравниваем две вещи, то смотрим не на их сущность, а на их отличия. Сложно? Посмотрим на примерах.

Эффект якоря. Искажение при оценке числовых значений. Если нас познакомить с объектом и указать рядом с ним число, то мы будем принимать решение, опираясь на это число.

Например: благотворительный фонд отправляет письма с просьбой пожертвовать деньги, сумма любая, минимального ограничения нет. Но в одном письме фонд пишет: «Дайте хотя бы 100 рублей», а в другом: «Хотя бы 200 рублей».

Человек, который получил второе письмо, заплатит больше.

https://www.youtube.com/watch?v=TeOkx53FZSo

Это искажение используют в рекламе и в магазинах, когда указывают скидку на товар.

Эффект контраста. Всё познаётся в сравнении. И от этого сравнения зависит наша оценка события. Например, человек радуется тому, что купил какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как узнаёт, что в соседнем магазине эта же вещь стоит в два раза дешевле.

Фрейминг. Мы реагируем на событие в зависимости от того, как оно описано, и умеем менять отношение к ситуации. Классический пример: стакан наполовину полон или стакан наполовину пуст. Можно после потери денег сказать: «Мы потеряли половину капитала», а можно: «Нам удалось сохранить половину средств». В первом случае мы проиграли, во втором выиграли, хотя событие одно.

Консерватизм. Когда мы получаем новые данные, которые противоречат сложившейся картине мира, мы очень медленно их обрабатываем. И ещё медленнее меняем свои взгляды. Информацию, которая не покушается на старые убеждения, мы осваиваем быстрее. А всё из-за лени: куда проще не заметить данные, чем перестроить свои взгляды.

Денежная иллюзия. Мы оцениваем количество денег по номиналу. Миллион — это много. Хотя, если разобраться, это не так уж много, особенно если это миллион в слабой валюте. Мы оцениваем число, а не реальную стоимость денег. А их реальная стоимость складывается из того, сколько можно купить товаров на эту сумму.

Необъективная оценка отличий. Когда мы рассматриваем предметы по отдельности, мы замечаем между ними меньше различий, чем если сравниваем их одновременно.

Порой невозможно различить близнецов, но, когда они рядом, их не перепутаешь. Или иногда ужин кажется не таким уж жирным. Подумаешь, там же просто макароны из твёрдых сортов пшеницы и котлета.

А вот сравнишь такую тарелку с салатом и куриной грудкой — сразу видна разница.

Мы любим свои убеждения

Мы любим советы, которые подсказывают уже принятое решение. Мы плюём на детали, которые противоречат нашим убеждениям.

Предвзятость подтверждения и селективное восприятие. Мы ищем информацию, которая подтверждает знания и позицию. Это причина вечных споров и непримиримой вражды. Допустим, человек решил, что во всех его бедах виноват заговор. Он найдёт доказательства, что всё именно так. Любые аргументы противников пропустит мимо ушей либо скажет, что оппоненты и есть главные заговорщики.

Искажение в восприятии выбора. Сначала мы делаем выбор, потом оправдываем его. Сначала покупаем вещь, потом придумываем, зачем она нам нужна.

Чем хуже выбор, тем сильнее разыгрывается фантазия в поисках причин, которые оправдают наши поступки.

Эффект страуса. А это причина, по которой мы не замечаем негативную информацию, которая говорит о нашем выборе. Как в детстве: раз я вас не вижу, то и вы меня не видите, я спрятался.

Эффект ожидания наблюдателя. Наши ожидания определяют наше поведение. Если мы верим, что регулярные пробежки помогут похудеть, мы занимаемся чаще, чем если не верим в успех. В обратную сторону это тоже работает: если мы не ждём, что сможем выполнить задание, то делаем его кое-как.

Мы замечаем чужие ошибки

А вот свои признавать не хотим. Так что прежде, чем думать, что вы окружены идиотами, посмотрите на себя. Может, вы пропустили какое-то искажение?

Слепое пятно. Мы не видим когнитивных искажений в собственном мышлении. Тем они и коварны, что их трудно найти.

Наивный реализм и наивный цинизм. Кого мы считаем нормальным человеком, ориентиром, по которому оцениваем всех и всё? Конечно, себя. И тот, кто с нами не согласен, не прав.

Что делать с этой информацией

Читать и перечитывать. Здесь перечислены только те ошибки, которые мешают воспринимать информацию, и их условно можно разделить на четыре группы:

  1. Мы не любим новую информацию.
  2. Мы обращаем внимание только на необычное, но не думаем о рутине.
  3. Мы не умеем объективно сравнивать предметы.
  4. Мы не замечаем своих ошибок.

Из ложных данных нельзя сделать правильные выводы, как ни старайся. Поэтому эти когнитивные искажения так опасны: мы выстраиваем картину мира, которая не может работать.

Если в следующий раз, принимая решение, вы вспомните несколько искажений и сможете их исправить, то сделаете правильный выбор. А мы расскажем, какие ещё искажения есть в мире.

Источник: https://Lifehacker.ru/cognitive-bias-1/

Дифференциальная диагностика дизартрии

Движения неточные

Дифференциальная диагностика форм дизартрии, отличие дизартрии от дислалии и от алалии — таблицы.

Формы дизартрии:

  • бульбарная дизартрия.
  • псевдобульбарная дизартрия.
  • подкорковая дизартрия.
  • корковая дизартрия.
  • мозжечковая дизартрия.

Дифференциальная диагностика форм дизартрии

Форма дизартрииПатогенезСимптоматика
Бульбарная дизартрия.

При поражении продолговатого мозга
  • разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)
  • паралич или парез мышц  глотки, гортани, языка, мягкого неба
  • нарушается процесс глотания
  • затруднено жевание
  • недостаточная подвижность ых складок
  • нарушения голоса (слабый, назализированный)
  • дефекты произношения звонких звуков и др. нарушения звукопроизношения
  • атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус)
  • речь нечеткая, замедленная
  • амимичность лица
Подкорковая дизартрияПри поражении подкорковых узлов головного мозга
  • нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер)
  • наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте)
  • нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет)
  • возникновение артикуляционного спазма
  • непризвольные выкрики
  • нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный)
  • нарушения тембра и силы голоса
  • нарушения интонации
  • нарушения артикуляционной моторики + нарушения голосообразования и речевого дыхания
  • может сочетаться с нарушением слуха
Мозжечковая дизартрияПри поражениях в области мозжечка
  • скандированная речь
  • нарушения модуляции голоса
  • трудность удержания артикуляционных укладов
  • неточность движений языка
Корковая дизартрияПри очаговых поражениях головного мозга
  • нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата
  • нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов
  • затрудняется динамика переключения с одного звука на другой, с одной позы на другую
  • изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются
  • ускоренный темп речи            запинки
  • нет нарушений лексико-грамматической стороны речи
Псевдобульбарная дизартрияСледствие перенесенного органического поражения головного мозга
  • псевдобульбарный парез или паралич, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам ЧМН
  • нарушения общей и речевой моторики
  • затрудненность сосания, глотания
  • поперхивания, захлебывания при еде
  • слюнотечение
  • нарушение мимики

Легкая степень псевдобульбарной дизартии

  • отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата
  • медленные, неточные движения языка, губ
  • расстройства жевания и глотания невыражены
  • речь замедленная, смазанная
  • чаще страдают звуки Ж, Ш, Р, Ц, Ч
  • звонкие произносятся с оглушением
  • трудности произношения мягких  (средняя часть языка)
  • недоразвитие фонематического восприятия (звуковой анализ)
  • на письме замены: Д-Т, Ч-Ц
  • сохранны структура слова и лексико-грамматическая сторона речи
  • слух и интеллект чаще всего сохранны
  • Средняя степень псевдобульбарной дизартрии
  • наиболее многочисленная группа дизартриков
  • амимичность: не могут надувать щеки, вытягивать губы
  • движения языка ограничены вверх и в стороны, в статическом положении не могут удерживать язык
  • трудности в артикуляционных переключениях
  • мягкое небо малоподвижно
  • назализованный голос
  • обильная солювация
  • затруднено жевание и глотание
  • тяжелые нарушения звукопроизношения
  • малоподвижный язык, губы             нечеткая артикуляция гласных
  • часто смешиваются Ы-И
  • могут быть сохранны звуки: П, Т, М, К, Х, Н
  • Ч и Ц, Р и Л произносятся приближенно с призвуком
  • слабая воздушная струя
  • звонкие согласные заменяют глухими
  • пропуск звуков в конце слова и в стечениях согласных
  • нарушения коммуникативной функции речи
  • ограниченность жизненного и вербального опыта
  • Тяжелая форма псевдобульбарной дизартрии
  • анартрия – глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата
  • маскообразное лицо
  • отвисает нижняя челюсть
  • рот постоянно открыт
  • язык неподвижен
  • большие трудности при жевании и глотании
  • речь нечленораздельна или отсутствует

Отличия дизартрии от дислалии

Наибольшие трудности логопеды испытывают при дифференциальной диагностике дислалии и дизартрии, особенно стертых форм.

  • При дизартрии имеется три ведущих синдрома – артикуляторные, дыхательные и ые расстройства.
  • Имеются нарушения просодической системы.
  • Огромные трудности в автоматизации звуков.
  • Наличие признаков органического поражения ЦНС.
ДизартрияДислалия
Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.)У соматически ослабленных детей. Органики нет.
Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.Неврологическая симптоматика отсутствует.
Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.
Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.
Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.Голос звонкий, громкий, богато модулированный.
Речевая активность снижена.Речевая активность повышена
«У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».К своему дефекту критичен.
Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.
Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.
Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.
Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформированоДиафрагмально-речевое дыхание в норме.
Поведение неровное, часты смены настроения.В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.
Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности.Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.).
Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой.Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой.

Отличия дизартрии от алалии

Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию:

Произношение звуков у детей с алалиейПроизношение звуков у детей с дизартрией
1. Общая характеристика произношения звуков
1) Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма.2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма.3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски.

5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков

1) Выраженное нарушение артикуляторного механизма.2) Преимущественно характерны фонетические нарушения.3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск).

5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков

2. Искажения звуков
1) Искажение небольшого количества звуков.2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков.

3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции

1) Искажение большого количества звуков.2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков.

3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение

3. Замены звуков
1) Замены артикуляторно сложных звуков.2) Непостоянные замены звука.3) Разнообразные замены звука.

4) Взаимозамены звуков сравнительно часты

1) Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков.2) Постоянные замены звука.3) Однообразные замены звука.

4) Взаимозамены звуков сравнительно редки

4. Пропуски звуков
1) Непостоянные пропуски.
2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков
1) Постоянные пропуски.
2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков

Надрус И.В.,
учитель-логопед

Литература:

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда «Настольная книга логопеда» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.2. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5.

3. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. — 1986. — № 2.

(7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading … в разделе: Дизартрия  дизартрия

Источник: http://LogoPortal.ru/statya-14154.html

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: