Антагонизм в литературе это

Содержание
  1. Кто такой антагонист: какую роль играет в художественном жанре и значение слова
  2. Антагонисты в литературе
  3. Протагонист в литературных изданиях
  4. Задачи антагониста
  5. Антагонисты в разных жанрах произведения
  6. Отзывы и комментарии
  7. Кто такой антагонист в литературе – значение слова, его антоним и кто из антагонистов самый молниеносный
  8. Персонажи в литературных сочинениях
  9. Задачи антагонистической фигуры
  10. Разноплановость жанров
  11. Подведем итоги
  12. Антагонист
  13. Кто такой антагонист?
  14. Центры добра и зла
  15. Как это использовать на практике?
  16. Кто такой антагонист? 4 типа антагонистов в литературе
  17. Отличия между злодеем и антагонистом
  18. 4 основных типа антагонистов
  19. Подлинный злодей
  20. Рядовой антагонист
  21. Группа врагов
  22. Внутренний враг
  23. В заключение
  24. Что такое Антагонизм
  25. Значение слова Антагонизм по Ожегову:
  26. Антагонизм в Энциклопедическом словаре:
  27. Значение слова Антагонизм по словарю Ушакова:
  28. Значение слова Антагонизм по словарю Даля:
  29. Значение слова Антагонизм по словарю Брокгауза и Ефрона:
  30. Определение слова «Антагонизм» по БСЭ:
  31. Протагонист
  32. Протагонист и антагонист
  33. Происхождение
  34. Примеры протагонистов
  35. Ложный главный герой
  36. Несколько главных героев
  37. Современное значение

Кто такой антагонист: какую роль играет в художественном жанре и значение слова

Антагонизм в литературе это

> Литература > Кто такой антагонист: его роль в литературе, значение слова

Многие люди хотят узнать, кто такой антагонист, значение слова и его роль. Это определение наиболее часто встречают в художественной литературе и произведениях. Это персонаж, который противодействует главному герою и не даёт достичь поставленной цели. Главные роли играют протагонисты, у которых есть своя цель и миссия.

  • Антагонисты в литературе
  • Протагонист в литературных изданиях
  • Задачи антагониста
  • Антагонисты в разных жанрах произведения

Такое противостояние возникает в результате конфликта. В любом произведении есть этот ключевой момент. задача антагониста заключается не только в создании различных препятствий, которые главных герой должен преодолеть любой ценой. Этот персонаж помогает протагонисту развить лучшие качества своего характера и стать целеустремлённым.

Антагонисты в литературе

В некоторых художественных произведениях можно встретить сюжеты, в которых не задействует антагонист. Антоним этого слова отсутствует. Во время написания сценария повествования берут центральную фигуру, с которой связана целая история. И в большинстве книг можно найти примеры, когда против них настроены несколько других персонажей.

Они пытаются всеми силами сорвать план или миссию. Многие школьники не могут понять отличия между антагонистом и протагонистом. Этих героев можно встретить не только в художественной литературе, но и в фильмах, комиксах, видеоиграх, историях, телевизионных шоу. Благодаря таким примерам можно наглядно увидеть все главные отличия.

Протагонист в литературных изданиях

Главные герои в литературном издании – это основной персонаж. Его могут неохотно или принудительно выбирать на эту роль. Некоторые авторы представляют их в свете циничности на протяжении всего испытания. Но существует несколько главных различий между главными героями разных произведений:

  • наличие движимой цели, серьёзных обязанностей или любопытства;
  • недостаток в своём характере;
  • вера в собственное дело, семью или союзников;
  • изменение опыта;
  • смелость;
  • разум и сила;
  • у читателей или зрителей появляется доверие, симпатия.

Задачи антагониста

задача и цель антагониста – противостояние главному герою исходя из своих личных побуждений. Это злодей, который пытается испортить план протагониста. В качестве антагониста в литературе или фильмах могут выступать целые группы людей, природные силы, учреждения, заведения. Главный герой должен победить личный конфликт, побороть собственные недостатки.

Чтобы лучше разобраться в отличиях и правильно определить персонажа в литературном произведении, необходимо выяснить, кто из героев стоит на пути к цели всей истории? Антагонисты в большинстве случаев разделяют несколько важных качеств главного героя, по разнообразным причинам. Можно выделить следующие похожие черты:

  • движимая цель или долг, желание избежать определённой ситуации;
  • негативный характер и прочие недостатки в поведении;
  • верность своему делу, членам семьи, союзникам;
  • лёгкая адаптация к всевозможным препятствиям и изменениям;
  • владение секретной или значимой информацией;
  • наличие высшего разума или силы;
  • у читателя литературного произведения появляется чувство жалости из-за поступков, беспокойство или недоверие.

: кто такой протагонист, его значение и роль в литературе.

Антагонисты в разных жанрах произведения

Существует несколько жанров, в которых участвует антагонист. Википедия предлагает подробное описание и другим героям. В разных жанрах литературных произведений они выполняют разные цели и задачи.

В классической литературе их можно встретить в древнегреческой трагедии. Главный герой или протагонист играет роль положительного персонажа, который несёт добро.

Антагонист – это злодей, самый отрицательный персонаж.

В некоторых произведениях негативные качества антагониста немного сглаживают. К примеру, в романе «Ромео и Джульетта» плохими героями стали родители и остальные члены семьи. Антагонистами могут быть не только злодеи, но и люди, которые упрямы в своих заблуждениях, глупцы и прочие.

Иногда главный герой может уступать действиям второстепенного. Это хорошо видно в пьесе Шекспира «Макбете». С главным героем сражается Макдуф, который несёт только добро. Иногда встречаются сюжеты, в которых оба персонажа равны друг к другу. В качестве примера можно привести Ахилла и Гектора в гомеровской Илиаде.

Антагонист в разноплановых жанрах отличается своими характерными особенностями. Если это комедия, то обычно этих персонажей вовлекают в разнообразные комические ситуации. Когда речь идет о триллере или хорроре, то это самые яркие герои, с которыми связано огромное количество натуралистичных сцен. Здесь может быть насилие, смерть и прочие события.

Вестерн всегда сопровождается некоторым сближением протагонистов и антагонистов. Их образ имеет большое количество похожих черт, также они могут мыслить практически одинаково.

В художественной литературе и кинематографе в женских любовных романах антагонистками выступают представительницы прекрасного пола, которые намного старше и опытнее главной героини.

Весь сюжет основан на том, что она выступает в качестве провокатора и соблазняет протагониста нарушить запреты, ставит практически невыполнимые задания.

Многие люди путают антагонистов и антигероями. Важно помнить, что в первом варианте герои наделены исключительно отрицательными качествами.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kto-takoj-antagonist-ego-rol-znachenie-slova.html

Кто такой антагонист в литературе – значение слова, его антоним и кто из антагонистов самый молниеносный

Антагонизм в литературе это

В литературе противостояние положительных и отрицательных персонажей возникает на фоне развивающегося конфликта. Как правило, определенные препятствия на пути главного героя создает его антагонист.

С помощью такого персонажа протагонист (главный герой) становится более целеустремленным, улучшает некоторые качества своего характера. Кто такой антагонист в произведениях и каково значение слова. Это литературное определение, которое чаще всего встречается в художественных произведениях.

Этим термином называют литературного героя, всячески противодействующего главному персонажу, не давая ему достичь намеченной цели.

Персонажи в литературных сочинениях

К слову антагонист антоним подобрать невозможно. При написании сценария авторы выбирают основную фигуру героя, вокруг которого разворачивается вереница событий. В большинстве книжных изданий встречаются примеры, когда действия нескольких персонажей направлены против антагониста.

В ходе развития событий антагонисты любыми способами пытаются разрушить план или предотвратить выполнение задачи. Не все школьники, и даже взрослые люди, способны понять, чем отличаются протагонист от антагониста.

! С такими персонажами можно столкнуться как в произведениях художественной литературы, так и в телевизионных шоу, различных историях и комиксах, фильмах и видеоиграх. Изучая подобные примеры, есть возможность разглядеть все основные отличия.

Задачи антагонистической фигуры

Ключевой целью антагонистического персонажа является противодействие главному герою, основываясь на личных побуждениях. Он всяческими способами пытается разрушить все планы протагониста. Это своего рода литературный злодей.

Антагонистами в кинематографе и произведениях литературы могут быть группы людей, компании, фирмы и организации, силы природы и даже животные. В таком противостоянии задача протагониста справиться с собственными недостатками и победить личный конфликт.

! Жанр беллетристика – что это такое

Для правильного определения антагониста в литературе нужно обозначить героя, который идет к своей цели на протяжении всей истории. Персонаж, который будет всячески ему препятствовать в этом, и будет антагонистом.

И злодеи, и добрые герои обладают схожими особенностями:

  • ими движет обязанность или поставленная цель, сильное желание не попадать в определенную ситуацию,
  • преданность союзникам, друзьям, членам семьи, собственному делу,
  • обладание секретной и важной информацией,
  • плохой нрав и поведенческие недостатки,
  • легкость в приспособлении к разным переменам и препятствиям,
  • наличие неприродной силы и сверх разума,
  • способность вызвать у читателя жалость, доверие или беспокойство своими поступками.

! Как определить и что такое понятие жанра в литературе

Разноплановость жанров

Антагонисты могут участвовать в разножанровой литературе. Описание героев в каждом виде произведений размещено в Википедии. Они выполняют разные миссии, достигают цели, которые поставлены автором.

! Яркими примерами классического антагонизма обладают трагедии Древней Греции. На протагониста возложена положительная роль. Противодействующему персонажу отведена самая отрицательная роль.

Существуют литературные произведения, в которых негативные качества героя несколько сглаживаются. Например, роман «Ромео и Джульетта». Здесь на родителей и членов их семей возложена негативная роль.

Они плохие, поскольку проявляют упрямство в своих заблуждениях, приведших к трагедии. Отрицательные герои не обязательно злодеи, таковыми могут быть глупцы и эгоисты, от упрямства которых страдают главные персонажи.

В некоторых сюжетах главный герой может оказаться более пассивным персонажем, чем второстепенные образы. К примеру, «Макбет». Макдуф, положительное лицо, сражается с главным персонажем. Иногда антагонист и протагонист равны друг другу. Яркий пример тому Гектор и Ахилл из Илиады Гомера.

Внимание! Антагонисты в разных жанрах обладают уникальными характерными особенностями. В комедии оба персонажа попадают в различные смешные ситуации, в которых и разворачивается их история.

В хорроре или триллере антагонистам отведена самая яркая роль, связанная с большим разнообразием натуралистических сцен. Такие герои вовлечены в убийства, насилия, безжалостно наносят молниеносный удар сопернику.

В вестерне протагонист и антагонист несколько сближаются. Им присущи похожие черты, практически одинаковое мышление. В литературе и кино, любовных романах роль антагонисток, как правило, возлагается на женщин, которые на много лет старше главных героинь. По сюжету они являются провокаторами конфликтных ситуаций. Их цель подтолкнуть протагониста к нарушению запретов.

! Что такое кульминация

Подведем итоги

Антагонисты – это отрицательные герои, задача которых свести на нет добрые намерения их соперников протагонистов.

Целью негативного персонажа является разрушение всех планов главного героя всеми возможными и невозможными методами, спровоцировать его на конфликт и плохие поступки. Не стоит путать антагониста с антигероем.

Основное их отличие в том, что антагонистические герои наделены исключительно отрицательными качествами.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/izuchaem-znachenie-slov-kto-eto-takoy-antagonist

Антагонист

Антагонизм в литературе это

Сегодня продолжим разговор о структуре сюжета и затронем важнейший его аспект, который, тем не менее, часто остается без внимания начинающих авторов. Статья посвящается личности главного злодея или антагониста.

Кто такой антагонист?

Прежде чем начать, сделаю важную ремарку. Советы и рекомендации, приведенные в этой записи относятся исключительно к развлекательной прозе и применяются на благодатной почве историй, в основе которых лежит конфликт. Подробнее о нюансах типологии беллетристики читайте в статье “О типах художественной литературы”. А мы, пожалуй, начнем. Итак:

Антагонист – это конкретное лицо, персонаж, противостоящий главному герою в конфликте и совершающий конкретные поступки, идущие в разрез с интересами протагониста.

Еще антагонист – это полноправный участник центрального конфликта произведения.

Безусловно, конфликт возможен и без его участия (например, внутренний психологический конфликт персонажа), однако присутствие антагониста, по каким-то причинам не втянутого в главный конфликт, вызывает большие вопросы.

Подробно роль конфликта в произведении рассматривалась в одноименной статье блога «Литературная мастерская»: «Конфликт». Настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ней, прежде чем разбирать место антагониста в сюжете. Два этих сюжетных элемента здорово связаны.

Теперь детально разберем приведенное выше определение. Первое, на чем заострим внимание, что антагонист – это всегда конкретный персонаж.

Вроде понятно, а пример? Представим, что главный герой борется с могущественным преступным синдикатом, стреляет и дерется, уничтожает его приспешников (отбитых головорезов, продажных копов и наемных убийц), тогда сам синдикат – это не антагонист, а так называемый центр зла истории.

Антагонистом в данном случае будет его босс, руководитель. Иными словами, антагонист – это главный злодей истории.

Второе: антагонист в процессе повествования совершает конкретные поступки, направленные во вред главному герою и его интересам.

Злодей строит козни, покушается на жизнь героя и сохранность его близких, пытается подставить и оклеветать его — то есть идет на все, чтобы добиться полного уничтожения противника. И чем изощреннее действует наш злодей, тем он интереснее.

Поэтому зачастую образ антагониста получается более ярким, ведь тот уже изначально наделен дьявольским интеллектом, чтобы придумывать все свои козни, и завидным упорством, чтобы не оставлять бедного героя в покое ни на минуту.

Главное действующее лицо обычно не может похвастаться такими характеристиками: по законам драмы хороший парень всю время терпит обрушивающиеся на него беды, да и помощь всевозможных друзей и мудрых наставников еще никто не отменял.

Так что в подавляющем большинстве остросюжетных историй завязка выглядит так: есть какой-то невероятно могущественный враг, а наш главный герой – добрый, но простой в доску парень, который этому злодею где-то перешел дорогу. Ну и сам интерес подобных историй именно в том и заключается: посмотреть, как же маленький положительный герой одолеет большого и злого Бабая.

Противостояние героя и антагониста – это и есть конфликт, основа драматической истории.

Однако ошибочно считать, что все сюжеты строятся только по такому лекалу. Автор волен слепить антагониста по любому образу. Это может быть даже жутко вредный ребенок, строящий козни и издевающийся над взрослыми. Решать только вам.

Центры добра и зла

Обычно в историях, основанных на конфликте, всегда присутствуют два полярных центра – добра и зла. Раз конфликт – это противостояние двух интересов, то один из них, более близкий автору и читателю, становится центром добра, а второй, противостоящий ему, центром зла.

Однако такое разделение не всегда верно: лично я считаю самыми интересными произведения, в которых обе стороны по-своему правы, и где невозможно четко назвать одну из них добром, а вторую злом. Но это скорее редкость, исключение из правил.

Обычно же главный герой действует в интересах справедливости и гуманизма, а его противники представляют силы хаоса и деградации.

Стоит понимать, что личность главного героя и центр добра – понятия не всегда тождественные, как не всегда главный злодей является центром зла истории (вспоминаем приведенный выше пример с преступным картелем).

Я бы сказал, что главный герой и антагонист – представители центров добра и зла в конкретном произведении. Потому как не всегда после разрешения конфликта героя и злодея разрешается конфликт центров добра и зла, он вполне может сохраниться.

В глобальном смысле конфликт сил добра и зла вообще вечен.

Как это использовать на практике?

Еще раз повторюсь, советы из этой статьи относятся исключительно к литературе развлекательной, драматический и остросюжетной, к той, где есть четко выраженный центральный конфликт. Но есть и произведения совсем другие, где ничего подобного не используется. Но вернемся к нашим птичкам…

Прежде всего, стоит позаботиться о том, чтобы как можно скорее обозначить для читателя центры добра и зла в вашей истории. Звучит очевидно, но не всегда срабатывает.

Частенько натыкаешься на произведения, в которых вроде бы что-то происходит, кипит борьба, но совершенно не понятно, какие силы и ради чего сражаются.

А пока читатель не разобрался с соотношением сил, их целями и мотивами, он никак не сможет определиться, кому он симпатизирует. Ну а если нет симпатии к тому или иному герою – нет и интереса к книге. Очевидно же.

После того, как четко обозначился центр зла, нужно представить публике антагониста. Не обязательно делать это сразу же, но и затягивать особо не стоит.

Часто в детективных историях личность злодея долго остается скрыта, но по совершенным преступлениям мы уже ясно догадываемся, что в сюжете действует некий убийца (вор или похититель).

Далее нужно обозначить цель нашего злодея, ведь он не может бороться с главным героем просто так, у него обязательно должны быть и мотивы, и четкая цель, и планы ее достижения. Все это должно быть понятно читателю, иначе конфликт не будет выглядеть правдоподобным.

Следующее, чем стоит озаботиться, это чтобы антагонист действовал на протяжении всей истории, чтобы он не был своеобразным сказочным Букой, которым пугают детей перед сном.

Главный злодей должен совершать конкретные действия, направленные на достижение собственной цели и на противодействие главному герою. Важно, чтобы степень его агрессии по отношению к герою нарастала постепенно.

Сначала, например, антагонист может воздействовать на оппонента словесно, далее в ход пойдут угрозы, а потом уже более решительные шаги. Герой же, преодолевая эти препятствия, растет, его силы крепнут, и в финале он уже готов дать бой казавшемуся непобедимым врагу.

В этом, в частности, и заключается эффект преодоления брешей – тоже весьма значимый элемент построения сюжета. Более подробно о брешах и развитии конфликта читайте в статье “Бреши, барьеры и перипетии”.

Ну и финале самое главное: у антагониста должна быть собственная индивидуальность. Не пытайтесь плодить сауронов, джокеров и прочих темных властелинов. Это уже давно стало штампом.

Помните, антагонистом легко может стать самый обычный человек, да хоть бабулька из соседнего подъезда, – достаточно, чтобы его интересы просто вошли в противоречие с интересами главного героя.

И конечно, многие произведения прославились и запомнились именно за счет колоритной личности главного злодея; зачастую его образ не менее важен, чем образ главного действующего лица.

Вот и все на сегодня. Думаю, вы разобрались, кто же такой этот загадочный антагонист и почему так важно, чтобы он присутствовал во всех ваших остросюжетных произведениях. Желаю вам удачи в творческих начинаниях и ярких неповторимых антагонистов! блога «Литературная мастерская». До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Источник: https://litmasters.ru/sila-sujeta/antagonist.html

Кто такой антагонист? 4 типа антагонистов в литературе

Антагонизм в литературе это

Антагонист в художественной литературе – это персонаж, который бросает вызов главному герою произведения, срывает его планы, оказывает давление или несет угрозу для его жизни.

Функция антагониста в сюжете заключается в том, чтобы создавать проблемы, провоцировать конфликт. Когда в романе ничего не происходит, и протагонисту – положительному герою – ничто не угрожает, интересной истории не получится. Антагонист создает напряжение, дает истории импульс, заставляя читателей следить за развитием событий.

Антагонистами могут быть:

  • бывший супруг/супруга, вновь появляющиеся в жизни главного героя с какой-либо нерешенной проблемой;
  • партнер по бизнесу, распространяющий клевету про главного героя;
  • сосед, вмешивающийся в жизнь протагониста в неподходящий момент;
  • подозреваемый в преступлении, скрывающий важную информацию;
  • просто назойливый человек, который пытается помочь, но только добавляет сложностей.

Иными словами, антагонист – это оппонент протагониста, препятствие на его пути. Однако, не стоит путать его со злодеем.

Отличия между злодеем и антагонистом

Злодей – это суть характера персонажа, совокупность определенных качеств, антагонист – роль персонажа в сюжете.

В то время как любой злодей по умолчанию является антагонистом, далеко не каждый антагонист – злодей в общепринятом понимании этого слова.

Авторы часто используют эти понятия как взаимозаменяемые, но в действительности антагонист и злодей – неодинаковые сущности и служат разным целям в сюжете.

Злодей в художественном произведении – это персонаж, чьим главным мотивом является умышленное разрушение. Злодей действует в сюжете как основной антагонист, создает максимальные сложности главному герою. Как правило, он больше, чем просто «плохой парень».

Это достойный соперник главного героя, его способности и сила сопоставимы со способностями протагониста, только с отрицательным знаком. При этом он считает, что его поступки правильны.

Яркий, запоминающийся злодей обладает хорошо проработанным бэкграундом и развитыми личностными характеристиками: яркий и всем известный пример – Джокер из комиксов о Бетмене.

4 основных типа антагонистов

В литературе встречаются 4 основных типа антагонистов: подлинный злодей, рядовой антагонист, группа врагов, и внутренний враг. Разберем эти типы подробнее.

Подлинный злодей

Этот тип антагониста знаком читателям лучше всего. Темный лорд, колдун, узурпатор, преступный ум, древнее зло… Он заключает в себе истинное зло, ставит своей целью причинять вред другим, нести хаос и разрушение ради достижения своих желаний или мести.

Такой злодей чаще всего появляется в фэнтези, научной фантастике и приключенческих романах, хотя встречается он и в других жанрах.

Лорд Волдеморт из цикла про Гарри Поттера, Саурон из «Властелина колец», Пеннивайз из романа «Оно» Стивена Кинга – яркие представители этого типа антагонистов.

Повествование, в котором фигурирует подлинный злодей, развивается по типу «свет против тьмы», где протагонист играет роль благородного героя.

Несмотря на то, что некоторые полагают этот тип исчерпавшим себя, он прошел проверку временем и все еще остается популярным. Подлинный злодей и его сообщники обращаются к основному человеческому инстинкту – страху. Следя за тем, как на страницах романа страх рождается и впоследствии оказывается побежден, читатели испытывают удовлетворение.

Рядовой антагонист

Не все антагонисты стремятся к злу ради самого зла. Некоторые просто действуют в противовес главному герою, создавая конфликт без намерения уничтожить мир. Это не делает рядового антагониста в меньшей степени опасным противником, просто отделяет его от поистине «плохих парней».

Такой тип антагониста обычно появляется в историях, где личности героев играют более важную роль, чем динамика сюжета, например, в любовных романах, классической литературе.

Примерами таких антагонистов могут служить Монтекки и Капулетти, семьи Ромео и Джульетты из одноименной пьесы Шекспира, или старшее поколение семьи Кирсановых по отношению к Базарову в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети».

Конфликт главного героя и рядового антагониста может возникнуть из-за столкновения целей, когда успех гарантирован только кому-то одному. В этом случае антагонист создает физические или психологические препятствия на пути главного героя, не обязательно с целью уничтожить соперника.

Группа врагов

Иногда протагонист вступает в конфликт не с одним человеком, а с группой людей или крупной организацией – правительством или социальной системой.

Обычно враждебная группа стремится причинить ущерб или уничтожить протагониста, чтобы получить власть, богатство, отмщение или успех.

 Антагонист в виде группы чаще всего появляется в экшн-фэнтези, научной фантастике, психологических триллерах и приключенческих романах, нередко представляя собой организованную, системную версию злодея-одиночки.

Поскольку группа – это довольно расплывчатый и безликий образ врага, многие авторы предпочитают персонифицировать ее в лице одного героя, действующего от имени всей группы. В этом случае протагонист по-прежнему борется с группой или системой в целом, но в конфликтных ситуациях противостоит конкретному персонажу.

В качестве примера можно привести Капитолий из «Голодных игр» (в лице Президента Сноу) или Партию из романа «1984» Джорджа Оруэлла (в лице О’Брайена).

Внутренний враг

Иногда антагонист в произведении является не другим персонажем, а частью личности самого главного героя. «Внутренний враг» встречается как в классической, так и в современной прозе, где главный герой противостоит своим сомнениям, страху, недостаткам или сожалениям, чтобы впоследствии одержать победу над собой и обрести счастье или успех.

Например, внутренним антагонистом является чувство вины Брайони в романе «Искупление» или гордость Элизабет и мистера Дарси в «Гордости и предубеждении».

Холден из романа «Над пропастью во ржи» вступает в конфликт со многими персонажами, но основная борьба происходит с его собственными одержимостями и сомнениями.

«Фауст и Франсуа» Данила Рудого – еще один пример произведения, где в роли антагониста (Фауста) выступает alter ego героя (Франсуа).

Хотя обычно такой тип антагониста, как внутренний враг, не имеет физического воплощения, некоторые авторы олицетворяют внутреннюю борьбу героя в объекте, как например, в романе «Портрет Дориана Грея», где портрет главного героя воплощает его тщеславие.

В заключение

В художественных произведениях мы предпочитаем ассоциировать себя с героями, в то время, как только злодеи и антагонисты заставляют нас по-настоящему сопереживать. В конце концов, лишь когда главному герою приходится преодолевать сложности на пути к своему триумфу, мы ощущаем «нерв» в истории. И антагонисты – это именно те персонажи, кто создает эти сложности.

Источник: https://novruslit.ru/%D0%BA%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82/

Что такое Антагонизм

Антагонизм в литературе это

Антагонизм — 1. Непримиримое противоречие, вызванное несогласием во мнениях, противоположностью интересов.
2. Соперничество, борьба интересов.

Значение слова Антагонизм по Ожегову:

Антагонизм — Непримиримое противоречие

Антагонизм в Энциклопедическом словаре:

Антагонизм — (от греч. antagonisma — спор — борьба), противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

Значение слова Антагонизм по словарю Ушакова:

АНТАГОНИЗМ, антагонизма, мн. нет, м. (греч. antagonismos). Соперничество, взаимная борьба интересов. Антагонизм Европы и Америки за последние годы принял новые формы.

Классовый антагонизм в капиталистических странах обостряется. || Враждебное противодействие, вызванное несогласием во мнениях или интересах (разг.).

Антагонизм между родителями и детьми.

Значение слова Антагонизм по словарю Даля:

Антагонизм
м. греч. сопротивление, супротивность, противоборство, противодействие. перетяга, противосилие. сила, вызываемая противоположной ей силой. Антагонист м. антагонистка ж. противень, сопротивник, супротень. соперник. Антихристу придумали греческое название Антемос, в переводе. противник. буквы эти, сложенные по церковному счету, дают роковое число 666.

Значение слова Антагонизм по словарю Брокгауза и Ефрона:

Антагонизм (греч., т. е. противодействие) — означает действие тех приспособлений в живом организме, в силу которых деятельность одного органа идет наперерез деятельности другого и даже более или менее совершенно подавляет ее. Всего резче это бывает выражено в мышечной системе, где некоторые мышцы прямо противодействуют одна другой и потому называются антагонистами.

Так, сгибающие мышцы сгибают член, а разгибающие снова выпрямляют его. Иногда это противодействие достигается при помощи простого механического приспособления, как, напр., на раковинах, где смыкание створок производится деятельностью произвольных мышц, тогда как раскрывание происходит в силу эластичности тяжа, действующего наподобие пружины. В нервной системе явный пример А. дают нам т.

н. задерживающие нервы. Так, симпатический нерв ускоряет, а блуждающий (nervus vagus) замедляет удары сердца — и тот же результат получается при раздражении тех отделов спинного и продолговатого мозга, от которых отходят упомянутые нервы.

Надо думать, что подобным же влиянием на центральные части нервной системы обусловливается и антагонистическое действие некоторых ядов, взаимно уничтожающих друг друга. Так, сердце лягушки, остановившееся от действия грибного яда (мускарина), снова начинает биться, если впрыснуть ей под кожу атропин. Но зато понятие А. неправильно применяется к таким случаям, когда, напр.

, деятельность одного органа уменьшается вследствие усиленной деятельности другого. Так, напр., нельзя говорить об А. между слизистой оболочкой кишок и кожей или между кожей и почками на том основании, что, когда один из этих органов вырабатывает увеличенное отделение, другой уменьшает свою деятельность.

Точно так же если, усиливая кровообращение в коже, мы в состоянии уменьшать существующие приливы крови к внутренним органам, то это вовсе не значит, что между последними и кожей существует А. Во всех этих примерах мы имеем перед собою простой перенос определенного количества деятельности с одного органа на другой (см. Отвлечение). Столь же неправильно, наконец, говорить об А.

в применении к таким нервным состояниям, которые почти целиком наполняют собою сознание, напр. когда в глубоком раздумье или при сильных аффектах и т. д. человек не чувствует боли или задерживает известные движения. В отношениях между людьми А. означает борьбу, противодействие.

Определение слова «Антагонизм» по БСЭ:

Антагонизм — Антагонизм (от греч. antagonisma — спор, борьба)
одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций. Термин «А.» в значении борьбы противоположных сил употреблялся в религиозных системах (борьба добра и зла), у философов Канта, Шопенгауэра и др.

В таком же значении он применяется в биологии, математике (теория игр). Марксизм, анализируя А. между классами в рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях, в переходный период от капитализма к социализму показал, что А. разрешаются путём классовой борьбы, формы и содержание которой определяются конкретно-историческими условиями их развития. К.

Маркс отмечал, что буржуазные производственные отношения являются
«…последней антагонистической формой общественного процесса производства…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7). В. И. Ленин подчёркивал, что «антагонизм и противоречие совсем не одно и то же. Первое исчезнет, второе останется при социализме»
(Ленинский сб. XI, 1929, с. 357). См.

также Противоречие.
Л. М. Наумов.

Антагонизм — в биологии, выражается прежде всего в борьбе за существование. Наиболее четко антагонистические отношения прослеживаются между хищником и его добычей (Хищничество), хозяином и паразитом (Паразитизм).

К разряду антагонистических относятся и конкурентные взаимоотношения (Конкуренция), например из-за света или минерального питания у растений, из-за одной и той же пищи у животных.
В физиологии подобные отношения, называются А. физиологических функций, наблюдаются в деятельности скелетных мышц (см.

Антагонисты), в некоторых функциях симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, противоположно воздействующих на зрачок, работу сердца и др., в деятельности нервной системы с двумя её активными нервными процессами — Возбуждением и Торможением, составляющими единство противоположностей. А.

функций и регуляторных влияний — основа не только нервнорефлекторной, но и гуморальной, гормональной и нейрогуморальной регуляций, обеспечивающих поддержание организмом на постоянном уровне ряда жизненно важных констант, например кровяного давления, осмотического давления крови и др. (Гомеостаз).

Антагонизм ионов, лекарственных веществ, ядов проявляется в потере присущего данному веществу токсического или лечебного (полезного) действия при введении его в организм в сочетании с другим веществом (лекарством, ядом).
Антагонизм микробов, антибиоз, подавление одних видов микроорганизмов другими. Впервые отмечен Л. Пастером (1877). Распространён в природе.

В одних случаях под влиянием антагонистов микробы перестают расти и размножаться, в других — клетки их лизируются, растворяются, в третьих — тормозятся или останавливаются биохимические процессы внутри клеток, например дыхание, синтез аминокислот. Наиболее резко А. проявляется у актиномицетов, бактерий и грибов. Синегнойная палочка активно подавляет чумную палочку.

актиномицет, выделяющий нистатин, угнетает рост дрожжевых организмов.
А. наблюдается также среди водорослей и простейших. Механизм А. различен и во многих случаях не ясен. Чаще всего антагонисты действуют на конкурентов продуктами обмена веществ (см.

также Аллелопатия), в том числе антибиотиками, либо вытесняют их вследствие более интенсивного размножения или преимущественно потребления пищи. Ещё в 19 в. неоднократно пытались использовать явление А. для лечения болезней, вызванных бактериями (В. А. Манассеин, 1871. А. Г. Полотебнов, 1872. и др.), но не имели успеха, т. к. работали с неочищенными препаратами.

Микробы-антагонисты широко используются в производстве антибиотиков. А. оказывает большое влияние на плодородие почв. Обильно развиваясь в почве, полезные микробы-антагонисты задерживают развитие многих фитопатогенных бактерий и грибов и этим оздоравливают почву. Антагонисты могут использоваться во многих отраслях пищевой промышленности.
Лит.: Ваксман З. А., Антагонизм микробов и антибиотические вещества, пер. с англ., М., 1947. Красильников Н. А., Антагонизм микробов и антибиотические вещества, М., 1958.
Н. А. Красильников.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/antagonizm.html

Протагонист

Антагонизм в литературе это
Протагонист

Протагонист, главный герой это центральное действующее лицо художественного произведения, преимущественно драматического.

Протагонист и антагонист

Протагонист, или главный герой, находится в центре сюжета литературного произведения, как правило, принимает решения и испытывает их последствия. События сюжета непосредственно или частично связаны с действиями главного героя.

Если история содержит подзаголовок или представляет собой повествование, состоящее из нескольких рассказов, то присутствует персонаж, который интерпретируется как главный герой каждого подзаголовка или отдельной истории.

Слово «протагонист» используется в формах литературы и культуры (драмы, романы, оперы, фильмы). Главный герой определяется также как ведущий персонаж, которому противостоит антагонист. Антагонист создает препятствия, трудности на пути главного героя, таким образом выявляя сильные и слабые стороны его характера.

Протагонист – не всегда положительный герой; главного героя с отрицательными чертами называют антигероем.

Происхождение

Протагонисты известны с античности. Театральные спектакли в Древней Греции первоначально включали танцы и хоровое пение. В трактате Аристотеля «Поэтика» (335 до н. э.

) описано, как поэт по имени Феспис предложил идею о том, чтобы один актер вышел и начал диалог с хором. Это изобретение трагедии, которое относится к 536 г. до н. э., способствовало развитию античной драматургии.

Это будет вам интересно:  РапсодЭсхил

Древнегреческий трагик Эсхил (523-456 гг. до н. э.) ввел в своих пьесах второго актера (девтерагониста), создав диалог между двумя персонажами. Позднее афинский драматург Софокл (496-406 гг. до н. э.) писал пьесы, в которых предполагалось наличие третьего актера (тритагониста).

Таким образом, в античной драме насчитывалось от одного до трёх актеров, которые играли как мужские, так и женские роли:

  • протагонист;
  • девтерагонист;
  • тритагонист;

В древнегреческих театрах на празднествах Великих Дионисий с 449 г. до н. э. проводились соревнования актеров, исполнявших главные роли в трагедии, с 325 г. до н. э. – в комедии.

Примеры протагонистов

  1. В трагедии Еврипида «Ипполит» (426 г. до н. э.) представлено два протагониста: основной персонаж первой части Федра и её пасынок Ипполит, который занимает доминирующую роль во второй половине пьесы.
  2. Главный герой драмы Г. Ибсена «Строитель Сольнес» (1892 г.) – архитектор Халвард Сольнес.

    Молодая женщина Хильда Вангель, действия которой ведут к смерти Сольнеса, – антагонист.

  3. В знаменитой трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597 г.) Ромео Монтекки – протагонист. Юноша связан отношениями с Джульеттой.

    Двоюродный брат Джульетты Тибальт, который противостоит Ромео и пытается разлучить возлюбленных, выступает антагонистом.

  4. В другой всемирно известной шекспировской пьесе «Гамлет» (1603 г.) главный герой – датский принц Гамлет, который ищет мести за убийство своего отца.

    Антагонистом выступает дядя Гамлета Клавдий, который убил его отца и стал королем Дании.

Это будет вам интересно:  Жонглёр

Ложный главный герой

В литературных и кинематографических работах также встречается ложный главный герой – персонаж, который сначала фигурирует в истории и воспринимается как протагонист, но потом неожиданно исчезает. Яркий пример – Мэрион, героиня фильма А. Хичкока «Психо» (1960 г.), которая внезапно покидает сюжет в начале кинокартины.

Несколько главных героев

В повествовании, которое состоит из разных рассказов, присутствует несколько главных героев. Например, роман «Война и мир» Л. Н. Толстого изображает пятнадцать главных образов, вовлеченных в войну или затронутых ею.

Современное значение

Историческое значение термина сохраняется в современном театре: протагонистом называют актера, исполнявшего главную роль в драматическом представлении.

Понятия «главный герой» и «протагонист» отождествляются и используются не только в театре, а и в кинематографе, литературе, видеоиграх и других видах искусства.

Пример протагониста в кино – Джеймс Бонд в одноимённой серии фильмов и книг; в литературе – Жюльен Сорель из произведения Стендаля «Красное и чёрное».

В компьютерных играх протагонистом считается тот персонаж игры, которым руководит сам игрок.

Слово протагонист произошло от греческого protos – первый и agonistes, что в переводе означает актер.

Источник: https://www.litdic.ru/protagonist/

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: