Автор метода психодрамы при работе с конфликтами

Содержание
  1. Психодрама: необычный метод лечения зависимости
  2. Что такое психодрама
  3. Разновидности психодрамы
  4. Процесс психодрамы
  5. Интересные факты о психодраме
  6. Что такое психодрама?
  7. Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии
  8. Концепцию психодрамы разработал румыно-американский психиатр Якоб Морено. Он родился в 1895 году в Будапеште в еврейской семье и вскоре переехал с родителями в Вену, ставшую к тому времени мировой столицей психоанализа, где изучал в местном университете медицину и философию.
  9. Чего в психодраме точно не будет, так это заранее написанного сценария. Такое театральное действо обязательно должно строиться на импровизации, которая, как считал Морено, позволяет бессознательному свободно выразить себя без постороннего вмешательства.
  10. Сценарий психодрамы может быть основан как на реальных травматичных событиях, которые уже имели место в жизни пациента или ждут его в будущем, так и на плодах воображения: снах, мечтах и галлюцинациях.
  11. Одним из принципиальных отличий психодрамы от классического психоанализа была следующая установка: пациент — социальное существо, и работать с ним вне контекста его связей и окружения бессмысленно.
  12. Пациента можно попросить представить, что о нем думают окружающие, а уже затем предложить им пройти психометрический тест. Если человек психически здоров, полученные схемы, как правило, совпадают. У пациентов с нарушениями восприятие социальных связей очень искажено, и эти картины будут сильно различаться.
  13. Появление психодрамы стало закономерным следствием обострившегося в начале ХХ века интереса к свободной импровизации и человеческому бессознательному.
  14. Психодраматические методы
  15. Метод психодрамы
  16. Формы и виды психодрамы

Психодрама: необычный метод лечения зависимости

Автор метода психодрамы при работе с конфликтами

ВНИМАНИЕ! Авторы канала против ЛЮБОГО употребления наркотических, психотропных средств, а также алкоголя! Статья написана исключительно в ознакомительных целях, не пропагандирует и не побуждает к действию!

Для лечения наркомании применяют разные виды групповой психотерапии. Но самая оригинальная из них – психодрама.

Зависимые люди в ней уже не пациенты, а актеры, примеряющие на себя роли, в которых уже оказывались или в которых окажутся в будущем. Это помогает наркоманам лучше разобраться в себе, найти выход из трудных ситуаций и научиться сопереживать окружающим.

Получить бесплатную консультацию нарколога

Фото из поисковой системы Яндекс

Что такое психодрама

Психодрама – метод психотерапии, основанный на актерской игре. С помощью психодрамы люди исследуют свой внутренний мир. Погружаясь в роль себя или другого человека, больной прорабатывает свои душевные травмы, планирует будущее, завершает травмирующие ситуации, которые произошли в прошлом.

В классическом театре зрители не могут участвовать в действии. Но психодрама необычный театр, поэтому “публика” активно проявляет себя во время сеанса.

Фото из поисковой системы Яндекс

Метод психодрамы применяют при лечении наркомании. У зависимых пониженная эмпатия, они практически не сопереживают другим людям. Психодрама помогает зависимым быть более чуткими, проникаться чувствами других людей.

Разновидности психодрамы

В психодраме всегда участвует группа пациентов. У терапии есть три типа: каждый сфокусирован на разных уровнях взаимодействия людей, которые участвуют в психодраматическом действии.

1. Психодрама, направленная на протагониста – главного героя, лицо, вокруг которого строится действие. Во время сеанса пациент изображает реальную или вымышленную ситуацию из своей жизни.

2. Психодрама, которая строится вокруг темы. Применяется в случае, если в группе нет активного протагониста или конфликта, при этом есть тема, которая касается всех участников группы, например, “конфликт с родственниками”, “личная неудача”, “срыв”. Каждый должен проиграть тему с помощью конкретного события из своей жизни.

В любом театральном действии есть конфликт. Но психодраматическое действие более гибкое. Поэтому во время терапии конфликт может и отсутствовать, достаточно задать тему.

3. Психодрама, направленная на группу. Схожа с процедурой, центрированной на протагонисте. При этом конфликт относится к каждому из участников сеанса. Это может быть встреча с действующим наркоманом, беседа с близкими после выписки, устройство на работу.

Процесс психодрамы

Сеанс психодрамы разделен на три стадии: разминку, игру и шеринг – обмен впечатлениями. Каждый из этапов приближает действие к катарсису – высвобождению негативных эмоций и душевному очищению. На заключительной фазе психодрамы у пациент находит решение своей давней или текущей проблемы, он знает, с помощью каких слов или действий разрешить какую-либо ситуацию.

Фото из поисковой системы Яндекс

Разминка. Психотерапевт предлагает участникам группы погрузиться в предстоящее действие. Для этого он создает обстановку с помощью предметов или же устно обрисовывает “декорации”, например: “Представьте, что вы вернулись в семью после реабилитации…”.

Игра. Протагонисту предлагается обрисовать картину действия. Обычно это оказывается ситуация, которая уже произошла или скоро произойдет, сон или фантазия главного героя. Он самостоятельно вводит в действие людей, предметы, животных, природу с помощью описания.

Шеринг, или обмен впечатлениями – сцена, которая завершает психодраматическое действие. “Актеры” выходят из своих ролей. Зрители начинают обсуждать и переосмыслять ситуации, похожие на те, на которых строилось действие. Затем высказываются главные действующие лица. Сеанс психодрамы завершает психотерапевт, давая свое видение ситуациям.

Интересные факты о психодраме

Первый сеанс психодрамы прошел в венском театре.

Психодрама – первый в мире опыт групповой психотерапии. Создатель метода, Якоб Морено, считал, что в группе человеку легче разобраться со своими проблемами, чем в одиночку.

Якоб Морено, создатель метода психодрамы.

Актриса, которая играла в психодраме проститутку, смогла справиться с неврозом и наладить отношения с мужем.

Наркоманы зачастую боятся принимать самостоятельные решения, избегают проблем, которые связаны с трезвой жизнью. А конфликты прошлого заставляют их возвращаться к употреблению.

Психодрама в лечении наркомании – универсальное средство для проработки старых проблем и для планирования будущей жизни. Благодаря методу наркозависимые разбираются в себе и находят причины болезни.

Спасибо за прочтение!

Посетите наш сайт, чтобы узнать больше о зависимости

https://reshenie-web.ru/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/prog_reshenie/psihodrama-neobychnyi-metod-lecheniia-zavisimosti-5c8614986a3b8100b34ed1e1

Что такое психодрама?

Автор метода психодрамы при работе с конфликтами
doljenko

Павел Корниенко; v. 0.8.1

Психодрама – это метод групповой психотерапии. Она основана на разыгрывании разнообразных сцен и ситуации. У психодрамы есть два применения – она может быть способом для решения сложностей, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения часто сопутствуют и дополняют друг друга. Современная психодрама – очень гибкий и многогранный метод. В умелых руках он становится почти универсальным. Психодрама сочетает в себе возможности и для глубокой психотерапии, и для тренинга социальных навыков. В зависимости от потребностей клиента, этот метод может быть использован и для проживания сильных чувств, и для осознания истоков проблем и нахождения способов их решения. Психодрама используется и как тонкий инструмент психотерапии, и как эффективный метод профессионального обучения и личностного развития.Помимо групповой психотерапии, психодрама широко используется в индивидуальной работе с людьми. Как в психотерапии, так и вне ее, например в коучинге. Эта статья посвящена групповой психодраматической терапии и специфике психодраматического подхода в целом.

Как проходят психодраматические группы?

Психодраматические группы обычно состоят из 8 – 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными – на несколько месяцев, так и короткими – на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться к ним в процессе работы уже нельзя – только с самого начала, в течение первых встреч.

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех, кто проявил желание, выбирается один или два человека.

Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того, чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот – актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.

Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам, играющим роли, психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя.

Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие, как в фильм или книгу, и проходя с протагонистом через проблемы к решению.

И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.В психодраме не оцениваются и не интерпретируются работы протагонистов, не даются советы, – психодраматическая групповая работа строится на уважении к каждому участнику группы, к его чувствам и к его внутреннему миру.

Как проходит психодраматическое действие?

«У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события.

Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма.

Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама».

Павел Горностай

Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.

Психодраматическое действие создается протагонистом и ведущим вместе. Роль ведущего в этом процессе может варьироваться от простого наблюдения до активной режиссерской работы – в зависимости от потребностей протагониста. Психодраматическое действие – это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы.

Оно не всегда приводит к решению, но часто позволяет клиенту существенно продвинуться к нему.Часто в психодраме проигрываются сцены из прошлого, в которых происходило что-то значимое для протагониста (если протагонист вспоминает о прошлом).

Бывает, что у протагониста есть в прошлом какой-то неприятный эпизод, который вызвал когда-то много негативных или спутанных чувств, и отголоски этих чувств остаются с ним, мешая ему в настоящем. В психодраме можно вернуться в прошлое и понять, что именно внутри протагониста тогда произошло. И тогда найти способ отпустить эту ситуацию.

Иногда значимый терапевтический эффект дает проживание своего прошлого по новому, хорошему сценарию.В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Это позволяет работать с событиями прошлого, если они слишком тяжелы для того, чтобы в них возвращаться.

Символическое действие также может быть уместным в ситуациях, когда у протагониста нет конкретных воспоминаний о прошлом, или когда протагонист не хочет говорить на группе о чем-то конкретном из своего прошлого.

В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста для того, чтобы увидеть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемое? А может быть понять, почему оно не наступает? Или как-то иначе.

Реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем.Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию, когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать. Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта. А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.

Как и почему психодрама работает?

«В психоанализе человек рассказывает о своей проблеме, а в психодраме человек эту проблему разрешает в действии, во взаимодействии с другими людьми. В отношениях с другими людьми проблема когда-то возникла, теперь во взаимодействии с другими человек эту проблему решает. В психодраме человек не просто понимает, что с ним происходит, но он четко знает, что ему теперь делать и как. Понимает, знает и изменяет».

Виктор Семенов

Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой. Реалистичность психодрамы заключается в следующем.

Когда человек проигрывает в психодраме ситуацию своей жизни или своего внутреннего мира, он погружается в реальные чувства, характерные для этой ситуации. И когда в психодраме он эту ситуацию разрешает, это разрешение становится его новым опытом действия в такой ситуации.

«Когда человек работает [в психодраме] с какой-то своей проблемой, вопросом, потребностью, он это делает с помощью действия. И именно действие позволяет ему быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает. Действие в каком-то смысле “правдивее” слов.

Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему словами, но когда начинаем действовать, то тут случаются какие-то неожиданности. Всё оказывается немножко не так».

Екатерина Михайлова

Все богатство внутреннего мира человека, его желания, мечты, проблемы и представления о мире влияют на то, как человек действует по отношению к себе и другим. Психодрама работает с внутренним миром для того, чтобы изменились действия человека.

В психодраматической игре можно пробовать, примерять, экспериментировать, искать и находить новые способы действовать в любых реальных ситуациях. И если идти этим способом, то в психодраме можно сначала спонтанно найти решение проблемы, а потом понять, что произошло.

«И от любого пустяка [в психодраме] вдруг открывается какое-то бесконечное пространство, в котором человек обнаруживает массу вещей про себя, которые даже в голову не приходили.

Вся жизнь человека, его память, его чувства, его отношения начинают складываться в какой-то узор, и этот узор становится понятен, как будто осязаем. И тогда, когда узор понятен, становится ясно, что делать дальше.

Для меня в психодраме самым дорогим как раз и является тот момент, когда обычный человек вдруг становится художником, писателем, творцом своей жизни. Я думаю, что основной эффект психодрамы именно в этом, – человек становится сам себе интересен, он многое о себе узнает, начинает что-то менять, что-то пробовать, экспериментировать».

Екатерина Михайлова

Психодрама раскрывает перед человеком его собственный внутренний мир и позволяет увидеть и почувствовать его целиком. И дает широкие возможности для изменения этого мира в соответствии с собственными желаниями человека. Психодраматическая группа с начала и до конца – это целостный психотерапевтический процесс.

Участие в групповой работе позволяет учиться лучше взаимодействовать с другими людьми. Когда человек является протагонистом – он учится видеть свой внутренний мир со стороны и менять его, т.е. он учится быть терапевтом сам себе. Когда человек играет роли и является зрителем – он через сопереживание приобретает новый опыт вместе с протагонистом.

Психодрама позволяет всем участникам учиться понимать причины появления проблем и возможности их решения, и это умение, в перспективе, дает возможность самостоятельно находить решения своим проблемам.Павел Корниенко; v. 0.8.1Павел Горностай – вице-президент Киевской ассоциации психодрамы.Екатерина Михайлова – руководитель длительной учебной программы по психодраме (ИГиСП).

Виктор Семенов – руководитель длительной учебной программы по психодраме (ИГПиСП).

?

|

doljenkoкогда не хватает слов, всегда есть “бл*дь”. мама учила не ругаться матом, жизнь научила не ругаться матом при маме. Ты ненормальный. Был бы нормальный я бы мимо прошла. Я, пожалуй, ещё немножко поживу спокойно, а потом снова влюблюсь – безответно, до истерик, нервных срывов, и хриплых стонов в подушку среди ночи. Да я вообще, в этой жизни, люблю только пирожки с вишней.. взаимностью не отвечают, но и как чмо себя не ведут. Мне нужен кто то нереально сумасшедший. Кто то кто похож на меня. Кто будет мне доказывать, приказывать, осуждать, оспаривать, не слушая мое мнение. Хочу нереально сильного мужнину. Хочу. Просто хочу того, кто сильнее меня. “Я перестану ждать тебя, а ты придёшь совсем внезапно” Поэтому я уже не жду. Перестала. Совсем-совсем ничего не жду. Ну абсолютно. Давай уже, появляйся, а то никаких сил нет ничего не ждать! просто когда тебе волосы с лица убирают, знали бы вы, сколько в этом нежности, трепета и любви. уж побольше, чем в вашем “я люблю тебя”. …а потом я не сдержалась и позвонила. потому что лучше быть счастливой, чем гордой. Занижать мою самооценку, прожигать мои нервы и портить настроение умеет только моя мама. Поэтому, дорогие, расслабьтесь. “информация на данной странице может не соответствовать действительности” – я искренне верю в это когда захожу на твою страницу и вижу ее в твоем сп. Ааууу?! Сильный пол. Слышим меня? Ммм? В чём проблемы? Подошёл, взял за руку, уверенно сказал: “Моя!” И увёл. Всё. Никто не умрёт девственником.Жизнь поимеет всех(К.Кобейн) Ты, бл*дь, как тефаль – без твоих идей, конечно же, не обойтись))). Санта, я хочу на Рождество твой список мальчиков, которые плохо себя вели. Если у вас нет мужчины,который заставить почувствовать вас женщиной,купите каблуки. Если у вас есть мужчина и каблуки-Вам повезло. Нахрен любовь, ребята. Я лучше буду худеть. Мне нужен психолог, бутылка водки и новые туфли. Глупая, бесконечно любимая дурочка, когда же ты поймешь, что мужчины в костюмах от Brioni / Canali / Armani / Ermenegildo Zegna / Boss не целуют разбитых коленок и не закапывают нос, когда у тебя бронхит. Твоя душа выгодный объект для инвестиций и капиталовложений? Мы долбанутое поколени. На всю голову долбанутое. Мы не боимся смерти, не боимся передознуться наркотиками,не боимся заразиться вен. болезнями, не боимся испортить репутацию и потерять друзей, не боимся погрязнуть в цинизме. Но… Но зато мы досмерти боимся любви. Суки. Мужик сказал, мужик стукнул по столу, мужик с окна вещи ловит. Конечно, я принцесса. То, что я вчера нажралась в гавно и пачку сигарет скурила…это просто мои маленькие принцесскины капризы. Утром. Я просыпаюсь не от того, что ты сушишь волосы феном, как можно тише, чтобы не разбудить меня, а от того, что тебя нет рядом. Это громче. (с) Дмитрий DIM ART Артамонов -Просто люби,не дари мне подарки,ни цветы,ни шоколад.просто будь рядом.Хорошо? -А ты просто трахайся со мной.мне необязательно готовить борщи,печь пироги,гладить мои носки,я могу поесть в макдаке,постирать всё в химчистке,просто трахайся.хорошо? (с)

Что может быть интимнее секса?

Один плеер на двоих. Одна музыка… Его взгляд на тебе, когда ты спишь… так безоружно, ненакрашено, неконтролируемо… Сплетение пальцев. А еще неповторимое: “Эту книгу ты читаешь? На какой сейчас странице?” и твоя книга в его ладонях…

Вопрос “Что тебе снилось вчера?” и ответы на подобные вопросы. “А откуда у тебя этот шрам?” – это интимнее, чем взгляд на грудь. Когда он допивает твой остывший чай… Когда ты сидишь за его компьютером… Когда вы рассказываете друг другу истории из детства…

На свете есть столько вещей, интимнее секса… А переспать, в сущности, можно с каждым.

(с)

Источник: https://doljenko.livejournal.com/24608.html

Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии

Автор метода психодрамы при работе с конфликтами

Во многих сферах человеческой деятельности — от тимбилдинга на предприятии до педагогики и семейной терапии — сегодня используются элементы психодрамы, считающейся первым в истории методом групповой психотерапии.

Подобная практика представляет собой нечто среднее между приемом у психотерапевта, ролевой игрой и театральной постановкой.

Основная идея классической психодрамы заключалась в том, что пациент не просто рассказывает специалисту о своих проблемах, но переживает заново на импровизированной сцене все тревоги, фобии и неврозы — и может благодаря этому скорее избавиться от них.

Концепцию психодрамы разработал румыно-американский психиатр Якоб Морено. Он родился в 1895 году в Будапеште в еврейской семье и вскоре переехал с родителями в Вену, ставшую к тому времени мировой столицей психоанализа, где изучал в местном университете медицину и философию.

В 1912 году он посещает лекцию Фрейда и заявляет создателю психоанализа, что пойдет дальше и преодолеет рубеж, где тот остановился. «Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, а я приведу его туда, где он живет, — в его семью и коллектив».

Молодого врача Морено решительно не устраивала традиционная форма психоанализа, когда человек, лежа на кушетке, пересказывает терапевту свои сновидения.

Во-первых, он считал, что пациент гораздо ярче раскрывает себя в действии, чем в монологе, обращенном к специалисту, которого даже не видит.

Во-вторых — что участие в психотерапевтической группе может оказаться намного эффективнее беседы один на один, поскольку человек — существо социальное.

Еще в студенческие годы, работая в обществах взаимопомощи для малолетних проституток, Морено обратил внимание на то, что группа представляет собой социальный организм, где у каждого есть собственная роль и паттерны поведения, и, не изучив структуру этого коллектива, трудно помочь отдельным его участникам.

Понятие роли — одно из ключевых в психотерапии Морено. Творчество Шекспира и особенно его тезис «весь мир — театр, и люди в нем актеры, предстающие в разных обличьях» оказали на автора концепции психодрамы настолько сильное влияние, что он даже называл свой метод «шекспировской психотерапией».

Личность всегда функционирует в ролях, и другие люди, когда мы с ними коммуницируем, предстают в тех или иных социальных амплуа. Поэтому и сам процесс психодрамы куда больше похож на театральное представление, чем на классическую психотерапию.

В нем есть сцена, ведущий или режиссер, наблюдающий за ситуацией и стимулирующий действующих лиц (профессиональный психотерапевт), протагонист (пациент, он же главный герой) и его партнеры из числа других участников группы (их называют «вспомогательными эго»).

Чего в психодраме точно не будет, так это заранее написанного сценария. Такое театральное действо обязательно должно строиться на импровизации, которая, как считал Морено, позволяет бессознательному свободно выразить себя без постороннего вмешательства.

Каждое представление продолжается от полутора до двух часов и включает в себя три фазы: разогрев, действие и обсуждение. Задача психотерапевта — определить, какие процессы происходят в группе, «растормошить» ее участников, которые в начале психодрамы, как правило, еще не активны, и выбрать из их числа протагониста — главного героя сегодняшней пьесы.

Психотерапевтическая группа, как правило, состоит из шести — девяти человек и собирается на протяжении долгого времени. За это время в роли протагониста успевают выступить все ее участники.

В фазе разогрева могут использоваться следующие техники:

— «вспышка», когда, не беря долгую паузу на обдумывание, выступающий должен рассказать, что он чувствует и о чем думает в данный момент;

— косвенное представление — все участники разбиваются по парам и описывают остальным своего партнера;

— идентификация с частью — актер ставит себя на место какого-нибудь предмета, части тела или элемента одежды и говорит от его имени. Таким образом, пациент, например, может от лица своего мехового жакета рассказать, что он серый и бесцветный и хозяин надевает его, когда тому совсем ничего не хочется, разве что спрятаться в угол.

После того как психотерапевт выбрал из числа участников группы протагониста и роли для его партнеров, описал ситуацию, которая будет прорабатываться сегодня, и расставил на сцене реквизит, начинается сама игра.

Существуют десятки различных техник психодрамы, но ключевыми для понимания этого метода являются три: дублирование, «зеркало» и смена ролей.

Во время дублирования один из участников психотерапевтической группы становится позади протагониста и произносит то, что, как он считает, сам пациент не способен или не осмеливается высказать из-за стеснения, страха, чувства вины, вежливости и т. д. «Дублируемый» может не соглашаться с этими репликами и корректировать их.

Техника «зеркало» заключается в том, что психотерапевт или один из участников наблюдает за поведением протагониста, а затем тщательно воспроизводит его на сцене.

Смотреть на себя со стороны, как правило, очень травматичное занятие, потому кто-то из группы должен в этот момент успокаивать протагониста.

Наблюдая за своими поступками в качестве зрителя, пациент может понять, насколько некрасиво они выглядели (например, как мелочно он ругался с медицинской сестрой во время завтрака), и отказаться от такого поведения.

В процессе смены ролей протагониста и второго участника просят изобразить друг друга в некой ситуации. При этом следует максимально точно передать манеру речи, позы, поведение и эмоции своего партнера. Смена ролей часто оказывается очень эффективной в семейной психотерапии.

В статье «Обзор психодраматических техник» Зерка Морено, супруга и коллега создателя метода, рассказывает следующий случай из практики своего мужа.

К нему обратилась женщина, маленький сын которой, Джонатан, панически боялся собак после того, как большой черный пес смертельно напугал его, неожиданно выскочив из-за кустов во время прогулки в парке.

Психотерапевт предложил мальчику и матери поменяться ролями: теперь женщина делала вид, что она боится собак, а сын ее успокаивал. Скоро он уже совершенно по-взрослому объяснял маме, что в собаках нет ничего страшного, а затем исчезла и его собственная фобия.

Три описанные выше техники соответствуют трем стадиям развития ребенка.

Отношения протагониста и его дубля должны в идеале напоминать взаимосвязь новорожденного с матерью в первые месяцы жизни, когда она инстинктивно угадывает потребности своего чада.

Если дублю удается точно выразить переживания пациента, протагонист воспринимает его высказывания как продолжение собственного внутреннего монолога, а не как замечания, сделанные со стороны.

Название техники «зеркало» отсылает к следующей стадии онтогенеза, когда ребенок начинает узнавать себя в отражении и развивает чувство собственной идентичности благодаря этому открытию.

Смене ролей соответствует тот этап нашего детства, когда мы учимся представлять себя на месте других людей.

В конце действа его участники и протагонист делятся друг с другом эмоциями, которые пережили, исполняя свои роли, и историями из жизни, напоминающими то, что происходило на сцене. При этом категорически запрещено высказывать оценочные суждения по поводу разыгранной ситуации или давать протагонисту советы.

Сценарий психодрамы может быть основан как на реальных травматичных событиях, которые уже имели место в жизни пациента или ждут его в будущем, так и на плодах воображения: снах, мечтах и галлюцинациях.

Якоб Морено кардинально изменил практику работы психоаналитика со сновидениями: его пациенты не просто пересказывали свои сны, удобно расположившись на кушетке, а оживляли их, разыгрывали на импровизированной сцене.

В таких психодрамах ведущий сначала просит участника лечь на кровать и войти в роль спящего, а затем воспроизвести сновидение, используя вспомогательные эго в качестве остальных персонажей.

В процессе этого представления пациент может постичь смысл увиденного сна в результате мгновенного катарсиса или избавиться от мучащего его повторяющегося кошмара.

Во время галлюцинаторной психодрамы участник так же подвергает испытанию реальностью свои галлюцинации, чтобы они прекратились.

Если пациент полностью погрузился в мир собственных фантазий, окружающее пространство перестраивается (опять-таки задействуются вспомогательные эго), чтобы ему соответствовать.

Человека, считающего себя Иисусом Христом, на сцене психодрамы окружили бы апостолами; Гитлеру ассистировали бы Гиммлер, Геббельс и Гесс.

Зерка Морено рассказывает, как ее мужу удалось излечить страдавшую от галлюцинаций пациентку Лидию. Ей казалось, что она видит под потолком призраков, одетых в черные балахоны.

Психиатр попросил троих участников группы изобразить на сцене этих жутких существ — девушка назвала их Духом ненависти, Духом страха и Духом смерти. В процессе беседы выяснилось, что последний олицетворял для нее боль, которую она причиняла покойной матери, доводя ее своими поступками до сердечных приступов.

Два других охватывали девушку при мысли о лечении электрошоком, применявшемся в середине ХХ века в психиатрических больницах.

Морено объяснил Лидии, что здесь не собираются использовать этот варварский метод и никто не осуждает девушку за прежние поступки. Обряд медицинского экзорцизма оказался успешным: «духи» покинули девушку и никогда больше ее не беспокоили.

Одним из принципиальных отличий психодрамы от классического психоанализа была следующая установка: пациент — социальное существо, и работать с ним вне контекста его связей и окружения бессмысленно.

Мельчайший элемент этой структуры Морено называл «социальным атомом», который «окутывает» нас с рождения.

Сначала он состоит из родственников, затем — из друзей и коллег, а с возрастом его элементы начинают утрачиваться безвозвратно, и с каждой такой потерей мир человека тускнеет, он переживает «социальную смерть».

Психотерапевт не может работать на уровне мельче социального атома: обособленный индивид — это фикция.

В ходе такой практики протагонист «собирает» вокруг себя людей из ближайшего окружения, чьи роли исполняют остальные участники группы, в соответствии со своими представлениями об их отношениях.

Похожа на практику «социального атома» и разработанная Морено техника социометрического тестирования для анализа взаимоотношений в малых группах. Метод основан на предложенной им же теории изучения межличностных связей, которая находится на стыке психологии и социологии.

В ходе социометрического тестирования испытуемому дают задание ранжировать остальных участников группы: кого он меньше или сильнее всего хотел бы видеть партнером в разных ситуациях — в работе над проектом, в совместной загородной поездке и т. д.

? Совокупность этих симпатий и антипатий затем изображается графически в виде социограммы, которая позволяет судить об эмоциональных процессах, происходящих внутри коллектива.

Пациента можно попросить представить, что о нем думают окружающие, а уже затем предложить им пройти психометрический тест. Если человек психически здоров, полученные схемы, как правило, совпадают. У пациентов с нарушениями восприятие социальных связей очень искажено, и эти картины будут сильно различаться.

Разработанные Морено техники могут применяться не только для помощи конкретному пациенту, но и в групповой психотерапии — для решения проблем, существующих на уровне коллектива (семьи, небольшого предприятия или класса).

Для этого используется практика под названием «социодрама».

По содержанию процесса она не отличается от психодрамы почти ничем, за исключением того, что в ней нет главного героя (протагониста), в ходе представления прорабатывается проблема, волнующая весь коллектив, и иногда применяются особые техники — например, групповой обмен ролями.

Морено считал, что социодрама может использоваться как форма микросоциологии: исследуя маленький коллектив, терапевт обнаруживает в нем процессы, свойственные обществу в целом. Например, при работе с группой анонимных алкоголиков открываются причины, приводящие людей к зависимости от спиртного.

Появление психодрамы стало закономерным следствием обострившегося в начале ХХ века интереса к свободной импровизации и человеческому бессознательному.

Такие направления, как сюрреализм и театр абсурда, возникли в искусстве примерно в одно время с экспериментами Морено, и их цели были похожи — дать психическим процессам свободно воплощаться в творческом действии.

Идею человеческой деятельности как игры развил Йохан Хейзинга в знаменитом трактате «Человек играющий», опубликованном в 1938 году, а пристальное внимание к социальным связям пациента стало характерной чертой психотерапии 60-х.

Хотя сейчас психодрама как самостоятельный метод широко не применяется, вклад Морено и его последователей в развитие групповой психотерапии переоценить сложно.

Сегодня мы встречаем элементы психодрамы в разных ее формах — от работы с семейными проблемами до «программы 12 шагов» и лечения посттравматического расстройства.

Источник: https://knife.media/story-of-psychodrama/

Психодраматические методы

Автор метода психодрамы при работе с конфликтами

Определение 1

Психодрама – это метод групповой психотерапии и психологического консультирования, который базируется на использовании непосредственного действия в разыгрываемых ситуациях с психотерапевтической целью.

Внутренний собственный мир есть у каждого человека. В этом мире происходят различные воображаемые события и возникают между жителями этого мира внутренние диалоги или противоречия, тогда человек вступает в конфликт с самим собой. Удачное решение этого конфликта можно проиграть, вывести его вовне. Проигрывание какой-либо ситуации, называется психодрамой.

Такое проигрывание позволяет разобраться в своих чувствах, научиться понимать другого человека. Человек получает возможность «поговорить» со своими чувствами, событиями, людьми, которых уже нет рядом, но они всё ещё значимы. Началом психодрамы может быть любая тема – важное жизненное решение, предстоящий экзамен, поиск смысла жизни, разрешение конфликта и др.

Автором психодрамы является Якоб Леви Морено, представивший 1 апреля 1921 г. на венской сцене постановку, в которую вовлекались зрители. Публика не приняла этот эксперимент, но сам день вошел в историю как день рождения психодрамы. Так было положено начало психологии групповой психотерапии. Термин «групповая психотерапия» тоже был введен Морено.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Психодрама происходит при наличии группы из 6-15 человек и больше, что является стандартным количеством участников, необходимым для эффективной психотерапевтической работы. Такая психодраматическая сессия имеет ведущего и продолжается до полутора часов. Группы могут быть краткосрочными и долгосрочными. Участие в долгосрочной группе является закрытым и новые участники в неё не принимаются.

Знакомство участников начинается с простых упражнений, что позволяет узнать друг друга и снизить напряжение. Позже появляется главное действующее лицо – протагонист, который выдвигает какую-либо проблему. Если участники группы считают, что данная проблема актуальна для них и соглашаются с ней поработать, то начинается само психодраматическое действо.

Суть проблемы помогает определить ведущий, выстраивается сцена и при помощи участников группы проигрывается проблемная ситуация. Вполне возможно, что для разрешения ситуации требуется несколько встреч.

В ходе проигрывания ситуации протагонист продвигается в направлении понимания происходящих в его жизни событий, понимает причину того, что не удается сделать, принять то, что происходит или найти путь выхода из конфликтной ситуации.

Психодрама использует много разных техник, но особенно активно три основные:

  • «зеркало»,
  • «дублирование»,
  • «обмен ролями».

«Зеркало» помогает протагонисту увидеть то, что происходит в его жизни, «дублирование» помогает двинуться вперед. «Обмен ролями» дает возможность понять, что чувствуют участники взаимодействия его ситуации в тот или иной момент, что необходимо предпринять и как надо действовать дальше.

В психодраматической сессии протагонист является главным действующим лицом, это тот человек, который заявил проблему и хочет с ней поработать.

Ведущий психодрамы – это лидер, специалист, помогающий протагонисту и группе продвигаться вперед в психодраматическом пространстве и чувствовать себя в этом пространстве в безопасности. Участники группы выступают в роли вспомогательных Я-людей, которые в игре протагониста играют ту или иную роль.

Психодрама является универсальному инструменту, который помогает человеку выстраивать собственные взаимоотношения с миром и людьми, двигаться вперед и развиваться в личностном плане.

Метод психодрамы

Данный метод имеет цель – диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций.

Рисунок 1. Методики психодрамы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Метод позволяет раскрыть глубинные эмоции в яркой и действенной форме по сравнению с другими методами. Психодрама дает возможность поиска эффективных путей решения психологических проблем самых разных уровней. Разыгрывание сцен происходит так, как если бы они происходили в данный момент.

Группа психодрамы работает в форме сюжетно-ролевой игры по той теме, которую выбрал сам клиент, который одновременно является главным героем, творцом и исследователем себя в своей жизни. Данный метод интегрирует средства когнитивного анализа и активного участия в драматическом действии группового процесса.

Влияние вербальных защитных реакций снижается в процессе проигрывания, поэтому психодрама эффективна в работе с клиентами, склонными к интеллектуализации переживаний или к пассивности.

Психодрама оказывает помощь клиентам, имеющим трудности вербализации своих чувств и в целом жизненного опыта, потому что действие в психодраме идет впереди слов. Она заставляет взрослых людей вернуться в детство, отдаться игре, вволю пофантазировать. Там можно кричать, быть развязным или слабым, потому что это всего лишь роль, маска.

Психодрама довольно успешно используется в комплексе с другими групповыми методами, например, с групповой дискуссией, психогимнастикой, потому что препятствует излишней рационализации и интеллектуализации, помогает выразить трудновербализуемые эмоции, способствует осознанию.

Психодрама довольно широко применяется при коррекционной работе с эмоциональными расстройствами, психосоматическими заболеваниями, в семейной психокоррекции.

Психодрама решает важные задачи:

  • дает возможность творчески переосмыслить собственные проблемы и конфликты;
  • помогает выработать адекватное самопонимание клиента;
  • помогает преодолевать неконструктивные поведенческие стереотипы и способы эмоционального реагирования;
  • способствует формированию нового адекватного поведения и эмоционального реагирования.

Формы и виды психодрамы

Психодрама имеет свои формы:

  • Психодрама, центрированная на протагонисте концентрируется на главном исполнителе. Протагонист при помощи ведущего и партнеров изображает реальную картину из своей жизни, разыгрывая которую, скрытые из сознания события достигают уровня переживания и осознания;
  • Психодрама, центрированная на теме, предполагает отсутствие мотивированного протагониста, но есть тема, интересная всем участникам, поэтому должна быть проиллюстрирована каждым членом группы через изображение соответствующего события. Например, кто-то из членов группы говорит о том, что испытывает волнение перед незнакомыми людьми, другие говорят, что испытывают тягостное чувство по любому поводу. В результате получается, что центральной темой беседы становится страх;
  • Психодрама, направленная на группу, осуществляется в виде психодрамы, центрированной на протагонисте. Особенностью этой психодрамы является проблема, затрагивающая всех членов группы – в группе супружеских пар это может быть супружеская неверность, в группе алкоголиков – позднее возвращение домой, в подростковой группе – проблемы адекватного поведения и др.;
  • Психодрама, центрированная на группе занимается эмоциональными отношениями членов группы друг с другом и возникающими общими проблемами «здесь и теперь», вытекающими из отношений. Применяется данная психодрама при синдроме ролевого дефицита, при различного рода фобиях, ролевых конфликтах.

Чаще всего психодрама осуществляется в гомогенных по составу группах – это могут быть супружеские пары, родители, подростки и др. В гомогенной группе работа протагониста оказывает влияние не только на него, но и на всех членов группы, потому что это пример изображения собственных проблем.

Замечание 1

От театра психодрама отличается тем, что поощряет импровизацию, поэтому её сценарий и постановка являются результатом работы участников группы, а не профессионалов.

Действие психодрамы способствует достижению личностной автономии и индивидуальной идентичности, поощряет и стимулирует ответственность за принимаемые решения и собственную жизнь.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihodramaticheskie_metody/

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: