Ава терапия и холд терапия аутизма

Содержание
  1. Ава терапия и методы коррекции аутизма. поведенческая терапия для аутистов. | аутизм
  2. • Что дает прикладной анализ поведения?
  3. • Как работает АВА терапия?
  4. • Необходимые условия для эффективности коррекции детского аутизма по программе АВА
  5. АВА-терапия – что это такое? Метод АВА-терапии
  6. Дети-аутисты — кто они?
  7. В чем суть методики?
  8. Что дает модификация поведения?
  9. Как это работает?
  10. Первый этап: начинаем с простого
  11. Второй этап: закрепляем материал
  12. Третий этап: обобщаем и закрепляем
  13. Четвертый этап
  14. От чего зависит эффективность коррекции аутизма у ребенка?
  15. Недостатки методики
  16. Возможные трудности
  17. АВА-терапия для аутистов
  18. Цены на АВА-терапию для аутистов
  19. Коррекционная работа: с чего начать?
  20. Принцип работы поведенческой терапии
  21. Основные этапы обучения по методу АВА
  22. Профессиональная помощь в Центре «Доброе Слово»
  23. Аутизм: АВА-терапия. Этапы и инструменты в АВА-терапии
  24. С чего начать ава-терапию?
  25. К чему стоит быть готовым, если вы решили заниматься с ребёнком по методу ава
  26. ава-обучение, его этапы
  27. Инструменты в АВА терапии
  28. Сбалансированный взгляд на АВА-терапию от аутичной взрослой | Фонд Выход, аутизм в России
  29. АВА-терапия сейчас и тогда
  30. АВА-терапия на основе игры
  31. АВА-терапия поддерживает дискриминацию людей с инвалидностью?
  32. Прикладной анализ поведения и страшные истории
  33. АВА-терапия и «стимминг»
  34. Одобрение АВА-терапии при определенных условиях
  35. Также смотрите:
  36. АВА-терапия
  37. Как работает АВА-терапия для аутистов?
  38. Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма и других нарушений в развитии
  39. Преимущества АВА-терапии
  40. Занятия АВА-терапией в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»

Ава терапия и методы коррекции аутизма. поведенческая терапия для аутистов. | аутизм

Ава терапия и холд терапия аутизма

задача поведенческой коррекции аутизма детей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно.

Как лечить аутизм у детей, и что представляет собой коррекция детского аутизма? Что такое поведенческая терапия для аутистов? Какая программа более эффективна в лечении аутизма? И чем может помочь метод АВА при аутизме?

  • • СПОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: МЕТОД АВА, АУТИЗМ И МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма.

В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения».

Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

• Что дает прикладной анализ поведения?

Поведенческая терапия для аутистов, или АВА терапия является основой абсолютного большинства программ, цель которых лечить аутизм у детей. Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии.

В частности АВА терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются.

Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. АВА терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными.

В основе этих методов, прежде всего, принципы прикладного поведенческого анализа.

• Как работает АВА терапия?

При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия.

Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие.

В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра лечения аутизма дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.

ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ». К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание».

Специалист-терапист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ.

Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ.

Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ.

Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».

ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ.

Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку»: сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другом порядке.

Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двух задний или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.

ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ.

Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов (включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, как «возьми (название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинают работать с ребенком над обобщением.

Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (тераписты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети).

ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР».

Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.

В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих лечение аутизма с ЗПР (задержка психического развития), невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов (раскладывание карточек с собакой и кошкой в одну стопку, а карточек с ложкой и вилкой – в другую).

Кроме того, коррекция аутизма детей включает программы типа «покажи, как ты…» (ребенок делает вид, что надевает шапку / причесывается / тушит пожар / крутит руль / мяукает, ловит мышей и прочее), освоение местоимений (научить ребенка правильно употреблять «я стою» – «ты стоишь»), ответы на вопросы «кто», «что», «как», «где», «когда», употребление слов «да» и «нет», и прочее.

Вопрос, какая программа более эффективна в лечении аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный.

Вместе с тем, можно назвать более продвинутые программы АВА – «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исход действия), «Делай как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позови играть (имя сверстника)», и так далее.

Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно.

• Необходимые условия для эффективности коррекции детского аутизма по программе АВА

Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий.

Считается, что наибольшего эффекта поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 30-40 часов.

Кроме того, идеальным вариантом будет начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста. Программа АВА помогает также и более старшим деткам, но чем раньше начнутся занятия, тем лучшим будет конечный результат.

Эта поведенческая терапия для аутистов является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

Но эти способы лечения аутизма имеют и существенный минус, учитывая финансовую обеспеченность современных родителей.

Дело в том, что даже при наличии времени и сил, родители, как правило, не могут самостоятельно давать аутисту по сорок часов интенсивных тренировок в неделю в течение нескольких лет.

Чтобы, домашняя программа АВА принесла ожидаемые плоды, родителям потребуется обратиться в центр лечения аутизма за помощью специалистов.

Правильная организация для ребенка с детский аутизм методики обучения, к родительским силам потребует присоединения к процессу нескольких человек, специально обученных терапистов, обычно студентов, и супервайзора – опытного специалиста по программам центра лечения аутизма.

Схема примерно такова: один терапист с ребенком занимается два-три часа (проходя за этот период времени пять-шесть программ), в течение одного дня последовательно работать с ребенком могут два-три тераписта, давая ему, таким образом, пять-шесть часов обучения в день.

Тераписты фиксируют свои действия в журнале: над какими программами с ребенком работали, сколько было сделано попыток, с какими подсказками, сколько получено правильных ответов, сколько получено неправильных ответов.

Каждый следующий терапист, прежде чем приступить, просматривает записи предыдущего, начиная работать с того места с ребенком, где остановился предыдущий.

Примерно раз недели в две-три происходит общее собрание терапистов в центре лечения аутизма, на котором супервайзор просматривает журнал, оценивая результаты, просит терапистов продемонстрировать, как и что они делают, принимает решение, какие стимулы уже освоены, какие программы стоит еще оттачивать, и ставит перед терапистами новые цели.

Источник http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/povedencheskaya-terapiya-dlya-autistov-metody-korr

Источник: http://semjadom.ru/terapiya/ava-terapiya-i-metody-korrektsii-autizma-povedencheskaya-terapiya-dlya-autistov.html

АВА-терапия – что это такое? Метод АВА-терапии

Ава терапия и холд терапия аутизма

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных способов коррекции аутизма является метод прикладного анализа, или АВА-терапия. Что это такое? Давайте разберемся в данной статье.

Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.

Дети-аутисты — кто они?

Следует четко понимать, что дети-аутисты не лучше и не хуже других ребят, они просто другие. Отличительной чертой таких малышей является взгляд, «погруженный в себя», они не могут найти связи с внешним миром.

Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок – аутист, когда тот еще совсем маленький.

В то время, когда обычные малыши начинают постепенно узнавать маму (примерно в 2 месяца), ребенок с аутизмом абсолютно безразличен к внешнему миру.

Уже спустя месяц после рождения малыша мама может по плачу определить, что он хочет: играть, кушать, ему холодно, мокро и так далее. С ребенком-аутистом это невозможно, его плач, как правило, невыразительный, монотонный.

В 1-2 года малыши с аутизмом могут произносить первые слова, но использование их лишено какого-либо смысла. Ребенок предпочитает быть один. Оставаясь на какой-то период без мамы или близкого родственника, он не проявляет особого беспокойства.

С течением времени малыш также не демонстрирует сильной привязанности к родителям и не стремится к общению со сверстниками.

Точных причин такого состояния пока не установлено. Ученые предполагают, что появляется такое состояние вследствие нарушений развития мозга, хромосомных аномалий, генных мутаций.

Несмотря на создающееся впечатление, что аутистам никто не нужен, такие малыши очень нуждаются в общении, они хотят, чтобы их поняли, просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь такому ребенку установить контакт с окружающим миром. АВА-терапия для аутистов на сегодняшний день наиболее эффективна.

В чем суть методики?

Чем она интересна и уникальна? АВА-терапия — что это такое? Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится — не будет.

Что дает модификация поведения?

АВА-терапия для аутистов — это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.

Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие:

Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты.

Ученые разработали различные методы коррекции отклонений, которые применяют в АВА-терапии. Основаны эти способы на принципах прикладного поведенческого анализа.

Как это работает?

При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие.

Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями аутичного спектра задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия.

Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

Первый этап: начинаем с простого

Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает малыша за правильный ответ.

Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа.

Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку.

Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ.

Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.

Второй этап: закрепляем материал

После того как ребенок хорошо освоит второе задание – «кивни головой», упражнение усложняют.

Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» – «подними руку», «подними руку» – «подними руку» – «кивни головой» и так далее.

Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.

Третий этап: обобщаем и закрепляем

На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми», «дай», «иди сюда» и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).

Четвертый этап

Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется.

Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны.

Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши, не страдающие аутизмом.

От чего зависит эффективность коррекции аутизма у ребенка?

Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени.

Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю.

Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-тарпия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА.

Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике.

АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет), освоить речь.

Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Недостатки методики

К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с аутизмом испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно.

Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате.

Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно.

Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.

Возможные трудности

Мотивация детей с диагнозом «аутизм» несколько отличается от таковой у обычных малышей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой.

Такие малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами.

После того как ребенок научится свободно общаться с учителем один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. У таких детей малоэффективен навык наблюдения, поэтому применяется имитация.

Правильному обучению мешает самостимуляция — раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети-аутисты не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух.

Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА.

АВА-терапия, пожалуй, является единственным методом коррекционной работы с детьми-аутистами, который вызывает такое количество споров и дискуссий.

Различные недовольства порождает или устаревшая информация, или неквалифицированные АВА-специалисты, которых сегодня достаточно много, так как данная программа становится все более популярной.

Эффективность работы самым непосредственным образом зависит от квалификации специалиста, поэтому выбирать его необходимо очень тщательно.

Источник: https://FB.ru/article/165575/ava-terapiya---chto-eto-takoe-metod-ava-terapii

АВА-терапия для аутистов

Ава терапия и холд терапия аутизма

АВА (Applied behavior analysis) – это терапевтический метод, нацеленный на развитие определённых навыков и ликвидацию нежелательного поведения у детей с аутизмом. Он даёт им возможность научиться бытовому самообслуживанию, коммуникациям с другими людьми и т. п. Метод основан на изучении факторов, оказывающих влияние на поведение, и работе с ними.

Цены на АВА-терапию для аутистов

Виды занятийСтоимость одного занятия / сеансаДлительность одного занятия / сеансаРекомендуемое количество занятий/сеансов
Диагностическая консультация АВА-тераписта3000 руб.60 мин.1 раз в два месяца
Индивидуальное занятие АВА-тераписта800/1000/2000 руб.45/60 мин.от 3 раз в неделю
Групповое занятие АВА-тераписта600/800 руб.60 мин.2 раза в неделю

Коррекционная работа: с чего начать?

Поведенческая терапия даёт хорошие результаты на ранних этапах. Поэтому обучение лучше начинать до 6 лет. После постановки диагноза следует обратиться к тераписту. Посетить его можно в Центре «Доброе Слово». АБА-терапия начинается с нескольких шагов:

  • диагностической консультации. При первом посещении специалист Центра знакомится с ребёнком и его родителями. Также он выясняет цели обучения, наблюдает за малышом и проводит первичную диагностику. Родители могут задать любые интересующие вопросы об АБА-терапии, а ребёнок тем временем освоится на новом месте;
  • тестирования. Проводится для оценки имеющихся у ребёнка навыков. Метод АВА-терапии предполагает выполнение ABLLS-R или VB-MAPP тестирований. Они нацелены на определения уровня навыков ребёнка с аутизмом и сравнения результатов с нормативными показателями. Полученная информация помогает сформировать цели программы обучения;
  • составления индивидуальной программы. Она разрабатывается на основании данных, полученных в ходе общения с родителями, анкет, наблюдения за ребёнком и проведённых тестирований. Индивидуальная программа может быть скорректирована или изменена в ходе АБА-терапии.

Затем специалисты приступают к непосредственным занятиям с малышом. В нашем центре проводится индивидуальная и групповая АВА-терапия. Для достижения лучшего эффекта необходимо, чтобы ребёнок занимался минимум 30 часов в неделю.

Групповые занятия для детей с аутизмом проходят в трёх возрастных группах по 3-6 человек одновременно. При этом каждый ребёнок получает от специалиста достаточно внимания.

Групповая АВА-терапия помогает укреплять социальные навыки, путём совместных игр, занятий спортом, творческих мастерских и так далее.

Принцип работы поведенческой терапии

В ходе терапии все навыки, которые необходимо освоить, подразделяются на блоки-действия. Обучение идёт поэтапно. Ребёнок осваивает поведение в каждом блоке отдельно, а затем их совмещают. АВА-методика помогает малышу быстрее адаптироваться в разных ситуациях, приобрести коммуникативные навыки, развить память, речь и пр.

В процессе обучения ребёнку с аутизмом дают различные задания. Сначала он выполняет их с подсказками, а затем – самостоятельно. За правильными действиями всегда следует вознаграждение. Это может быть сладость, похвала, игра и т. д. На ошибки же не обращают внимания. На этом основана АБА-терапия.

Основные этапы обучения по методу АВА

  1. Приобретение простых навыков.
    Специалист даёт ребёнку задание, например, опустить голову. Одновременно он подсказывает, что нужно делать (опускает голову малыша), а после – вознаграждает его за правильное действие. Это повторяется несколько раз. После освоения навыка специалист просит ребёнка выполнить действие самостоятельно.

    При аутизме с первого раза часто не получается. Поэтому упражнение повторяется, пока ребёнок не выполнит действие без участия специалиста.

  2. Закрепление изученных навыков.
    После запоминания ребёнком нескольких действий задачу усложняют. Специалист чередует просьбы в случайном порядке: «хлопни в ладоши» — «опусти голову» — «хлопни в ладоши» — «покажи язык» и т. д.

    АВА-метод предполагает, что если в 9 из 10 случаев ребёнок не делает ошибок, то навыки усвоены.

  3. Обобщение.
    Если малышом освоено много различных заданий («подойди», «открой дверь», «возьми» и пр.), их необходимо обобщить. Для этого меняется обстановка, в которой ребёнку с аутизмом приходится выполнять упражнения. Это может быть игровая площадка, супермаркет и т. д.

    Также важно, чтобы малышу давали задания разные люди – мать, отец, специалист, бабушка и пр.

  4. Завершение терапии.
    На этом этапе АВА-терапия для аутистов заканчивается. Это происходит тогда, когда малыш начинает понимать новые задания сразу. Необходимость многократного повторения полностью отпадает.

    Например, ребёнку сказали «включи телевизор», показали 1-2 раза и он сразу же выполнил просьбу. Это означает, что АБА-терапия успешно пройдена.

Профессиональная помощь в Центре «Доброе Слово»

Аутизм – это не приговор, потому что, начав своевременно заниматься со специалистом, ребёнок сможет добиться впечатляющих результатов. Если вы столкнулись с подобным диагнозом и не знаете с чего начать, то обратитесь в Центр речи и всестороннего развития «Доброе Слово». Здесь работают опытные специалисты, обладающие должной квалификацией.

Родителям важно понимать, что АВА-терапия для аутистов невозможна без участия всех членов семьи. Поэтому в Центре регулярно проходят круглые столы, мастер-классы, консультации и многое другое.

Индивидуальная программа для ребёнка с аутизмом включает комплекс рекомендаций для родителей. Успешное закрепление навыков зависит от регулярности домашних упражнений.

Если вас заинтересовал метод АВА-терапии и вы хотите проконсультироваться со специалистом, свяжитесь с нами по телефону или закажите обратный звонок.

Источник: http://logopedagogika.ru/uslugi/aba-terapiya/dlya-autistov/

Аутизм: АВА-терапия. Этапы и инструменты в АВА-терапии

Ава терапия и холд терапия аутизма

Ава-терапия- это терапия поведения ребёнка, которая направлена на внедрение каких-либо определенных навыков в жизнь ребенка с помощью системы поощрений. Правильное поведение или действие поощряется, неправильное или плохое игнорируется и не подкрепляется. Этим видом терапии можно заниматься самостоятельно в домашних условиях.

С чего начать ава-терапию?

Для успешной терапии нужно две вещи:

  • Понять. Понять что нравится и что не нравится Вашему ребёнку. Необходимо наблюдать и изучать его. Эта информация Вам очень пригодится для практических занятий по методу АВА.
  • Принять. Принять своего ребёнка таким, какой он есть. Не стоит плакать, злиться на весь мир, жалеть себя и ругать. Это бессмысленное занятие, которое не поможет в этой ситуации, а лишь усугубит её.

Ава- терапия не занимается поиском причин аутизма, она занимается коррекцией последствий этого расстройства. Ава направлена на изменение поведения человека и неважно в каком состоянии находится ребёнок: тяжёлое или лёгкое.

Программа АВА всегда строится для определённого ребёнка, с учётом его исходных данных. Занятие проводится один на один, количеством до 40 часов в неделю, то есть в день на занятия должно уходить примерно шесть часов.

И именно этот фактор играет очень большую роль в том, что заниматься по методу АВА необходимо родителям. Подключать специалистов стоит, но столько часов в неделю Вы врятли сможете оплатить да и у терапевта времени скорее всего не будет.

Поэтому, если Вам повезло и у Вас есть АВА специалист в городе, то воспользуйтесь его услугами, но и дома занимайтесь сами с ребёнком по программе.

К чему стоит быть готовым, если вы решили заниматься с ребёнком по методу ава

тоже стоит поговорить на эту тему, потому что обычно первые занятия заканчиваются провалом. расскажу про самые типичные проблемы, которые возникают в поведении ребенка на первых занятиях.

  • ребенок часто убегает из-за стола или просто не садится за него (значит начинайте занятие там, где хочет ребёнок, правильно замативируйте его)
  • не слушает словесных объяснений (возможно, он не понимает, значит помогайте ему жестами, картинками и т.д.)
  • проявляет агрессию (ни в коем случае не подкрепляется такое поведение)
  • требуется многократное повторение одного и того же (я это называю зубрёжка и вдолбежка, запомните детям с аутизмом надо повторить одно и тоже несколько десятков раз).
  • отказ от занятий (здесь стоит выбрать правильное поощрение и правильную мотивацию для ребёнка).

внимание! на первых занятиях похвала на словах и ваше одобрение скорее всего будут проигнорированы ребёнком. готовьте вкусняшки, мультики, какие-то физические поощрения (ввиде щекотки, заворачивания в плед, кружения и т.д).

ава-обучение, его этапы

Обычно АВА- терапия в самом начале с помощью только слов неэффективна, потому что ребёнок плохо понимает речь, поэтому используется целая система подсказок, поощрений, чтобы и заинтересовать ребенка, и начать обучать.

Схематически показано из чего состоит обучение, шаги.

Объясню.

Оценка начальных навыков, здесь я думаю всё понятно, это то, что умеет уже ребёнок, его исходные данные.

Выбор функциональной цели- это то, чего мы хотим добиться и стоить выбирать цель, которая поможет ребенку жить в этом мире: наработка бытовых навыков, навыков коммуникации и т.д. навыки должны быть социально значимые для ребёнка.

Подбор эффективных инструментов– это использование подходящих методов, зависит от исходного состояния ребенка. Например, понимает речь значит работаем с речью, не понимает значит применяем картинки и вплоть до полной физической подсказки.

Систему подсказок мы разбирали ЗДЕСЬ.

Мониторинг эффективности и корректировка- каждый шаг, каждое действие ребёнка мы оцениваем, записываем, потом по этим записям проводим анализ, смотрим что получается, что нет. Следовательно, проводим корректировку по результатам, возможно, меняем методы, если прогресса нет.

Инструменты в АВА терапии

Я их перечислю, потому что про многие я уже рассказывала отдельно в статьях.

  • Функциональная оценка поведения. Смотрим и анализируем почему так делает ребёнок. Например, он кричит, почему? Возможно, он просто не может и не знает как сказать Вам про своё желание.
  • Чёткие инструкции. Здесь приходит в помощь правило +1, речь короткая, громкая и чёткая.
  • Система подсказок. Правильно подбираем подсказки и помогаем ребёнку
  • Система поощрений. Правильно подбирайте мотивацию для ребёнка.
  • Визуализация. Показываем всё.
  • Дробление сложных действий на простые. Это АВА-терапия блоками.

И в заключение, хочется сказать, что сложного в этом методе нет ничего, здесь главное понять саму идею, ухватить суть и в тянуться в процесс.

——

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что дочитали!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/autizm_ne_prigovor/autizm-avaterapiia-etapy-i-instrumenty-v-avaterapii-5e25828e5d6c4b00b0d9bb90

Сбалансированный взгляд на АВА-терапию от аутичной взрослой | Фонд Выход, аутизм в России

Ава терапия и холд терапия аутизма

28.04.20

Отрывок из книги женщины с синдромом Аспергера и мамы сына с аутизмом о ее взглядах и опыте в отношении прикладного анализа поведения

Эйлин / Eileen
Источник: The Autism Cafe

«Вы пытаете своего ребенка АВА-терапией». Как и наше общество в целом, сообщество аутизма не имеет единых взглядов на аутизм. Когда я впервые упомянула ПАП (прикладной анализ поведения, «ABA») в своем блоге, буквально через пару минут меня обвинили в том, что я «пытаю своего ребенка АВА-терапией».

Это меня нисколько не удивило. Еще до того, как Чарли поставили официальный диагноз «аутизм», я искала в Интернете, какие есть варианты помощи, и я обнаружила, что ПАП далеко не всех устраивает.

Прикладной анализ поведения – это терапия номер один для детей в спектре аутизма, согласно рекомендациям медицинских экспертов. Тем не менее, многие аутичные люди отвергают это заключение. Я сама аутичная взрослая, так что я хорошо понимаю аргументы и за, и против. Но в целом я поддерживаю АВА-терапию.

АВА-терапия сейчас и тогда

Я думаю, что здесь важно учитывать контекст. АВА-терапия прошла невероятно огромный путь развития за много лет.

Она мало похожа на то, что 60 лет назад использовал доктор Ивар Ловаас, когда он впервые начал применять прикладной анализ поведения для помощи аутичным людям.

Ловаас использовал принципы, разработанные известным психологом Б. Ф. Скиннером, которые можно найти в его книге 1938 года «Поведение живых организмов».

Те первые попытки АВА-терапии включали механическое повторение одних и тех же учебных действий, они проводились в пустых, практически стерильных комнатах, более того, для обучения аутичных людей новым навыкам использовались наказания.

В ранних версиях поведенческой терапии в целом считалось, что нужно использовать награды и наказания в равной степени. Однако в дальнейшем стало очевидно, что страх наказания не способствует продуктивному обучению, в отличие от наград.

Поведенческие методы, которые используются для помощи людям с аутизмом сегодня выглядят совершенно иначе, чем изначальные эксперименты Ловааса – до такой степени, что кажется несправедливым, что это носит одно название.

АВА-терапия на основе игры

АВА-терапия для Чарли проходит в форме игры. В ней нет никаких наказаний. Могут быть последствия, например, терапевт может забрать у Чарли игрушку, если он дерется или кричит, но так поступает большинство родителей, независимо от того, есть ли аутизм у их ребенка.

АВА-терапия всегда очень индивидуальна, и хороший сертифицированный поведенческий аналитик прикладывает много усилий, чтобы разработать наилучшую программу для конкретного ребенка.

Например, мы хотели, чтобы Чарли стал более самостоятельным. Так что наш поведенческий аналитик разработал программу для обучения его тому, как чистить зубы, и другую программу для обучения тому, как полностью самостоятельно одеваться.

Никто не будет его никак наказывать за то, что у него не получается, но за его усилия и успехи он будет получать те награды, которые наиболее желанны для него в данный момент. Несколько недель назад это были игры на планшете.

В другое время это могла быть чайная ложка шоколадной пасты или печенье.

АВА-терапия поддерживает дискриминацию людей с инвалидностью?

Основная критика насчет АВА-терапии сводится к тому, что это дискриминация в угоду людям без инвалидности. Я с этим не согласна. Вы можете помогать людям, не меняя при этом, кто они есть.

Чарли получает АВА-терапию не потому, что мы хотим, чтобы он был «нормальным».

Мы хотим, чтобы он был в безопасности, был самостоятельным, мог сообщать другим людям о своих потребностях, и чтобы в его жизни (и да, в нашей жизни тоже) было меньше негативных переживаний.

Мы хотим, чтобы у него было меньше не функциональных и опасных видов поведения, например, чтобы он не играл с содержимым кошачьего лотка, не глотал камни, не выбегал на проезжую часть. Мы хотим, чтобы в этой жизни у него было как можно больше возможностей. Но я не пытаюсь «исправить» аутизм Чарли.

Поведенческая терапия направлена на то, чтобы облегчить ему жизнь – предоставить ему способы общаться с другими людьми и, самое главное, обеспечить его безопасность. Если награда в виде печенья позволит остановить опасное поведение, поможет развивать навыки самообслуживания и коммуникации, то я не вижу в этом никакой проблемы.

Прикладной анализ поведения и страшные истории

Все люди, которые работают с Чарли, совершенно потрясающие. Конечно, не все поведенческие аналитики, терапевты или АВА-центры замечательные. Есть центры и учреждения, которые плохо управляются, допускают халатный подход к работе, а то и граничащие с насилием практики.

И хотя подобное встречается все реже, это может объяснить часть рассказов об «ужасах АВА», которые вы можете встретить в Интернете.

Очень важно, чтобы родители нашли специалистов, которые разделяют их ценности, прислушиваются к тому, что их беспокоит, и насколько им комфортно с тем или иным методом обучения.

АВА-терапия и «стимминг»

С другой стороны, я могу понять, почему применение АВА-терапии может оказаться вредным для аутичных людей. Например, некоторые АВА-терапевты могут мешать ребенку махать кистями рук или раскачиваться.

Я лично считаю, что в таком «стимминге» нет ничего плохого, если он не мешает обучению другим навыкам.

И это уже задача школьных педагогов объяснять другим детям, что значит такое поведение, а не пытаться заставить Чарли прекратить его только потому, что другие дети его не понимают.

При этом я также понимаю, что постоянный, непрерывный стимминг может мешать ребенку учиться. Я не считаю, что мы, аутичные люди, должны полностью измениться, чтобы приспособиться к миру нейротипичных людей.

Я просто хочу, чтобы у Чарли были все доступные возможности для учебы, и это может означать, что его нужно учить не «стимить» в некоторых ситуациях.

Иногда мне бывает сложно найти баланс между желанием, чтобы другие люди принимали безвредное поведение, которое часто встречается у аутичных людей, и чтобы к Чарли относились с принятием, и он мог сосредоточиться на учебе.

Одобрение АВА-терапии при определенных условиях

АВА-терапия оказала Чарли и всем нам огромную помощь. Мне грустно от того, насколько неважными считают родителей аутичных детей. Мне буквально плохо, когда люди говорят мне, что я пытаю Чарли с помощью АВА.

Что тот факт, что он учится коммуникации и навыкам самообслуживания не имеет значения, главное, чтобы он был счастлив. Пусть Чарли и дальше счастливо роется в кошачьем лотке. Пусть Чарли и дальше счастливо бьется головой о стену.

Пусть Чарли и дальше счастливо выбегает на улицу прямо под колеса машин.

Как насчет безопасности Чарли? И как насчет меня, его матери? Мне позволить моему ребенку подвергаться опасности, потому что ему и так неплохо? Чарли вовсе не счастлив, когда он не может рассказать о своих потребностях, когда он не может сделать так, чтобы его услышали. Но благодаря АВА-терапевтам теперь Чарли может сообщить о том, что он хочет, с помощью приложения на своем планшете.

Я была в полной растерянности и не знала, что делать, пока в нашей жизни не появилась АВА-терапия. Я никогда бы не смогла сама сделать для Чарли все то, чего добились его терапевты. Аутичные дети растут в мире, который почти полностью состоит из нейротипичных людей, и им важно научиться функционировать в этом мире.

Конечная цель АВА-терапии – помочь человеку жить более независимой, безопасной и счастливой жизнью в этом мире, и я считаю, что это прекрасная цель.

Хотя я понимаю некоторые тревоги в отношении АВА-терапии, по моему мнению, если прикладной анализ поведения применяют квалифицированные и заботливые люди, которые открыты для критики, и которые ставят на первое место интересы самого ребенка, то это наилучшая терапия для детей в спектре аутизма.

Также смотрите:

Что отличает хорошую программу по АВА-терапии?

Превращает ли прикладной анализ поведения (АВА) детей в «роботов»?

Миф об АВА-терапии: в этом подходе нет места игре и веселью

Топ-10 причин, почему дети с аутизмом заслуживают АВА

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

АВА-терапия и поведение, Методики и лечение, От первого лица

Источник: https://outfund.ru/sbalansirovannyj-vzglyad-na-ava-terapiyu-ot-autichnoj-vzrosloj/

АВА-терапия

Ава терапия и холд терапия аутизма

АВА (Applied behavior analysis) – терапия, прикладная наука, которая определяет взаимосвязь между поведением и факторами в окружающей среде и экспериментальным образом манипулирует данными факторами для того, чтобы изменить поведение. Говоря проще, АВА – поведенческая терапия или модификация поведения.

Прикладное назначение АВА, прежде всего, ценно для коррекции аутизма. Однако метод демонстрирует свою высокую эффективность и при лечении других отклонений в развитии:

  • Синдром Аспергера;
  • Инвалидность вследствие порока развития;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Приступы агрессии;
  • Проблемное поведение, непослушание.

Как работает АВА-терапия для аутистов?

Каковы перспективы ребенка при постановке диагноза аутизм. Лечение, особенно на ранней стадии, несомненно, приносит ощутимый результат, но ребенок навсегда останется особым. Правильнее говорить не о лечении аутизма, а о его коррекции.

АВА должна стать частью общей программы коррекции аутизма наряду с физиотерапевтическим лечением.

Цель поведенческой коррекции аутизма – максимально приблизить ребенка с определенными нарушениями в развитии к полноценному участию в жизни общества.

АВА-терапия для аутистов базируется на идее, что любое поведение влечет за собой определенные последствия, и если ребенку они нравятся, он станет повторять такое поведение, а если не нравится – не станет.

Таким образом возможно стимулировать развитие необходимых навыков и способностей, в том числе улучшить коммуникацию, повысить желание к обучению, снизить уровень агрессии и тревожности, адаптировать поведение в целом к социально ориентированной модели.

Как работает АВА-терапия для аутистов? Для ребенка с диагнозом аутизм лечение должно требовать от врача максимальной ориентации на его индивидуальные особенности и настроения, максимум внимания и терпения.

Элементарные навыки речь, контактность, творческая игра, умение слушать, смотреть в глаза трудно даются аутисту.

Их нужно разбить на более мелкие задачи: «подними руку», «кивни головой», «дай», «возьми»…

Начинают с одного задания, подсказывая правильную реакцию и активно поощряя ее (вкусностями, возможностью погулять, похвалой). Постепенно вводятся новые задачи, чередуются. Затем освоенные задачи пробуют ставить в незнакомой обстановке, с привлечением новых людей…

Со временем ребенок начинает самостоятельно осваивать новые стимулы из окружающей среды, подобно тому, как это делают обычно развивающиеся детки.

АВА-терапия располагает огромным количеством тренирующих программ. Специальная шкала позволит оценить успехи ребенка аутиста в лечении.  

Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма и других нарушений в развитии

Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма тем выше, чем раньше начинается курс. Идеальный вариант – начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста.

Поведенческая терапия для аутистов чрезвычайно действенна. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, около 50% детей, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, кто получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

Наибольший результат поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 29-30 часов. Успех во многом зависит и от профессионализма инструктора. Он же должен дать рекомендации родителям о том, как закреплять достигнутый в ходе занятий результат обучения в домашних условиях.

Преимущества АВА-терапии

Сегодня АВА-терапия признана самым эффективным лечением аутизма и других нарушений в развитии. Ее успех обеспечен тем, что обучение происходит на индивидуальной основе. Все люди разные, все дети с аутизмом разные.

У каждого свои характерные черты поведения и своя характерная окружающая среда.

Если сфокусироваться на конкретном поведении, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно его изменить эффективнее, чем пытаться объяснить словами, отругать или дать таблетку.

Занятия АВА-терапией в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»

АВА-терапию начинают, примерно, с 1,5-2 летнего возраста с любым ребенком, у которого наблюдается нежелательное поведение.

Занятия с элементами АВА-терапии с аутистами в идеале должны проводиться ежедневно и длиться 1час, с переменами в 3-5мин. Продолжительность курса АВА-терапии оговаривается с родителями и зависит от способностей ребенка и финансовой возможности родителей.

На первом занятии проводится тестирование навыков ребенка и опрос родителей. Оцениваются речевые навыки, навыки самообслуживания, социальные навыки, моторные навыки. В зависимости от полученной информации разрабатывается персональная программа дальнейшей работы. В ходе занятий психолог отрабатывает навыки, а родители закрепляют наработку в домашних условиях в соответствии с инструкциями.

Источник: https://deti-indigo74.ru/methods/nevrologicheskie-zabolevaniya/ava-terapiya/

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: