Атипичный аутизм без умственной отсталости симптомы

Атипичный аутизм у детей

Атипичный аутизм без умственной отсталости симптомы

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз.

Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм.

А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.
Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом.

При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола.

Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Статья в тему: Аутизм у девочек — как проявляется

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики.

Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга.

Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Статья в тему: Отличие аутизма от шизофрении

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Лечение

Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное лечение аутизма назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

В социализации и обучении хорошие результаты дают:

  • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога;
  • посещение реабилитационных центров;

Статья в тему: Медицинские центры лечения аутизма

  • иппотерапия;
  • систематические домашние занятия.

Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.

Прогнозы. Общение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.

При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.

baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

— Атипичный аутизм, занятие

Источник: https://autizmy-net.ru/atipichnyj-autizm/

Аутизм и умственная отсталость – отличия и совместимость

Атипичный аутизм без умственной отсталости симптомы

Дети, поведение которых кажется странным в выражении эмоций, сильно отличающихся от сверстников, плохо поддающихся обучению, сторонящихся людей и демонстрирующих непонятные реакции, заставляют волноваться родителей.

Они спрашивают специалистов, все ли нормально с их чадом, нет ли у него каких-либо отклонений, хотят знать точный диагноз.

Впрочем, последнее очень важно, так как правильное определение проблемы поможет правильно среагировать и принять меры по лечению, коррекции, должным образом относиться к ребенку, его обучать.

В этой статье не будет говорить о тяжелых психических расстройствах, каковой является шизофрения и ряд других заболеваний.

Остановимся на отклонениях  с похожими симптомами: аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость. Их проявления кое-где совпадают, а в некоторых вариантах сильно расходятся.

Все же, при глубоком изучении, они различаются и поэтому требуют своего подхода, как со стороны родителей, так и педагогов.  Давайте разбираться.

Аутизм

Это расстройство развития ребенка появляется у малышей в возрасте 2 года, однако диагноз можно подтвердить позже – в 3–5 лет. Аутисты строят собственный мирок и не хотят его покидать, им нравится играть в полном одиночестве, не общаться ни с кем.  Связь таких детей с внешним миром нарушена, хотя они вполне здоровы в физическом плане.

Признаки аутиста:

  • замкнутость на самом себе, избегание людей, не ищут друзей;
  • предпочитает играть в одиночестве;
  • трудности в вербальном (речь, письмо) и невербальном (мимика, жесты, прикосновение, оценка внешности и голоса) общении. Задержка речи, мутизм – случайное произношение фраз и слов;
  • нарушено социальное взаимодействие – отсутствие эмоций на действия других людей, оставляет без ответа обращение к нему, не смотрит в глаза, не привязывается ни к кому;
  • стереотипное поведение – наличие определенных обязательно выполняемых ритуалов, повторение однотипных движений продолжительное время, эхолалия – повторение слов;
  • может проявлять агрессию при попытке наладить контакт, кричит;
  • любые изменения, происходящие вокруг, ему мешают.

Для некоторых людей (1–2 человека) аутичные дети делают исключение и могут общаться с ними.

Точной причины аутизма не установлено, хотя многие специалисты склоняются к генетической версии. Некоторые же считают, что вызвана такая патология органическими заболеваниями мозга.

Аутисты любят музыку. При легкой форме расстройства они даже могут превосходить по интеллекту своих ровесников, лучше учатся, но лишь по некоторым предметам, так как их умственное развитие весьма избирательно.

К тому же такие люди очень часто демонстрируют выдающиеся способности в отдельных сферах (науке, искусстве) и могут вполне нормально адаптироваться в обществе при правильном подходе к воспитанию, обучению и специальной коррекции.

Задержка психического развития

В этом случае у ребенка ниже нормы для его возраста психомоторика, речь, эмоции мышление, внимание, память и т.д. Такие дети отличаются излишней вялостью, они с трудом овладевают самыми простыми навыками – пользоваться ложкой, одеваться. Они позже начинают говорить, сторонятся ровесников, взрослых, нелюдимы.

ЗПР, по мнению специалистов, явление проходящее, и если вовремя принять меры и проводить правильную коррекцию, то к 10 годам она полностью проходит. Причины такого расстройства: соматические болезни, в том числе и будущей матери до и в течение беременности.

Умственная отсталость

По-другому эту патологию называют олигофрения или интеллектуальная недееспособность. Тут все гораздо хуже, так как исправить почти ничего невозможно.  Нарушение в развитии головного мозга и центральной нервной системы приводит к остановке совершенствования интеллекта ребенка.  Абстрактно мыслить он не в силах, нарушены когнитивные функции, эмоции простые и бедные.

Умственно отсталый ребенок медленно говорит и ходит, так как вегетативное состояние у него особое. Память у него ограничена, способности к обучению и получению навыков ниже, чем средние, часто он не может сам себя обслуживать нормально. Такой малыш легко привязывается к людям, хорошо к нему относящимся. Он не замыкается в себе и легко, с удовольствием, идет на контакт.

Как и аутисты, дети с таким расстройством тоже очень любят музыку.

Патология эта врожденная или проявляется у малыша до трех лет. Следует, однако, отметить, что при слабой выраженности диагноз могут поставить и после прохождения курса начальной школы.

Важно: прогрессировать олигофрения не может.

 «Виновники» интеллектуальной недееспособности вполне определены:

  • курение и прием алкоголя будущей матерью в период беременности;
  • воздействие токсинов на плод;
  • гипоксия при родах;
  • синдромы Клайнфелтера, Дауна и т.п.

 Как отличить?

Различить аутистов и детей с задержкой психического развития и иногда просто невозможно. Например, у первых быть трудности с учебой, похожие на ЗПР, а у вторых наблюдаться пристрастие к одиночеству, как при аутизме. Но есть особенности, которые позволят понять, что это за расстройство:

 Ребенок с ЗПР Аутист
Трудности с речью, стесняются говорить Говорит хорошо (в овладении речью может даже обогнать сверстников), но лишь то, что ему нравится и часто ­– самому себе. Может вообще отказаться разговаривать. 
Не умеет начинать общение, но очень бы хотел поиграть со сверстниками Не желает общаться, играть с другими детьми, ничуть не страдает от одиночества
Паника при появлении каких-либо новшеств, любовь к ритуалам
Привязан к членам семьи, ищет их одобрения и ласки Эмоциональное  безразличие
Со временем при планомерных занятиях совершенно проходит Аутизм полностью не излечивается, можно только адаптироваться к социуму

В чем отличие олигофрении от аутизма вполне понятно, и расписывать это вряд ли нужно. Поражение участков головного мозга исправить невозможно, поэтому такого ребенка следует воспринимать, какой он есть.

Аутизм, если он «чистый», то является вполне осознанным выбором ребенка. А вот дети с олигофренией и ЗПР и хотели бы быть другими, но не могут. В этом как раз и есть главное отличие.

Умственная отсталость у детей с аутизмом

Такая форма расстройства тоже считается умственной отсталостью, но на главенствующем месте все же находятся признаки аутизма. Именно поэтому так тяжело родителям ребенка с установленным диагнозом «атипичный аутизм» узнать, что их чадо к тому же еще и олигофрен – у него тяжелая или умеренная форма интеллектуальной недееспособности.

У детей с расстройством аустического спектра, сопровождающегося глубокой умственной отсталостью, плохо сформированы психические процессы. У них примитивные чувства, кратковременная механическая память, не развито мышление, неустойчивое внимание. Они могут стихийно проявлять отрицательные эмоции. Мелкая моторика плохая, хотя движения вполне скоординированы. 

С учителем такой ребенок старается не вступать в контакт: не приветствует и не прощается с ним, не реагируют на его речь, не смотрит в глаза. Поэтому организовать нормальный образовательный процесс с таким индивидом весьма сложно.

Осуществляется обучение в домашних условиях. В настоящее время существует три этапа, рекомендуемого для работы с подобным учеником, приходящему к нему учителю. 

1. Установление контакта и обустройство ситуации, комфортной ребенку.  Происходит все таким образом:

  • занятия проводятся в том месте, где хочется ученику – здесь ему будет удобнее, спокойнее, можно достигнуть концентрации его внимания;
  • мать обязательно должна присутствовать на уроке и даже помогать своему чаду выполнять задания. Следует отметить, что в начале процесса ребенок не будет слышать постороннего человека, действовать придется через родительницу;
  • учитель должен избегать прямого взгляда в глаза ученика, чтобы не спровоцировать его аутоагрессию и агрессию;
  • начало и конец урока должны быть четко обозначены – это снизит тревожность ребенка при смене видов деятельности;
  • для повышения мотивации обучающегося необходимо подобрать индивидуальный дидактический материал, который ему нравится;
  • весь процесс обучения должен быть соответствовать желаниям, и, конечно же, возможностям ребенка. При неизменной теме урока технология подачи материала и его содержание может меняться, если ученик будет реагировать на них негативно. Поэтому педагогу необходимо запастись несколькими вариантов учебников, дидактического материала, заданий. И чем больше их будет, тем лучше, ведь подобная гибкость подачи способна лучше реализовать возможности и потребности ученика, повысить его мотивацию;
  • установлению контакта и его поддержанию помогает подражание ребенком действий педагога, воспроизводимых совместно. Это зрительный контроль, захват предметов, удерживание их, обучение пользования карандашом и ручкой;
  • навыки самообслуживания формируются путем установки, что урок не закончен, пока ученик все не уберет со стола.

2. Освоение учебных стереотипов. Этот этап реализуется следующим образом:

  • занятия проводятся за одним и тем же столом, ребенок должен сидеть по установленным правилам;
  • начало и конец занятий четко обозначаются;
  •  выполненные задания перемещаются слева направо:
  • проводится работа над указательными жестами;
  • вводятся и используются словесные инструкции, просьбы типа «положи», «двигай», «возьми», «покажи». Делается это постепенно.
  • мать, присутствующая на уроке, постепенно удаляется в соседнее помещение;
  • после уроков ребенок помогает педагогу собрать учебный материал;  
  • учебные действия углубляются путем внедрения в использование цветных карандашей, пластилина, клея и т.п.

3. Этот этап продвигается по вышеупомянутому алгоритму и предполагает расширение усвоенных ранее навыков:

  • целесообразное обустройство рабочего места;
  • четкое обозначение время уроков и перерывов;
  • присутствие на занятиях матери ограничивается как можно больше;
  • закрепление и отработка слов-просьб и введение новых;
  • расширение лексики, позволяющей отразить предметные, эмоциональные, бытовые навыки;
  • подталкивание к активному говорению;
  • углубление мотивации обучения;
  • обучение выражения позитивных эмоций от результата деятельности;
  • совместные с учителем и самостоятельные действия;
  • совершенствование пользования книгой, тетрадью, ручкой, карандашами, пластилином. Введение в обиход иголки, линейки, ножниц.

Все эти этапы для успешности образовательного процесса ребенка-аутиста с умственной отсталостью следует выполнять в полном объеме. Учителю необходимо быть очень корректным, внимательным. От такого ученика не стоит требовать соблюдения тишины, ведь звуками он демонстрирует свои эмоции, и педагог сможет определять его настроение.

Полной концентрации внимания тоже ждать не стоит. Все дело в том, что малыш, не смотрящий на учителя, объясняющего материал, при выполнении практической работы обязательно сфокусируется на том, что нужно.

Вопросы должны быть краткими, четкими, хорошо сформулированными. Немедленного ответа требовать не следует, как и отвлекать ребенка частыми вопросами.

Объяснения строятся с помощью наглядно-практического метода. Для этого лучше показывать мелкие предметы, хорошо помещающиеся на ладони ребенка. Но можно использовать и те, что размером не более листа А-4.

Нужно чаще хвалить ученика, поощряя его не только словами, но и прикосновениями и вкусностями.

Следует понимать, что нет четкого обозначения времени, затрачиваемого на каждый этап обучения. Все зависит от состояния ребенка. Однако переходить к следующему можно лишь при условии, что ученик хорошо освоил то, что ему прививает педагог.

Обозначенные выше стадии обучения – только начальная работа над получением образования и умений особенными детьми. Далее все будет проходить сложнее, но при этом алгоритмов специалисты будут придерживаться тех же, что описаны выше.  

В результате успешного процесса ребенок сможет получить оптимальный, доступный ему, объем знаний и навыков, освободиться от тесной опеки родителей, научится коммуникации, стать более самостоятельным, социализироваться.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/autizm-i-umstvennaya-otstalost-%E2%80%93-otlichiya-i-sovmestimost

Атипичный аутизм у детей, чем отличается от обычного – Мама Света

Атипичный аутизм без умственной отсталости симптомы

Расстройство аутистического спектра (РАС) включает в себя несколько видов аутизма с разной степенью интенсивности проявления специфических симптомов. Синдром Каннера считается классическим видом и диагностируется чаще остальных, также существует легкая форма – синдром Аспергера (наиболее благоприятные течение и прогнозы).

Еще одним видом аутизма является синдром Ретта (злокачественное течение, прогнозы всегда неблагоприятные). Существует атипичный аутизм у детей, который может проявляться как в облегченной форме, так и в более тяжелой, нежели синдром Каннера.

Все эти термины в любом случае описывают одно и то же расстройство, проявления одного и того же нарушения.

Атипичный аутизм в большинстве случаев определяется позже 3 лет, так как симптоматика бывает сглаженной или неполной. Гораздо реже родители замечают признаки атипичного аутизма  у ребенка до 3 лет, но даже при этом они не дают полноценную картину, как при классическом течении болезни.

Этим данное психоневрологическое нарушение как раз и отличается от обычного аутизма. Ребенок при этом может иметь высокий уровень интеллекта или же, напротив, оказаться умственно отсталым.

Атипичный аутизм у детей часто встречается в качестве дополнительного нарушения развития при других отклонениях, например, при Синдроме Дауна, Мартина-Белла и т.д.

Данное расстройство аутистического спектра имеет код по МКБ-10: F84.11 при атипичном аутизме в сопровождении умственной отсталости и F84.12 при ее отсутствии. В общем разделе он числится под кодом F84.1.

Ему также характерны нарушения социальной адаптации, отклонения в коммуникации со сверстниками и взрослыми, речевые патологии, сенсорные особенности восприятия информации извне и т.д. Какие-то симптомы могут отсутствовать, что часто приводит к не всегда корректной постановке диагноза и подбору методов реабилитации. Но давайте обо всем по порядку.

Атипичный аутизм, симптомы

Сегодня большинство врачей и ученых считают, что любая форма аутизма – это расстройство общего (всестороннего) развития, которое отражается на всех жизненно важных функциях. При атипичном аутизме у детей симптомы проявляются чуть позже, чаще после 3 лет, в то время как при синдроме Каннера отличие детей от нормотипичных бросается внимательным родителям в глаза уже на первом году жизни.

При атипичном аутизме вы можете наблюдать следующие признаки ненормального развития ребенка.

  • Нарушения социального взаимодействия и адаптации. Отмечается либо стандартная отстраненность от людей и общения с ними, либо необычный интерес. Ребенок при этом стремится к контактам, но не совсем привычными способами.
  • Расстройства речи. Они могут быть ярко выражены вплоть до неспособности к обучению родному языку. Чаще речь присутствует, но ее развитие идет по дефектному пути, как и у обычных аутистов. Многие дети застревают на этапе эхолалий.
  • Использует ли атипичный аутист жестовую речь и другие виды коммуникации в общении? Не всегда. Как ни странно, им сложнее дается обучение альтернативной коммуникации, нежели обычному аутисту.
  • Сенсорные отклонения. Они проявляются странностями в восприятии стимулов извне, например, дети могут негативно реагировать на прикосновения к коже, требовать однообразной еды, придерживаться привычных маршрутов, отказываться от новой одежды или нарядов из конкретных материалов, не использовать ремни безопасности в машине или не носить часы на руке и т.д. Отказ доходит до истерики, если взрослый настаивает на выполнении своих требований. Чувствительность может быть повышенной или пониженной. Тогда дети либо избегают каких-то ощущений, либо намеренно к ним стремятся.
  • Стимминг. Он присутствует при всех типах аутизма, и атипичная его форма не исключение. Маленькие аутятя совершают странные движения конечностями и телом, необычно стимулируют слуховой и зрительный анализаторы (предпочитают странные звуки, блики солнца, бегущие строки из рекламы, игру света и теней и т.д.). Стимминг может выражаться даже в игре.
  • Кстати, игра у детей с атипичным аутизмом тоже отличается. Она однообразна и нефункциональна. В ней просматривается отсутствие воображения и плоскость мышления.
  • Плоское, линейное мышление отмечается не только в игре, но и вообще по жизни. Детям не доступны абстракции, юмор, временные понятия и переносный смысл.
  • Познавательный интерес ограничен. Наблюдается узость интересов и их зацикленность на одной или нескольких темах.
  • Эмоционально-волевая сфера расшатана. Ребенок с атипичным аутизмом не обладает необходимой оценкой своего поведения, вследствие чего не может его контролировать. Случаются вспышки агрессии, поступки выглядят импульсивными. Поведение, как правило, достаточно шаблонно и предсказуемо в определенных ситуациях и совершенно непредсказуемо в новых. Управлять эмоциями ребенок не может. На этом фоне вполне возможна аутоагрессия, хотя в данном варианте она встречается реже. Остается необычная реакция на раздражители, которые у обычных детей не вызывают негативных эмоций.
  • Нарушения моторики и координации присутствуют, но меньше, чем при классическом аутизме.
  • Инициатива и самостоятельность могут находиться на сносном уровне, т.е. в быту малыш учится обслуживать себя сам и даже проявляет желание это делать.

При отсутствии некоторых симптомов сложно диагностировать аутизм, потому врачи и педагоги часто путают атипичную его форму с шизофренией, алалией, умственной отсталостью, детским дезинтегративным расстройством, эпилептической энцефалопатией и другими патологиями органического и псевдоорганического характера.

Как правило, тремя основными диагностическими критериями аутизма считаются социализация, коммуникация, речь. При атипичном аутизме у детей в большинстве случаев отсутствует один из пунктов. Начало яркого проявления признаков болезни – 3-5 лет.

В школьном возрасте дети сложнее овладевают письмом, чтением, навыками счета. Чаще наблюдается любовь к какому-то одному предмету, виду деятельности (математика, музыка, рисование, история). При умственной отсталости даже основные навыки могут остаться несформированными.

Причины возникновения атипичного аутизма

До сих пор нет единого мнения о причинах возникновения аутизма любого типа. Теорий несколько, и каждая из них имеет научно подтвержденную базу. Это дает право называть и атипичный аутизм, и весь спектр нарушением всестороннего развития. Считается, что на возникновение РАС влияют несколько неблагоприятных факторов, «удачно» сложившихся воедино.

Генетические нарушения. Эта теория предполагает, что аутизм передается по наследству. С каждым поколением его признаки усиливаются. Также ученые заметили, что при разных генетических нарушениях параллельно проявляется аутизм, например, при синдроме Дауна, Ангельмана, Коэна и т.д.

Внутриутробные патологии. Различные заболевания и травмы матери во время гестации могут негативно повлиять на развитие мозга плода. Есть мнение, что к аутизму приводит повреждение или недоразвитие левого полушария и мозжечка, отчего страдает восприятия/переработка информации и ее отбор из окружающей среды.

Психотравмирующие ситуации в раннем детстве, неблагополучное влияние среды. Об этих факторах можно судить лишь как о дополнительных. Они наносят удар по уже имеющейся (заложенной) почве на уровне предрасположенности самого ребенка. Ключевого влияния на развитие РАС они не имеют.

Прививки. Это очень щепетильная тема, потому что есть всегда два противоборствующих лагеря.

Но по жалобам многих мам детей с аутизмом можно сказать, что прививки служат «запускающим» механизмом тех особенностей, которые уже были заложены в ребенке.

Такое же влияние может оказать инфекционная (вирусная) болезнь и ее последствия, например, грипп, менингит, гнойная ангина и т.д.

К сожалению, современная наука пока не в состоянии ответить точно, что является причиной аутизма, атипичного или классического.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью и без нее

Условно атипичный аутизм у детей можно поделить на патологию с умственной отсталостью и без нее. При атипичном аутизме вкупе с УО мы имеем менее положительную картину развития событий в дальнейшем. Обучение будет затруднено, как и интеграция в общество. Это слабо функциональная группа аутистов. Им свойственно более яркое проявление симптомов классического РАС.

Как правило, у таких детей наблюдается слабая тенденция к набору лексики, примитивность мышления, плохая имитация, слабая память, расстройство внимания, отсутствие навыков самообслуживания, сложности в контакте даже с близкими людьми, стереотипии, страхи, агрессия. Чем сильнее нарушения интеллекта, тем ярче симптоматика. По сути, именно ментальные отклонения здесь и выходят вперед. Динамика слабоположительная или отрицательная.

Атипичный аутизм без умственной отсталости отличается более высокой функциональностью. Речевые и когнитивные нарушения минимальны, как и поведенческие проблемы. Очень часто мышление нарушено не сильно или находится на границе нормы, но на первый план больше выступают эмоциональные реакции и слабая волевая регуляция. Не исключена негативная реакция на социум и общение.

Нередко при атипичном аутизме у детей наблюдается резкий переход от «нормального» состояния к необычному, т.е. до 3-4 лет ребенок вел себя достаточно адекватно, и странности были не столь явными, а после, буквально за месяц-два, происходят резкие перемены.

Ребенок может истерить на ровном месте, отказываться от привычной еды и одежды, появляются замкнутость, агрессия, импульсивность, тревожность, портится сон. Он отказывается поддерживать привычные контакты, хуже ведет себя в саду. Многие мамы отмечали, что даже выражение лица менялось – оно становилось амимичным.

Такая цепочка событий происходила у детей с атипичным аутизмом без УО.

Чем отличается атипичный аутизм от обычного

Обычно главным отличием считается начало первых проявлений. При классическом аутизме уже в первый год бросается в глаза отстраненность ребенка, отсутствие яркой реакции даже на близких и маму.

Могут наблюдаться странности в развитии моторики: неуклюжесть, отставание в формировании умений, отсутствие интереса к игрушкам. Иногда все это можно увидеть после года, если была провокация (болезнь, стресс, прививка).

При атипичном аутизме дебют происходит позже – после 3 лет.

Как я уже сказала, при классике присутствует триада нарушений, чего нет при втором варианте. У кого-то нарушена коммуникация, но поведение вполне соответствует норме. У других дефектна речь, но вполне адекватно развивается сфера социализации.

Третьи не страдают стереотипиями, но не способны к волевым усилиям. В этом вопросе нет единой схемы, грани очень расширены. Атипичным аутистам плохо даются навыки альтернативной речи, в то время как при синдроме Каннера обучение им идет успешно.

В общем, в большинстве случаев атипичный аутизм имеет менее выраженные черты, чем обычный. Такие дети, при отсутствии сопутствующей умственной недостаточности, могут обучаться в классах коррекции и даже в обычных школах.

Наиболее благоприятные прогнозы получают дети, чьи родители обратились за помощью в раннем дошкольном возрасте.

Некоторые симптомы могут оставаться с человеком на всю жизнь, но при должной коррекции он максимально адаптируется к условиям нашего социума.

Считается, что наиболее продуктивной при аутизме является ABA-терапия. Хорошие результаты дают курсы микротоковой рефлексотерапии, Tomatis, уроки нейрокоррекции (двигательной, дыхательной), занятия с сенсорным педагогом, психологом и дефектологом. При атипичном развитии речи нужно заниматься с логопедом. Комплексный подход повышает шансы на успех!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Источник: https://mamasveta.com/atipichnyj-autizm-u-detej-chem-otlichaetsya-ot-obychnogo.html

Многогранный спектр: чем отличаются синдром Аспергера, высокофункциональный и атипичный аутизм?

Атипичный аутизм без умственной отсталости симптомы

Про аутизм ходит много слухов, сплетен и представлений. Особенно забавно слушать обывателей, которые либо никогда не сталкивались с такими детьми, либо сталкивались очень поверхностно: там мнения разнятся от “Это гении и новая формация” до “Умственно отсталый – смирись и плачь“.

На самом деле аутизм многогранен. Да, многие дети с этим расстройством в той или иной форме имеют сопутствующую умственную отсталость. Но кто-то может обладать и нормальным интеллектом, или даже одарённостью.

Именно из-за огромного разнообразия способностей аутистов и невозможности чётко подогнать всех под определённый стандарт, разработали обобщающее определение – “расстройства аутистического спектра” (РАС), где слово “спектр” по сути и означает большую вариативность. О некоторых вариантах РАС и пойдёт ниже речь.

Отмечу, что в этой статье я опираюсь на критерии действующей МКБ-10.1 января 2022 года в силу вступит МКБ-11. В ней такие наименования, как “Синдром Каннера”, “Синдром Аспергера” и прочие будут упразднены.

Создатели МКБ-11 предпочли не плодить вагон диагнозов, в которых иногда путаются даже сами врачи, а просто сделали список подтипов РАС с указанием наличия или отсутствия интеллектуальных нарушений, а также способности ребёнка к использованию речи.

Синдром Аспергера

Этот диагноз ставят ребёнку не младше 3, даже скорее 4, лет. Почему? Потому, что долгое время развитие малыша не вызывает вопросов у взрослых.

Дети с с синдромом Аспергера имеют нормальное интеллектуальное и речевое развитие: для установления этого диагноза первые слова должны появиться до 2 лет, а фразы – до 3. Не отстаёт самообслуживание, не пропадает интерес к окружающему миру.

Вместе с тем, однако, после 3 лет наблюдается аутистическая “классика жанра” – значительные проблемы в социальном взаимодействии и стереотипные, ограниченные интересы.

Стереотипные интересы тут идут не в значении стимов (потрясти руками, побегать кругами и прочее), а сильная увлечённость чем-либо: бабочками, поездами, цифрами, космическими кораблями и т.д.

Часто, но необязательно, встречается физическая неуклюжесть (более характерна для мальчиков).

фото из открытых источников

На первый план, как и со всеми РАС, выходят проблемы с социальным взаимодействием. Такие дети, хоть и хорошо говорят, тяжело заводят друзей. Это может быть как связано с тем, что ребёнок сам не стремится к общению, так и с тем, что он просто не улавливает норм человеческого взаимодействия, а значит ему трудно строить близкие отношения, не ломая дров.

Для успешного общения с другими людьми важно пытаться находить компромиссы, проявлять тактичность и внимание к чужим интересам и действиям, читать “подтекст” мимики и интонаций и самому адекватно их использовать, сопереживать, соблюдать очевидные нормы поведения.

Казалось бы, это вещи, которые человек усваивает сам по себе, по мере взросления. Однако, именно это ахиллесова пята людей с Синдромом Аспергера.

Я находила информацию о том, что только пяти процентам взрослых с этим диагнозом удаётся полностью избавится от видимых социальных нарушений (как правило, это те, кто “нашёл себя” в своей области), однако нарушения даже здесь всё равно обнаруживаются при специальном психологическом тестировании.

Многие взрослые с установленным синдромом Аспергера не считают своё состояние болезнью, не видят смысла в том, чтобы лечиться, а воспринимают его неким альтернативным вариантом психического развития.

Высокофункциональный аутизм

Это понятие по МКБ-10 не является диагнозом. Тем не менее, иногда специалисты, осматривающие ребёнка, пишут именно эту формулировку, поэтому я хочу остановиться на этом немного подробнее.

Термин “высокофункциональный аутизм” часто воспринимается так, словно речь об одарённости.

На самом деле таковыми считают детей и взрослых, у которых диагностируют РАС, однако при этом не обнаруживают умственную отсталость (коэффициент IQ более 70).

То есть, под высокофункциональностью тут подразумевается потенциальная возможность вести полноценную жизнь: выучится, жить и работать, обходясь без посторонней помощи.

Высокофункциональный аутизм иногда объединяют с синдромом Аспергера, что неудивительно – к подростковому возрасту эти два состояния становятся практически неотличимы друг от друга. Тем не менее, до подросткового возраста некоторые отличия есть. В частности:

  • При высокофункциональном аутизме у ребёнка, как правило, отмечается выраженная задержка развития речи;
  • Расстройство и его симптомы заметны до 3 лет;
  • Хуже способности к овладению речью;
  • Ребёнок с этим диагнозом более ловок и в плане крупной, и в плане мелкой моторики;
  • Лучше справляется со зрительно-пространственными задачами (лабиринты, ориентировка лево-право) и заданиями на зрительно-моторную координацию (рисование, прописи);
  • Хуже понимает чувства и эмоции других людей;
  • Может иметь больше интересов и не так зацикливаться.

Атипичный аутизм

Первые два расстройства развития не имеют нарушений интеллекта, а вот отличие атипичного аутизма в том, что при нём ребёнок может иметь как нормальный интеллект, так и умственную отсталость.

Проявления во многом совпадают с аутизмом, но имеются некоторые отличия:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vse_ob_alalii_autizme_i_zpr/mnogogrannyi-spektr-chem-otlichaiutsia-sindrom-aspergera-vysokofunkcionalnyi-i-atipichnyi-autizm-5f0c37dee4d25a11f0003baf

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: