Апраксия у детей

Содержание
  1. Апраксия в практической логопедии
  2. Этиология, факторы риска
  3. Клиническая картина
  4. Различия течения патологии у взрослых и детей
  5. Диагностика патологического состояния
  6. Принципы лечения
  7. Апраксия у детей- как проявляется данное заболевание?
  8. Причины возникновения апраксии у детей
  9. Диагностика
  10. Информация о принципах лечения апраксии
  11. Апраксия у детей: причины, симптомы, лечение
  12. Причины апраксии у детей
  13. Методы исследования апраксии
  14. Лечение апраксии у детей
  15. Детская апраксия речи
  16. Какие признаки или симптомы детской апраксия речи?
  17. Как диагностировать апраксию речи?
  18. Какое лечение доступно для детей с апраксией речи?
  19. Апраксия речи у детей с аутизмом – лечение апраксии при аутизме: советы от ABA
  20. Классификация апраксии при аутизме
  21. Отличие от других нарушений
  22. Как выявить апраксию у аутистов
  23. Лечение апраксии у детей с аутизмом
  24. Визуальная поддержка
  25. Формирование словаря
  26. Подсказки с помощью жестов
  27. Лечение в домашних условиях
  28. Детская апраксия речи – LOGOPEDroom
  29. Детская апраксия речи

Апраксия в практической логопедии

Апраксия у детей

Апраксия в логопедии – это двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов. К дефекту приводят не слабость мышц или паралич, а патологические нарушения функций головного мозга.

Ребенок хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы.

Аpraxia распространена в больших масштабах по всему миру. Ежегодно процент детей, страдающих от такого диагноза, увеличивается вдвое. Приблизительно 10:1000, такое количество больных зарегистрировано с апраксией.

Этиология, факторы риска

Проявления апраксии связаны с поражением теменных, лобных долей коры головного мозга, мозолистого тела. Спровоцировать это состояние могут следующие патологии:

  • возникшее на фоне хронического недостатка кровообращения слабоумие;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалит;
  • болезнь Альцгеймера;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Паркинсона.

При наличии одного из вышеописанных заболеваний необходимо регулярно следить за состоянием своего здоровья в динамике.

Клиническая картина

Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:

  • отсутствие лепетания;
  • ребенок поздно начинает говорить;
  • ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
  • замена фонем или пропуск сложных для произношения.

После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение.

В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты.

Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.

Несмотря на изначальное отсутствие проблем с умственным развитием, впоследствии дети становятся агрессивными, отмечаются негативные изменения психики.

В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.

Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи.

Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.

Различия течения патологии у взрослых и детей

Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко.

В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз.

Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.

Апраксия речи считается моторным нарушением речи. На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима.

Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):

  • кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
  • кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
  • пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
  • регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.

Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс.

Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий.

Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.

Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва.

Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки.

Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.

Диагностика патологического состояния

Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:

  • проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
  • развитость координации;
  • упорядоченность движений мышц.

Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.

Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента. Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства. Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.

Принципы лечения

Чтобы терапия была успешной, занятия должны проходить до 3-5 раз в неделю. Предпочтительнее индивидуальные уроки, чем групповые упражнения, особенно на начальном этапе.

Впоследствии, при условии положительной динамики, тактика может быть изменена. Родители ребенка с апраксией должны быть терпеливыми, принимать активное участие в программе развития.

Благоприятная обстановка в семье облегчает процесс лечения.

Терапия апраксии должна начинаться с устранения причины патологии, то есть лечения основного заболевания.

Кроме приема медикаментов по индивидуальной схеме для каждого пациента, улучшить качество жизни помогают физиотерапевтические методы. Если речь идет об оральной форме, необходимы занятия с логопедом.

Прогноз благоприятный, конечно, при условии систематического лечения и проведения занятий. Ближайшие родственники должны быть терпеливыми к проявлениям болезни и образу жизни больного, помогать ему в быту.

Специальных рекомендаций по профилактике заболевания не существует. Они являются общими. Это здоровый образ жизни, сбалансированное и рациональное питание, своевременное прохождение обследования у врача при наличии жалоб и хронических инфекций. В случае нарушения состояния здоровья из-за проблем сосудистого характера необходимо контролировать уровень кровяного давления.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/apraksiya-v-prakticheskoj-logopedii/

Апраксия у детей- как проявляется данное заболевание?

Апраксия у детей

Апраксия — это серьезное заболевание, при котором ребёнок не может выполнять самые обычные движения, которые свойственны каждому здоровому человеку. При апраксии отсутствует такое понятие как первичные двигательные дефекты.  Данное заболевание развивается в результате различных патологических процессов в головном мозге.

Больной апраксией не в состоянии совершать двигательные задачи, но может производить некоторые компоненты движений. Например, если пациенту поставлен диагноз конструктивная апраксия, он не может воспроизвести копию простой геометрической фигуры, поскольку не сможет воспользоваться обычной ручкой. Во многих случаях, больные не понимают, что такое их состояние является заболеванием.

Это важно! Очень часто, пациенты становятся зависимыми, из-за того, что постоянно нуждаются в помощи, без которой они не могут обходиться самостоятельно. За ними постоянно нужен присмотр. После перенесённого инсульта заболевание может приобрести стабильное течение, иногда наблюдается улучшение. Принято различать несколько видов апраксии, о них и поговорим далее.

Планирование действий нарушается у пациента при идеаторной апраксии. В данном случае больной может правильно выполнять отдельные элементы, но нарушать их последовательность.

  К примеру, открывая конфету, человек положит обёртку в рот, а содержимое выбросит. Такие пациенты не могут производить действия, когда их об этом просят, но могут его автоматически повторять.

При данном виде заболевания область теменной доли поражается с двух сторон, надкраевые извилины.

При заболевании моторной апраксией отклонения похожи на идеаторную форму, но больной не может повторять произведённые ранее движения. Имеет место одностороннее течение, которое подразделяется на два варианта:

  • В первом варианте действие невыполнимо по заданию, но может быть воспроизведено случайно. Например, написание определённой буквы по просьбе, у больного может не получится, а самостоятельно другую букву он напишет правильно.
  • Во втором случае движения заменяют неопределённые действия. На просьбу пригрозить пальцем, больной просто помашет рукой.

При заболевании конструктивной апраксией у человека наблюдается нарушение по сбору конструкций, он не может из букв составить слово или сложить фигуру из отдельных элементов.

Причины возникновения апраксии у детей

Возникновению апраксии могут способствовать несколько причин. Одной из главный причин является повреждение теменных долей коры головного мозга, что в свою очередь может быть спровоцировано:

  • черепно-мозговой травмой;
  • энцефалитом;
  • опухолью.

Иногда апраксия может возникать при поражениях   других отделов мозга, например:

  • лобной доли;
  • премоторной коры.
  • мозолистого тела.

Развитию заболевания также могут способствовать диффузные процессы при наличии дегенеративной деменции.

Диагностика

Это важно! Для установления причины вызвавшей болезнь при осмотре специалист просит выполнить пациента определённые простые действия (помахать рукой, похлопать в ладоши).

Параллельно необходимо произвести проверку мышечной силы в группах мышц, которые задействованы. Данная проверка необходима для исключения пареза, как причины расстройства.

Если течение болезни проходит тяжело, необходимо использовать нейропсихологическое исследование, также в уточнении диагноза поможет консультация физиотерапевта.

При диагностировании болезни специалисту необходимо знать, насколько больной без посторонней помощи может воспроизводить те или иные действия. Например, может ли он самостоятельно использовать столовые приборы, зубную щётку, ножницы, а также врач должен быть уведомлён о том, способен ли больной самостоятельно писать.

МРТ или КТ применяется для уточнения причин и постановки точного диагноза заболевания, в данном случае выявляют характер поражения:

  1. Инфаркт;
  2. очаговая атрофия;
  3. геморрагия.

Также необходимо провести физикальное обследование, для выявления наличия нервно-мышечных поражений, которые часто имеют некоторое сходство с апраксией.

Информация о принципах лечения апраксии

Довольно большое количество факторов могут повлиять на прогнозирование болезни и использование методов её лечения. Во внимание принимается степень и характер поражения, а также возраст пациента.

В настоящее время нет специфического лечения данного заболевания, но функциональному восстановлению в значительной мере способствуют физиотерапия и трудотерапия. В лечении апраксии не эффективны препараты, которые применяют с целью замедления прогрессирования деменции.

Это важно! Апраксия у детей выражается в том, что ребёнок не может приобрести различные навыки. Терпение и настойчивость — главные черты характера людей, у которых ребёнок болен апраксией.

Причиной тому, является очень длительный и трудный процесс лечения данного заболевания.

Если у ребёнка имеется подозрение на апраксию, необходимо обратиться к специалисту неврологу или психиатру, в зависимости от вида и причин нарушений, будет выбран специалист, который будет проводить лечение.

Детям, которые больны апраксией назначаются исключительно индивидуальные лечебные мероприятия, основой которых является физиотерапия, трудовое обучение.

Больные апраксией постоянно нуждаются в помощи и уходе, так как определённый период они являются инвалидами.

В это время рядом с ними постоянно кто-то должен находиться чтобы облегчить течение болезни и оказать необходимую помощь, так как борьба с этим заболеванием очень длительная и тяжелая.

Источник: http://VashNevrolog.ru/nervno-myshechnye-zabolevaniya/apraksiya-u-detej-kak-proyavlyaetsya-dannoe-zabolevanie.html

Апраксия у детей: причины, симптомы, лечение

Апраксия у детей

Распространенное нарушение развития малыша, при котором значительно снижена способность выполнять и координировать движения – это нарушение целенаправленных движений или апраксия. Это состояние также известно как нарушение развития координации или стойкая неуклюжесть. В этой статье мы рассмотрим основные причины и симптомы, а также расскажем о том, как проводится лечение ребенка.

Болезнь проявляется в неспособности точно выполнять и координировать свои движения. Для улучшения состояния большое значение имеет терапия и поддержка родителей.

Апраксия – это нарушение целенаправленных движений, которое встречается примерно у 10% школьников, большинство из которых мальчики.

Многие нормальные дети проходят в своем развитии стадию неуклюжести. Но у мальчиков и девочек с нарушением целенаправленных движений тенденция к неуклюжести сохраняется и мешает повседневной жизни и/или создаст трудности в школе. У малыша с апраксией часто возникают поведенческие проблемы.

Выявление детей с нарушением целенаправленных движений

Симптомы и степень тяжести состояния сильно варьируют, дети с апраксией могут:

  • часто падать,
  • с трудом справляться с таким видом физической активности, как езда на велосипеде и игры с мячом,
  • ронять и опрокидывать предметы,
  • с трудом застегивать пуговицы, завязывать шнурки или пользоваться подовыми приборами,
  • иметь проблемы с координацией зрения и движений рук,
  • часто терять вещи, путать порядок следования действий,
  • с трудом интерпретировать то, что они видят, понимать порядок расположения предметов относительно друг друга. Например, они часто надевают одежду задом наперед, а обувь – не на ту ногу,
  • быть чрезмерно активными, способными концентрировать внимание только на короткое время и справляться с выполнением не более чем 1-2 команд зараз,
  • неаккуратно есть,
  • испытывать речевые трудности, проблемы с учебой.

Проблемы в школе у детей с апраксией:

  • им не удастся писать аккуратно и разборчиво,
  • у них возникают трудности с чтением,
  • они медленно выполняют любую работу,
  • они испытывают разочарование и неверие в свои силы,
  • они страдают от отсутствия уверенности и низкой самооценки,
  • им трудно заводить друзей, их часто игнорируют или изводят сверстники,
  • они испытывают боязнь спортивных игр,
  • они быстро устают,
  • они становятся беспокойными, замкнутыми, подавленными или агрессивными,
  • у них начинает все болеть из-за тревоги и сомнений в своих способностях.

Причины апраксии у детей

Основная причина не известна. Исследования показывают связь между этим состоянием и преждевременными родами, очень низкой массой тела при рождении и недостатком кислорода во время родов.

Возможны такие объяснения, как нарушение координации между разными зонами мозга, медленное развитие некоторых частей мозга или крайне незначительное поражение мозга.

Многие случаи, вероятно, обусловлены генетическими факторами.

Часто это заболевание выявляется, когда у него начинаются трудности в школе.

Методы исследования апраксии

Врач проверяет движения и координацию малыша, наблюдая за тем, как он выполняет такие действия, как прыжки, ходьба с пятки на носок, строительство из кубиков, нанизывание бусин и копирование разных фигур. Важное значение имеет тщательное обследование, позволяющее исключить неврологические нарушения, такие как слабая форма церебрального паралича.

Детей с проблемами речи обычно направляют к логопеду. В случае значительных трудностей с учебой требуется консультация специалиста но психологии обучения. Может быть необходима проверка зрения, чтобы выявить возможные нарушения.

Ранняя диагностика и лечение имеют огромное значение для снижения вероятных трудностей с обучением.

Лечение апраксии у детей

Вылечить это состояние невозможно, но помочь детям можно, если симптомы выявлены на ранней стадии. Методика лечения включает помощь физиотерапевтов, логопедов, учителей и родителей.

Как проводится коррекция апраксии?

Трудотерапия и/или физиотерапия – важные составляющие лечения. Их задача состоит в том, чтобы ребенок постепенно овладевал моторными навыками и тренировался в их применении, пока не приобретет достаточную ловкость. Используются разные методы, в том числе:

  • занятия в группах лечебной физкультуры для улучшения чувства равновесия, координации и управления движениями тела,
  • использование при апраксии таких приемов, как рисование, определение фактуры предметов и подвижные игры с пением,
  • поощрение таких занятий, как танцы и плавание, которые прививают чувство ритма,
  • упражнения для совершенствования навыков самообслуживания, необходимых для выполнения таких задач, как прием нищи и одевание, что развивает независимость.

Коррекция у ребенка апраксии в школе

Обучение с учетом особенностей школьника может привести к замечательным результатам. Необходимо предупредить учителей, что у ученика есть специфические проблемы, что он вовсе не ленив или небрежен.

Дети должны усваивать учебный материал поэтапно и иметь больше времени на выполнение заданий в классе.

Процесс освоения письма можно облегчить, правильно подобрав стол и стул по высоте, причем у стола должна быть наклонная поверхность. Полезны также специальные карандаши, которые легко держать.

Коррекция апраксии в домашних условий

Родители должны всячески поощрять детей к занятиям, к которым у них есть способности и которые помогают развитию необходимых навыков. Например, занятия в досуговом центре, спортивном клубе или на спортивной площадке способствуя развитию физической ловкости, так же как помощь взрослым в саду или в работе по дому.

Улучшению координации зрения и движений рук, а также развитию навыков работы руками способствуют такие виды деятельности, как рисование, черчение, моделирование, шитье, вырезание и наклеивание, игра на музыкальных инструментах.

Теперь вы знаете основные симптомы и причины апраксии у детей, а также о том, как проводится ее лечение у ребенка. Здоровья вашим детям!

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/apraksiya_u_detei.html

Детская апраксия речи

Апраксия у детей

CAS (Childhood Apraxia of Speech) является двигательным расстройством речи. У детей с CAS возникают частые проблемы с произнесением звуков, слогов и слов. Это происходит вовсе не из-за мышечной слабости или паралича.

Данное расcтройство характеризуется нарушениями в планировании движений органов тела или артикуляционного аппарата, необходимыми для речи (например, губ, челюсти, язык).

Ребенок знает, что он хочет сказать, но его/ее мозг испытывает трудности с координацией движений мышц, переключением с одной артикуляционной позиции на другую. Проблема с речедвигательным планированием делает невозможным конкретное произнесение слов.

Какие признаки или симптомы детской апраксия речи?

Не все дети с CAS одинаковы. Все признаки и симптомы, перечисленные ниже, не могут присутствовать в каждом ребенке. Важно, чтобы ваш ребенок был обследован специалистом: SLP (speech-language pathologist) или логопедом, который имеет знания о CAS, чтобы исключить другие причины и проблемы с речью.

Общее, на что следует обратить внимание:Очень маленький ребенок. Не воркуют или лепечет, как младенец. Первые слова появились поздно или они могут отсутствовать. Из звуков малыш произносит только несколько различных гласных и согласных звуков.Встречаются частые проблемы сочетания, объединения звуков, могут быть длинные паузы между звуками.

Ребенок упрощает слова, заменяя трудные звуки более легкими или удаляя трудные звуки (хотя все дети делают это, ребенок с апраксией речи делает это чаще).

Ребенок старшего возраста делает непоследовательные звуковые ошибки, которые не являются результатом возрастной незрелости. Может понять язык намного лучше, чем он сам может говорить.

Испытывает затруднения в подражании речи, но подражая, речь ребен- ка более ясна, чем непосредственная речь. Может казаться, что ребенок нащупывает, пытаясь произнести звуки или скоординировать губы, язык и челюсть для целеустремленного движения.

Испытывает больше затруднений, говоря более длинные слова или фразы отчетливо, чем более короткие. Кажется, испытывает больше затруднений, когда волнуется. Речь ребенка мало разборчива для незнакомого слушателя.

Речь прерывистая, монотонная или интонационно неправильная.

Потенциально другие проблемы задержки в развитии речи.

Существуют и другие ярко выраженные речевые проблемы такие, как путаница в последовательности и порядке слов в предложении, слож- ности запоминания. Трудности с движением/координацией мелкой моторики.

Сверхчувствительность или недостаточная чувствительность полости рта (например, ребенок может не любить чистку зубов или хрустящие продукты, не может идентифицировать объект во рту через прикосновение).

У детей с CAS или другими речевыми проблемами могут быть проблемы в усвоении письма и чтения.

Как диагностировать апраксию речи?

лог должен провести диагностику слуха, чтобы исключитьего по- терю, как возможную причину задержки речи ребенка.

Сертифицированный логопед (SLP) со знаниями и опытом работы с CAS проводит диагностику. Он оценит устно-моторные способности ребен- ка, мелодику речи и звукопроизношение. SLP (логопед) может диагностировать CAS и исключить другие нарушения речи.

Устно-моторная оценка включает проверку на признаки ослабленности или низкого тонуса мышц в губах, челюсти и языке, названном dysarthria. У детей с CAS обычно нет мышечной слабости, но это поможет SLP логопеду поставить правильный диагноз.

Диагностика координации движений органов речевого аппарата включает оценку подражания неречевым действиям (например, перемещая язык влево-вправо, улыбку, надувая губы), оценку координации речедвигательного планирования во время повторения рядов звуков, слогов (например, puh-tuh-kuh) с такой скоростью, с какой это возможно.

Оценка Мелодики речи (интонация) включает в себяслушание ребенка, чтобы удостовериться, что он или она в состоянии интонационно пра- вильно подчеркнуть слоги в словах и словав предложениях, определение того, может ли ребенок использовать интонацию и паузы, чтобы отметить различные типы предложений (например, вопросительные и повествовательные) и отделить различные части предложения (например, сделать паузу между фразами, а не в середине их).

Речевые звуки (произношение звуков в словах). Оценка включает в себя проверку произношения гласных и согласных звуков, проверку отдельных звуков и звуковых комбинаций в речи (слоги и формы слова). Определение того, насколько хорошо можно понять ребенка, когда он используют отдельные слова, фразы и диалоговую речь.

Какое лечение доступно для детей с апраксией речи?

Исследование показывает, что дети с CAS имеют больше шансов на успех, когда они получают частое (3-5 раз в неделю) и интенсивное лечение. Дети, с которыми занимаются индивидуально, склонны добиваться большего успеха, чем дети, занимающиеся в группах.

С улучшением речи занятия можно проводить реже. Семья, в которой растет ребенок апраксик должна помнить, что речевая терапия требует времени и терпения. Дети с CAS нуждаются в постоянной поддержке близкий.

Это помогает им чувствовать себя более уверенными в общении.

http://virastaika.ca/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.
Подписывайтесь на канал, впереди будет еще много интересного.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b63637cd58a3300a8ae1bac/detskaia-apraksiia-rechi-5b758f20581d1a00a830352e

Апраксия речи у детей с аутизмом – лечение апраксии при аутизме: советы от ABA

Апраксия у детей

Апраксией в широком смысле называется специфический сбой некоторых функций мозга и ЦНС, затрудняющий выполнение человеком различных заданий или движений. При апраксии выполнение новых или уже знакомых задач невозможно даже в тех случаях, когда человек понимает, что от него требуется, имеет желание исполнить требуемое, а мышцы тела, необходимые для этого, работают нормально.

Термин «апраксия» происходит от греческого слова praxis (действие). В медицинской терминологии праксис – это осмысленное, скоординированное, целенаправленное действие либо движение. Соответственно, апраксия – это невозможность осуществлять произвольную практическую предметную деятельность, даже уже известную ранее.

Апраксия при аутизме имеет самые различные проявления, однако самой распространенной является апраксия речи – патологические проблемы координации движений языка, губ и челюстей для произнесения речевых звуков.

Официальный диагноз при наличии подобных проблем звучит как артикуляционная (речевая) и/или оральная апраксия. В США в медицинскую классификацию отдельно включен диагноз CAS (аббревиатура от Childhood Apraxia of Speech – детская апраксия речи).

Согласно новейшим исследованиям, распространенность данного состояния выглядит следующим образом:

  • аутичные дети с апраксией речи – около 65% от общего количества детей с РАС;
  • нейротипичные дети – 1–2 случая апраксии на каждую тысячу.

При этом аутизм диагностируется почти у 40% детей с апраксией. Таким образом, апраксию и аутизм не следует рассматривать как две отдельные проблемы, поскольку апраксия в большинстве случаев является прямым проявлением расстройства аутистического спектра.

Именно поэтому все дети с диагностированным аутизмом должны проходить специальные тесты на возможное наличие апраксии, и наоборот – ребенок с речевыми затруднениями должен быть обследован на наличие РАС.

Первые признаки аутизма у детей, в том числе и апраксия, могут проявиться в достаточно раннем возрасте, поэтому именно своевременная диагностика позволяет сделать лечение максимально эффективным.

Также важно следить и за другими симптомами — например, кататония болезнь усугубляет, добавляя к физическим проявлениям еще и последствия пережитых стрессов.

Классификация апраксии при аутизме

Речевая апраксия у аутистов и нейротипичных детей обычно встречается в двух формах:

  • оральная, характеризующаяся трудностями при выполнении движений губ и языка, необходимых для воспроизведения речи;
  • артикуляционная, выражающаяся в нарушениях произнесения слов, а также отдельных слогов и/или звуков.

Достаточно часто у детей наблюдаются обе формы речевой апраксии одновременно. При этом у маленьких аутистов достаточно часто диагностируются и другие виды апраксий, связанные с нарушениями формирования моторных навыков, необходимых для целенаправленных движений (например, при рисовании, одевании, умывании, пользовании столовыми приборами и т. д.).

Первые предвестия CAS обычно проявляются в виде задержки речевого развития в возрасте 1,5–2 лет, когда малыш способен произнести лишь небольшое количество слов или только некоторые отдельные гласные либо согласные.

В период до 4 лет апраксические признаки дополняются новыми проявлениями – искажениями звучания, разделениями слов и слогов, их неправильным произношением и т. д. Родители в этот период уже должны обратить внимание на то, что ребенок располагает крайне малым словарным запасом и/или испытывает затруднения с использованием слов в правильном порядке.

Следует помнить, что некоторые симптомы, похожие на апраксические, могут проявляться и в связи с другими нарушениями речи, независимо от наличия или отсутствия аутизма как такового.

Отличие от других нарушений

Для правильного понимания проблемы и выбора наиболее эффективного способа коррекции речевого расстройства необходимо отличать апраксию от прочих подобных состояний. Основные маркеры непосредственно CAS таковы:

  • затруднен плавный переход между звуками и словами, что связано с нарушенным управлением речевым аппаратом;
  • специфические движения челюстями, губами или языком, похожие на «ощупывание» – подобной мимикой обычно сопровождаются попытки малыша произнести слово правильно;
  • неверное произношение гласных – «а» вместо «о», «у» вместо «ю» и т. д.;
  • неверная постановка ударений – например, «кошкá» вместо «кóшка»;
  • разделение паузами слогов в словах и/или отдельных слов в законченных фразах;
  • постановка ударений на все имеющиеся в слове слоги: «кó-шкá», «бá-бу́-шкá», что придает детской речи характерную «плоскую» интонацию;
  • ошибки произношения – «цадака» вместо «собака», «карпета» вместо «конфета» и т. д.;
  • произнесение одного и того же слова каждый раз иначе, новые ошибки при попытках повторить слово несколько раз. Иногда эта проблема настолько сильно выражена, что даже родители малыша не могут понять, что он пытается сказать.

Среди вербальных нарушений, которые иногда могут быть ошибочно приняты за CAS, можно отметить дизартрию, а также фонационные и/или артикуляционные нарушения, причем подобные расстройства встречаются значительно чаще, чем речевая апраксия как таковая. Методы диагностики аутизма позволяют отличить виды речевых расстройств, но для этого следует проводить полное специфичное обследование.

Дизартрией называется двигательное расстройство, связанное со слабостью и/или спазмами мышц, относящихся к артикуляционному аппарату, а также с трудностями контролирования их работы. Речевой процесс в данном случае страдает лишь из-за того, что необходимые мышцы не функционируют должным образом.

Соответственно, основным отличием апраксии от дизартрии является то, что у детей с апраксией нет расстройств тонуса, паралича или спазмов артикуляционных мышц.

У них имеются лишь исключительно мозговые нарушения, затрудняющие «планирование» движений челюстей, языка и губ.

То есть малыш с апраксией знает, какое именно слово он хочет произнести, и знает, как произнести его правильно – однако его мозг не способен скоординировать мышечные движения для верного произнесения.

В свою очередь, расстройства фонации и/или артикуляции обычно характерны для детей, испытывающих некоторые трудности в обучении произношению определенных звуков. Однако при этом дети не имеют проблем с выполнением произвольных движений/действий, необходимых для произношения этих звуков. К фонационным и артикуляционным проблемам относятся:

  • замены звуков – например, «тошка» вместо «ложка»;
  • пропуски конечных согласных в отдельных словах – например, «сту» вместо «стул»;
  • пропуски первых букв в словах, связанные с остановками потока воздуха – например, «абушка» вместо «бабушка», «кно» вместо «окно»;
  • упрощения комбинаций звуков – например, «ройка» вместо «стройка» и т. д.

Развитие речи у детей с аутизмом обычно происходит гораздо медленнее, чем у их нейротипичных сверстников, что наряду с остальными характерными проблемами доставляет немало трудностей в процессе социальной адаптации.

Если же ситуация осложнена еще и речевой апраксией, социализация аутичного ребенка затрудняется еще сильнее.

Поэтому крайне важно своевременно выявить апраксию и начать ее коррекцию, поскольку без квалифицированной помощи это расстройство не только не «пройдет само», но и может начать прогрессировать.

Как выявить апраксию у аутистов

Диагностировать CAS у детей с аутизмом непросто, поскольку расстройства аутистического спектра в большинстве случаев предполагают и коммуникативные проблемы.

Поэтому для всестороннего обследования следует обратиться к квалифицированному логопеду, имеющему специальную подготовку для выявления разнообразных речевых нарушений.

Именно такой специалист способен подготовить и наиболее эффективный индивидуальный план коррекции расстройства.

Диагностика CAS у аутичного ребенка должна проводиться в несколько этапов (отдельных занятий с логопедом в разные дни), чтобы малыш не слишком уставал.

Очень маленькие дети или дети с серьезными нарушениями развития могут просто не пойти на контакт с логопедом, что приведет к невозможности обследования.

Для постановки наиболее точного диагноза очень желательно, чтобы малыш обладал хотя бы минимальными речевыми способностями, что помогло бы выявить симптомы апраксии.

Помимо постановки окончательного диагноза необходимо, чтобы специалист оценил реакции аутичного ребенка на различные коррекционные методики. Для этого проводятся специальные «тесты»: сможет ли ребенок имитировать какие-либо движения? Способен ли он сконцентрировать внимание на лице специалиста, пока тот моделирует движения губами? И т. д.

Лечение апраксии у детей с аутизмом

Для детей с аутизмом и CAS коррекционная программа составляется с учетом общей психоэмоциональной и физиологической картины, иначе терапия не будет результативной.

Поэтому коррекция речи при аутизме и апраксии – задача не только логопеда, но и других специалистов (АВА-терапевты, эрготерапевты). Кроме того, чрезвычайно важную роль в лечении выполняют и родители аутичного малыша.

Перечислим некоторые методики, широко используемые в настоящее время.

Визуальная поддержка

Терапия при помощи иллюстраций-подсказок или планшета с программой, генерирующей голос, является вспомогательным коммуникативным методом, поощряющим становление навыков устной речи. Аутичные дети с выраженными вербальными проблемами начинают лучше воспринимать и активнее употреблять слова при помощи визуальной связи картинок и звука.

Формирование словаря

В рамках данной методики родители вместе с терапевтом формируют основной словарь из одного-двух десятков отдельных слов, наиболее необходимых в быту («есть», «одеваться» и т. д.) и/или особо значимых для малыша (например, «машина», если он любит машинки). Эти слова должны быть просты для имитации их ребенком.

Затем на базе сформированного словаря проводятся тренировки произнесения различных слов – на занятиях со специалистом и дома с родителями, в рамках подходящих ситуаций. Когда малыш обучается правильно произносить очередное слово из словаря, его заменяют следующим новым словом, постепенно расширяя словарный запас ребенка.

Подсказки с помощью жестов

Жестовые подсказки относятся к категории вербально-визуальных и заключаются в наглядной демонстрации малышу работы речевого аппарата при произнесении различных звуков. Например, терапист подносит к губам указательный палец, а затем отодвигает его, произнося при этом звук «п». Так внимание ребенка привлекается к губам говорящего в момент формирования отдельных звуков.

Произнося целое слово, необходимо использовать несколько разных подсказок, чтобы малыш смог понять различия между отдельными звуками. Эта методика очень эффективна в отношении аутичных детей, поскольку большинство из них имеют выраженную склонность к обучению при помощи зрительных образов.

Лечение в домашних условиях

Терапия апраксии дома обычно включает в себя перечисленные выше подходы – по отдельности или в сочетаниях. Также можно воспользоваться и такими простыми, но при этом действенными способами:

  • взять предмет, заинтересовавший малыша, и внятно назвать его, держа у самого рта, чтобы ребенок одновременно наблюдал и движения ваших губ и сам предмет. Например: «Машинка. Ты хочешь машинку? Машинка» – а затем отдать игрушку ребенку;
  • предложить малышу выбор из двух разных предметов (например, банан и мандарин), держа их около своих губ и четко спрашивая: «Ты хочешь банан или мандарин?». Когда ребенок назовет желаемое (допустим, банан) или укажет на него, повторить – «Ты хочешь банан» и отдать его ребенку;
  • максимально часто повторять слова из сформированного словаря во время игр или домашних занятий, сочетая конкретные ежедневные действия с конкретными же словами. При этом следует использовать короткие и понятные фразы. Перед тем, как сделать что-нибудь или дать малышу интересующий его предмет, назовите это действие/предмет, а затем сделайте паузу, чтобы ребенок повторил за вами нужное слово.

Очень полезно разнообразить «звуковыми эффектами» любые игры и даже чтение книг, имитируя различные звуки и поощряя к этому ребенка. Также хороший результат дает разучивание песенок, сопровождающихся определенными движениями – «ножками топ-топ», «в ладошки хлоп» и т. д.

Для родителей, желающих оказать своему малышу максимально действенную помощь в борьбе с аутизмом, связанной с ним апраксией и другими нежелательными состояниями, работают дистанционные курсы ава терапии.

Программа курсов посвящена различным современным методикам поведенческого анализа, использование которых позволяет успешно справляться с проявлениями аутизма, затрудняющими развитие и социализацию ребенка.

Источник: https://aba-kurs.com/apraksiya-rechi-u-detej-s-autizmom/

Детская апраксия речи – LOGOPEDroom

Апраксия у детей

http://www.asha.org/public/speech/disorders/ChildhoodApraxia/#what_is

Детская апраксия речи

(CAS) является двигательным расстройством речи. У детей с CAS есть проблемы произнесения звуков, слогов и слов. И вовсе не из-за мышечной слабости или паралича.

Имеются мозговые расстройства в планировании движений органов тела (например, губ, челюсти, язык), необходимых для речи.

Ребенок знает, что он или она хочет сказать, но его/ее мозг испытывает трудности с координацией движений мышц, как именно произнести эти слова.

Какие признаки или симптомы детской апраксия речи? Не все дети с CAS одинаковы. Все признаки и симптомы, перечисленные ниже, не могут присутствовать в каждом ребенке. Важно, чтобы ваш ребенок был обследован специалистом паталогии речи – SLP (логопедом), который имеет знания CAS, чтобы исключить другие причины проблемы с речью.

Общее, на что следует обратить внимание:

Очень маленький ребенок.

Не воркуют или лепечет, как младенец
Первые слова: появились поздно или они могут отсутствовать
Звуки: произносит только несколько различных гласных и согласных звуков
Проблемы сочетания, объединения звуков: могут быть длинные паузы между звуками
Упрощает слова, заменяя трудные звуки более легкими или удаляя трудные звуки (хотя все дети делают это, ребенок с апраксией речи делает так чаще).

Ребенок старшего возраста
Делает непоследовательные звуковые ошибки, которые не являются результатом возрастной незрелости
Может понять язык намного лучше, чем он сам может говорить
Испытывает затруднения в подражании речи, но подражая, речь ребенка более ясна, чем непосредственная речь
Может казаться, нащупывает, пытаясь произнести звуки или скоординировать губы, язык и челюсть для целеустремленного движения
Испытывает больше затруднений, говоря более длинные слова или фразы отчетливо, чем более короткие
Кажется, испытывает больше затруднений, когда волнуется
Речь ребенка мало разборчива для незнакомого слушателя
Речь прерывиста, монотонная, или интонационно неправильная

Потенциально другие проблемы
Отсроченное языковое развитие
Другие выразительные языковые проблемы как путаница в последовательности, порядка слов , сложность запоминания.

Трудности с движением/координацией мелкой моторики
Сверхчувствительность или недостаточная чувствительность полости рта (например, может не любить чистку зубов или хрустящие продукты, может не в состоянии идентифицировать объект во рту через прикосновение)
У детей с CAS или другими речевыми проблемами могут быть проблемы в усвоении письма и чтения

Как диагностировать апраксию речи?

лог должен выполнить оценку слуха, чтобы исключить его потерю как возможную причину речевых трудностей ребенка.

Сертифицированный логопед (SLP) со знаниями и опытом работы с CAS проводит оценку. Он оценит устно-моторные способности ребенка, мелодику речи и речевое развитие звука. SLP может диагностировать CAS и исключить другие нарушения речи

Устно-моторная оценка включает:
проверку на признаки ослабленность или низкого тонуса мышц в губах, челюсти и языке, названном dysarthria. У детей с CAS обычно нет слабости, но проверяющий на слабость поможет SLP поставить диагноз.

наблюдение, как хорошо ребенок может скоординировать движение рта при наличии подражания неречевым действиям (например, перемещая язык влево-вправо, улыбку, надувая губы)
оценка координации и упорядочивание мышечных движений органов речи, во время повторения ряды звуков, слогов (например, puh-tuh-kuh) с такой скоростью, какой это возможноисследование механических способностей проверяют навыки ребенка в функциональных или “реальных” ситуациях (например, облизывая леденец на палочке) и сравнивая это с симулирующими навыками или “симулирует” ситуацию (например, симулируя облизывание леденца на палочке)

Мелодика речи (интонация) оценка включает в себя:
слушание ребенка, чтобы удостовериться, что он или она в состоянии интонационно правильно подчеркнуть слоги в словах и слова в предложенияхопределение того, может ли ребенок использовать интонацию и паузы, чтобы отметить различные типы предложений (например, вопросительные и
повествовательные) и отделить различные части предложения (например, сделать паузу между фразами, а не в середине их)

Речевые звуки (произношение звуков в словах) оценка включает в себя:
Оценку произношения гласный и согласных звуков
Проверка, как хорошо ребенок говорит отдельные звуки и звуковые комбинации (слоги и формы слова)Определение, как хорошо другие могут понять ребенка, когда он используют отдельные слова, фразы и диалоговую речь.SLP может также исследовать восприимчивые и выразительные языковые навыки ребенка и навыки грамотности, чтобы видеть, сосуществуют ли там проблемы в этих областях.

Какое лечение доступно для детей с апраксией речи?

Исследование показывает, что дети с CAS имеют больше успеха, когда они получают частое (3-5 раз в неделю) и интенсивное лечение. Дети, с которыми занимаются индивидуально, склонны добиваться большего успеха, чем дети, занимающиеся в группах. Когда речь ребенка улучшается, он может нуждаться в терапии менее часто, и групповая терапия может быть лучшей альтернативой.

Одна из самых важных вещей для семьи помнить – то, что лечение апраксии речи требует времени и обязательств. Дети с CAS нуждаются в благоприятных условий, которые помогают им чувствовать себя успешными с коммуникацией.

(перевод сайта: Translate.Ru
первый онлайн-переводчик Рунета)

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: