Аномалии характера при сохранности интеллекта

Нарушения интеллекта в психиатрии

Аномалии характера при сохранности интеллекта

Добрый день! Сегодня мы снова позанимаемся психиатрией. На повестке дня у нас интеллект (ум), и несколько основных нарушений, которые с ним связаны.

Термины, которые я буду использовать в этой статье, давным-давно ушли «в народ» и, как правило, произносятся совсем с другим смыслом.

Поэтому мы попробуем разобрать нарушения интеллекта, а перед этим, разумеется, узнаем что такое интеллект.

Итак, интеллект — это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности, такие как мышление, память, воображение, волю, восприятие и ощущение.

Составляющие интеллекта

Составляющие интеллекта делятся на наследственные и приобретённые. К наследственным составляющим интеллекта относят способности, одарённость и целеустремленность. К приобретённым составляющим интеллекта относят воспитание, образование и жизненный опыт. Соотношение врождённых и приобретённых составляющих интеллекта уникально для каждой личности.

Если я когда-нибудь буду писать о медицинской психологии, я обязательно дам определения этим понятиям и немного расскажу про каждое. А мы пока что двигаемся далее.

Интеллект и мышление

Характеристику интеллекту придаёт также его важнейший компонент — мышление. По одной из классификаций различают:

  • Наглядно-действенное мышление — самое простое. Оно формируется в первые годы жизни, когда ребёнок смотрит на взрослых и повторяет их действия, чтобы одеться, воспользоваться ложкой, чтобы покушать и т.д. ;
  • Конкретно-образное мышление. Когда ребёнок пытается делать выводы о вещах, которые он не наблюдает, а лишь представляет или вспоминает, он овладевает конкретно-образным мышлением;
  • Абстрактное мышление. Высшей ступенью развития мышления является абстрактное мышление, которое используется для обучения в старших классах школы. При абстрактном мышлении требуется умение работать с такими понятиями, как математические действия, физические законы и философские категории.

Расстройства интеллекта

Все расстройства интеллекта делятся на врожденные и приобретённые. Врождённые расстройства интеллекта также называются «синдромы недоразвития интеллекта». Врождённые и приобретённые расстройства интеллекта резко отличаются по динамике протекания.

Врождённые

Врождённые расстройства интеллекта  называют олигофренией (синонимы — слабоумие, умственная отсталость). К олигофрении относят все недоразвития интеллекта вследствие причин, существовавших до рождения ребёнка или появившиеся в первые годы его жизни.

Сюда будут относится наследственные заболевания (болезнь Дауна, синдром Мартина-Белл и прочие), последствия воздействия экзогенных факторов на мать в 1-м триметре беременности, особенно грозной проблемой являются вирус краснухи, возбудитель токсоплазмы и алкоголь. Также к олигофрении приводят родовые травмы, сопровождающиеся гипоксией плода и болезни, перенесённые в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты и др.).

Важнейший признак олигофрений — отсутствие динамики развития расстройства, или даже наличие эволюционной динамики.

То есть больному никогда не становится хуже, его недоразвитие интеллекта никогда не усугубляется, в некоторых случаях оно даже может быть подвержено коррекции. Олигофрении подразделяют на дебильность, имбецильность и идиотию.

В нашем случае этот список построен от наиболее лёгкого повреждения интеллекта к самому тяжёлом.

Дебильность

Это относительно лёгкая степень интеллектуального недоразвития. Такие больные могут заниматься в специализированных учебных заведениях, где их обучат чтению, письму, базовым арифметическим навыкам и элементарным знаниям об окружающем мире. Получать более серьёзные знания, как правило, таким больным не удаётся из-за  отсутствия абстрактного мышления.

В дальнейшем пациенты могут жить самостоятельно, работать на несложных должностях под руководством наставника и заводить семьи. Нередко трудовая деятельность пациентов осложняется их медлительностью и несамостоятельностью.

В отличие от остальных нарушений интеллекта, люди с таким диагнозом осознают свои недостаточные способности и пытаются компенсировать их любознательностью, использованием научных терминов или иными способами.

Чарли в самом начале рассказа «Цветы для Элджернона» — наглядный пример именно такого пациента.

Пациенты с дебильностью очень внушаемы и доверчивы, что создаёт опасность попадания в асоциальные компании или совершения преступлений.

Имбецильность

Имбецильность — уже значительно более тяжёлая умственная отсталость, здесь имеется только конкретное мышление. Воображение полностью отсутствует.

Пациенты могут знать отдельные цифры, однако простейшие арифметические  операции (сложение и вычитание единиц) им недоступны.

Социальные навыки почти полностью отсутствуют, однако пациенты обычно очень привязаны к родственникам/опекунам. На критику или похвалу пациенты реагируют адекватно.

Имбецилы теряются в незнакомой обстановке или с появлением незнакомых людей. Нуждаются в постоянном присмотре и уходе.

Движения пациентов очень плохо скоординированы, только упорная реабилитация и педагогические занятия могут привить таким пациентам навыки ходить в туалет, одеваться и есть при помощи ложки.

Идиотия

Идиотия — самая тяжёлая степень умственной отсталости. Такие пациенты полностью беспомощны. У них отсутствует речь и мышление, они способны лишь издавать отдельные нечленораздельные звуки или выкрики.

Пациенты не узнают родственников/опекунов и не понимают обращённой к ним речи (включая критику и похвалу).

Они не могут отличить съедобные предметы от несъедобных и склонны пытаться съесть любые предметы из зоны досягаемости, включая режущие или колющие.

Идиотия сопровождается тяжелыми дефектами формирования внутренних органов и внешними уродствами. Пациенты, как правило, не доживают до 20 лет и нуждаются в постоянном присмотре. Такие больные полностью необучаемы.

Давайте отразим эти состояния в нашей табличке:

Приобретённые

Приобретённые виды слабоумия объединяются под общим понятием «деменция».

Деменция отличается от олигофрении тем, что большинство её видов неуклонно прогрессируют вплоть до полной потери интеллекта — такое происходит, если мы говорим о нейродегенеративных, сосудистых и онкологических заболеваниях головного мозга. После черепно-мозговой травмы или инсульта возможно частичное восстановление интеллекта.

По этиологии различают органическую и шизофреническую деменции. Шизофреническая деменция — это финальный этап распада личности, который происходит при шизофрении.

Органическая деменция

Органическая деменция наступает в качестве исхода тяжелых органических заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, СПИД, прионные болезни, нейросифилис, рассеянный склероз и других. Органическая деменция подразделяется на лакунарную, тотальную и концентрическую.

Лакунарная деменция

Лакунарная деменция — это вид слабоумия, который возникает из-за расстройства памяти. Остальные компоненты интеллекта не нарушены, поведение и характер человека сохраняется.

Разве что появляется небольшая сентиментальность, изредка — плаксивость.

Больной полностью критичен к своей проблеме, он искренне хочет вылечится и старается компенсировать нарушения памяти при помощи записных книжек, наклеек или приложений-напоминалок.

Типичная причина возникновения лакунарной деменции — атеросклероз сосудов головного мозга. При качественной терапии, улучшающей кровоснабжение головного мозга, возможно значительное затормаживание прогрессирования деменции.

Тотальная деменция

Тотальная деменция — это грубое нарушение интеллекта и памяти, причём первично поражается логика и понимание действительности. Разрушается возможность оперировать как абстрактными, так и конкретными понятиями.

Грубо нарушается ядро личности — пациент с лёгкостью совершает постыдные поступки, употребляет непотребные ругательства в сторону ни в чём не повинных людей, справляет физиологические потребности, не снимая одежды. Также типична бурная агрессия по отношению к близким.

Критика к заболеванию полностью отсутствует, больной не тяготится своим состоянием, не признаёт грубых изменений личности и, как правило, не желает лечиться.

Чаще всего тотальная деменция является следствием нейродегенеративных заболеваний — болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, прионные болезнь (особенно болезнь Крейтцфельдта — Якоба). Ещё один частый случай возникновения тотальной деменции — опухоли головного мозга, которые локализуются в лобных долях. Неврологи называют это «лобной психикой» или «синдромом лобной доли».

Концентрическое слабоумие

Концентрическое (эпилептическое) слабоумие — это расстройство интеллекта, которое может возникнуть на поздних стадиях эпилепсии. Мыслительные процессы у пациентов с такой проблемой заторможены, присутствует патологическая обстоятельность, больному очень трудно выразить свою мысль и не «увязнуть» в деталях.

При концентрическом слабоумии значительно изменяется личность — пациент концентрирует всё внимание на себе (отсюда и происхождение термина), а к близким относится деспотично и агрессивно. Однако в обращениях к вышестоящим людям (начальник, врач, средний мед.

персонал) пациент использует комплименты, лесть, излишнюю слащавость с обилием уменьшительно-ласкательных слов.

Способность к абстрактному мышлению постепенно ухудшается. Это особенно заметно при попытках толкования пословиц, когда пациент способен проявлять только конкретно-образное мышление. Например, на предложение пациенту истолковать смысл пословицы «цыплят по осень считают», он ответит: «Причём тут осень, сейчас вообще зима за окном».

Шизофреническая деменция

Шизофреническая деменция — это вид слабоумия, который возникает на поздних стадиях шизофрении.

Одним из главных симптомов шизофрении является редукция энергетического потенциала — этим странным термином обозначается состояние, при котором обычные интеллектуальные операции, такие как планирование, обучение или составление отчётов, вызывают очень большие трудности.

Пациенты с редукцией энергетического потенциала вынуждены затрачивать большие усилия на обычные дела, им очень трудно сконцентрировать и удерживать внимание на чём-либо.

В исходе шизофрении, коим и является шизофреническая деменция, наблюдается нарастающая пассивность и равнодушие ко всему. Полностью отсутствует стремление к чему-либо. Это хорошо заметно в попытках установить контакт с пациентом, когда он отказывается отвечать на элементарные вопросы, бросая короткие фразы вроде «Не знаю», «Без понятия».

Сначала такие пациенты, будучи образованными и физически здоровыми, отказываются ходить на работу (учёбу), объясняя это нежеланием и нехваткой сил. Затем последует отказ от использования душа, чистки зубов и прочих гигиенических процедур. Больные становятся неряшливыми и полностью перестают следить за своей внешностью.

Собственно слабоумие является итогом этого — бездействие интеллекта происходит к постепенной утрате знаний и навыков. Распад личности при шизофрении ускоряется также разнообразными псевдогаллюцинациями и автоматизмами.

Источник: https://medicine-boy.ru/narushenia_intellekta_v_psihiatrii/

Нарушение интеллекта – это… Основные нарушения, характеристика, формы, диагностика, причины и способы лечения

Аномалии характера при сохранности интеллекта

Как правило, нарушение интеллекта – это утрата способности запоминать какую-либо информацию, а также четко ее интерпретировать.

Человек теряет не только некий запас информации, изученной ранее, ему также становится труднее применять в жизни навыки, которыми он всегда владел, становится невозможным реализовать свои навыки в профессиональной сфере.

Беднеет также и эмоциональная часть жизни человека, он теряет возможность испытывать глубокие чувства, способность к эмпатии.

Причины

Распространенная причина нарушения интеллекта – наследственность. Интеллектуальные нарушения могут возникнуть из-за двух причин, связанных с генетикой:

  1. Первая – нарушения генетически передаются от родителей, даже если они внешне кажутся вполне здоровыми, но являются носителями рецессивных генов.
  2. Вторая причина нарушения интеллекта – это генетическая мутация или же неправильно сложившийся хромосомный набор (вместо 46 хромосом большее или меньшее количество).

Дети, зачатые в состоянии алкогольного или наркотического опьянения часто имеют нарушения в интеллектуальном развитии, пусть иногда незаметные при определенных условиях или до определенного времени.

Алкоголизм или наркомания матери во время беременности негативно сказывается на состоянии плода, его нервной системе, проблемы с которой могут спровоцировать отклонения в физическом или умственном развитии.

В период беременности будущей матери необходимо беречь себя от инфекций, заболеваний, проходящих даже в легкой форме, травм (особенно в области живота, спины и поясницы), так как все вышеперечисленное может спровоцировать нарушения интеллекта. Многие будущие матери опасаются рождения ребенка раньше установленного срока, и не без оснований, ведь это также является одной из причин отставания в развитии.

Прохождение ребенка через родовые пути не только сильнейший стресс, который преследует грудничков в кошмарах, но и чрезвычайно опасное путешествие, в результате которого ребенок может получить травмы. Некоторые из них являются пусковым механизмом для развития интеллектуальных нарушений. Нехватка кислорода в первые минуты жизни также может послужить причиной для отставания в умственном развитии.

Опасные инфекции, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, – еще одна причина для нарушения интеллекта в будущем.

Проявление

В самом начале больной не может демонстрировать другим свои чувства в обычных ситуациях. Дальше все только усугубляется, и человек уже не способен ни на какие чувства, его эмоциональные реакции снижаются, он выглядит отстраненным, бесчувственным и холодным.

Человек теряет смысл жизни, целеустремленность. В запущенных случаях характер больного полностью меняется до неузнаваемости, приобретает несвойственные ему черты. Ясность мышления нарушается. Человеку сложно сфокусироваться на одной мысли и выразить ее. Он теряет интерес к любым своим прошлым увлечениям и в итоге замыкается в себе, становится зацикленным на своих внутренних размышлениях.

Органические поражения головного мозга, как правило, приводят к стойким необратимым нарушениям умственной деятельности. Следствием этого являются различные формы нарушения интеллекта. По-другому это называют “умственная отсталость”. Существуют два вида нарушения интеллекта:

  • олигофрения – врожденная форма недоразвития интеллекта;
  • деменция – приобретенная в течение жизни форма слабоумия.

Врожденная олигофрения, в свою очередь, может быть различной степени тяжести и выраженности. Выделяют три основных подвида данной патологии, а именно:

  • легкая степень олигофрении (дебильность). Характеристика нарушений интеллекта следующая: наличие определенных умственных способностей (формирование речи, наличие механической памяти, умение считать), данная форма позволяет выполнять низкоквалифицированный физический труд;
  • недоразвитие средней степени (имбецильность). Для данной формы характерны бедная и косноязычная речь, очень низкая обучаемость, неуклюжесть. При такой патологии больного можно приучить к минимальному самообслуживанию, но выполнять какую-либо несложную работу он должен исключительно под внешним контролем;
  • крайняя степень недоразвития (идиотия) характерна полным отсутствием психического мышления и речи, полной неспособностью получить навыки самообслуживания.

Олигофрения является следствием патологий внутриутробного развития, патологических, конституционных и генетических влияний на плод, а также следствием поражений мозга в первые три года жизни ребенка. К основным признакам олигофрении относятся следующие нарушения интеллектуальной деятельности по степени тяжести:

  • какой-либо умственный дефект, сочетающийся с нарушениями речи, моторики, памяти, выражения эмоций, дефекты поведения;
  • тотальная умственная недоразвитость.

Другой, не менее часто встречающейся формой нарушения интеллекта является деменция, которая всегда является приобретенной и никогда не бывает врожденной. Деменции характеризуются умственной (интеллектуальной) деградацией, снижением эмоциональных проявлений, воли, выход из круга интересов, присущих ранее.

Рассматривая данную патологию, можно выделить такие подвиды: тотальная (либо глобарная, диффузная) и очаговая (лакунарная). При тотальной деменции полностью нарушается интеллектуальные способности. Происходит распад личности, наблюдаются острые расстройства памяти, отсутствует критическое мировосприятие.

Такие деменции могут быть следствием травм головного мозга, церебральных нарушений головного мозга, повторных инсультов, могут развиться в старости. При частичных деменциях интеллект частично сохраняется, присутствует выборочная память.

Состояния приобретенной деменции характеризуются головокружениями, частыми головными болями, тошнотой, судорогой, спазмами, психическими расстройствами.

Отдельно следует остановиться на проявлениях органической деменции у детей, поскольку ее признаки должны вызвать обеспокоенность:

  • такие нейродинамические патологии, как быстрая психическая утомляемость, резкое замедление действий, неспособность к разного вида напряжениям, нарушения логического мышления;
  • вялость, медлительность, пассивность, апатия, низкая инициативность;
  • нарушения критического восприятия и целенаправленности мысли.

Социальный интеллект

Нарушение социального интеллекта – это патология социального познания. В общих чертах при такой патологии человек не в состоянии воспринимать и контролировать объекты и отношения социума во время своей деятельности и подстроиться под окружающих.

Конечно же, сам по себе социальный интеллект не является достаточным условием для формирования личности, но его исправное состояние обязательно. Патологией обладают люди, страдающие шизофренией.

При исследовании большого числа таких больных была проведена оценка суждения ситуаций общества, память на имена, чувство юмора.

На основе полученных результатов заключили, что нарушение интеллекта – это патология, которая сначала считалась следствием когнитивных способностей, но позднее ее стали выделять как самостоятельный процесс, поддается лечению, хотя и очень трудному.

Также были найдены методы формирования социального интеллекта, что дает возможность социальной адаптации «особенных» людей. К таким методам относятся моделирование ситуаций из реальной жизни, увеличение роли интеллекта в повседневной практике, мотивация речи (возможность понятного общения) и еще другие.

В настоящее время, используя известные методы, больные имеют возможность влиться в наш социальный мир, но стоит помнить, что они требуют к себе большего внимания и поддержки.

Речь и интеллект

Если ребенок не может четко и членораздельно говорить, осознанно строить предложения, то это повод задуматься: нет ли у него каких-либо отклонений в интеллектуальном плане? Конечно же, не стоит паниковать сразу же. Грамотный специалист при осмотре сумеет определить, с чем связаны нарушения – с неправильной работой мозга или же неполадками речевого аппарата (прикус и т. д.). Причины нарушения речи и интеллекта:

  1. Наследственность. Если отец или мать имеют какие-либо нарушения речевого аппарата, то вполне возможно, что эти нарушения перейдут к ребенку.
  2. Некоторые инфекционные или воспалительные заболевания матери во время беременности могут привести к неправильному формированию участков мозга, отвечающих за правильную речь.
  3. Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, также влияют на формирование речевого аппарата и неполадки с речью в будущем.
  4. Неподходящая сфера обитания (пьющие родители, родители-наркоманы).
  5. Родители, не уделяющие должного внимания своим детям, не должны удивляться, если их дети приобретут нарушения речевых функций.

Нарушения речи в некоторых случаях могут спровоцировать низкую успеваемость, отставание в интеллектуальном развитии, недопонимание со сверстниками, насмешки.

Поэтому стоит помочь ребенку, водить его к специалистам и приложить должные усилия к исправлению недостатков.

Эмоциональный интеллект

Основные нарушения эмоционального интеллекта могут проявляться в виде неконтролируемого выплеска эмоций в качестве реакции на определенные ситуации. Как правило, человек в этом случае, эмоционально реагируя, не отдает себе отчета в степени своих чувств.

Эмоциональное реагирование, или, по-другому, эмоциональные реакции, выраженные в острой форме, – это то, что человек испытывает в той или иной ситуации. Они чем-то похожи на перемены настроения, однако длятся намного меньше.

Эксплозивность – это чрезмерная возбудимость больного, бурная реакция на различные события. Такая реакция, как правило, может проявиться даже без особого повода.

Эмоциональное застревание – это продолжительное состояние апатии, которое может не прекращаться в течение длительного времени и оказывать сильное влияние на поведение человека.

Обычно это происходит с людьми, которые долго таят на кого-то обиду, им сложно справиться с этим чувством. Оно начинает вредить им же изнутри.

Чувство потери чувств – какая бы это ни была тавтология, однако это ужасное состояние, при котором человек становится отстраненным.

Слух и интеллект

Дети, имеющие одновременно и нарушения слуха, и нарушения интеллекта, медленно осознают изменения в окружающем их пространстве, плохо осознают самих себя и крайне редко умеют контролировать свои эмоции, поступки и действия. Существует несколько видов совмещения данных нарушений:

  • Одно нарушение является врожденным, а одно – приобретенным (нарушение слуха врожденно, а нарушение интеллектуального развития приобретено в результате болезни или наоборот).
  • Оба нарушения являются врожденными.
  • Они приобретены в результате болезни или травмы.

Обучение школьников с нарушением интеллекта невозможно в обычных школах, так как им будет крайне сложно понимать задачи учителя и еще сложнее справляться с ними на должном уровне. Здесь нужен другой подход. Можно выделить два пути решения: первый – обучение на дому, второй – обучение в специализированном заведении.

Обучаясь на дому, ребенок с нарушениями слуха и интеллекта не будет чувствовать себя не в своей тарелке. Специалист найдет подход, сможет заинтересовать ученика и сделать учебный процесс легким, красочным и интересным. Обучение в специальных заведениях – тоже неплохой вариант.

Помимо правильного учебного процесса и надлежащего внимания специалистов ребенок получит навыки общения, научится контактировать с другими людьми, дружить, помогать и поддерживать.

Диагностика

Диагностика нарушения интеллекта и развития, в том числе и на ранних стадиях у детей, позволяет выявить отклонение в развитии умственных способностей и принять спектр важных мероприятий для устранения возможных причин и последствий. Условия для положительных результатов мероприятий:

  • Исходный уровень интеллекта.
  • Насколько значительно отклонение от нормы.
  • Правильно проведенная диагностика.
  • Анамнез и причины.

Для выявления исходного уровня, величины его отклонения и правильности проведения диагностики психиатрами используется ряд тестов.

Основные тесты, их особенности и различия

На начальном этапе жизни человека проводится оценка психомоторного и речевого развития. Оценка проводится путем наблюдением за ребенком. Оценивается развитие речи, способность различать цвет предметов и их размер, а также точность его движений. Для дошкольников и учеников обширно применяются психологические методики изучения персонального понимания поговорок, стихов и т. д.

  • Основным тестом диагностики нарушения интеллекта является методика Векслера, большинство его знает как коэффициент интеллекта.
  • Тест Айзенка. Следует понимать, что для правильного диагностирования отклонения интеллектуального нарушения необходимо проводить такие тесты только опытным врачам-психиатрам. Также важно понимать, что исследование должно проводиться только в динамике.

Способы лечения

Лечение нарушений интеллекта у взрослых и у детей будет значительно отличаться друг от друга в зависимости от стадии заболевания. Стоит понимать, что все сугубо индивидуально.

Существует специфическое лечение нарушения интеллекта – это терапия, направленная на устранение причин, которые привели к расстройству интеллекта. После выявление причин подбирается индивидуальная терапия для каждого пациента. Немаловажное значение в восстановлении интеллекта, независимо от того, были нарушения врожденными или приобретенными, имеет адаптация больного в социуме.

Для детей должна быть составлена специальная программа, включающая образовательные и воспитательные аспекты. Их необходимо обучить первостепенным навыкам, которые пригодятся им в обществе.

Нельзя забывать о том, что больной, страдающий от нарушения интеллекта, нуждается в поддержке тех, кто находится с ним рядом. Пациенту трудно осознать и понять некоторые ситуации, что угнетает еще больше, и он начинает понимать, что отличается от остальных. Именно поэтому важно давать таким людям всю свою любовь и понимание, тогда им станет гораздо проще.

Источник: https://FB.ru/article/381364/narushenie-intellekta---eto-osnovnyie-narusheniya-harakteristika-formyi-diagnostika-prichinyi-i-sposobyi-lecheniya

Симптомы умственной отсталости у взрослых

Аномалии характера при сохранности интеллекта

Люди с умственной отсталостью (другие названия – малоумие, интеллектуальная инвалидность, олигофрения) на протяжении длительного времени вызывали отчуждение у окружающих, и анамнез их заболевания исследовался недостаточно глубоко. Однако современная медицинская практика поменяла свою концепцию, акцентируя внимание не только на физиологических и психических особенностях таких больных, но и на их интересах и потребностях в обычной жизни. 

Необходимо отметить, что, невзирая на отождествление таких медицинских терминов, как «умственная отсталость» и «олигофрения», под которыми подразумеваются нарушения интеллектуального и психоэмоционального развития, первый имеет более широкие рамки.

Недоразвитость в данном случае может быть спровоцирована социальными и педагогическими аспектами воспитания.

Однако, и олигофрены, и умственно отсталые индивидуумы характеризуются одним общим признаком – неспособностью к самостоятельной адаптации в окружающем мире. 

Критерии и симптоматика УО

Под умственной отсталостью подразумевается устойчивое, трудно поддающееся обратимости замедление развития психической, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется наличием врожденных или приобретенных в процессе жизни патологий.

Существенные ограничения в навыках, которые сопровождают малоумие, влекут за собой проблемы в области адаптивного поведения человека. Это подразумевает собой низкую приспособленность личности к окружающей среде, трудности во взаимодействии с социумом.

Вопрос о наличии интеллектуальной инвалидности необходимо рассматривать в сочетании с индивидуальными особенностями человека.

Диагностируя данное психическое отклонение, следует также учитывать условия окружающей среды, в которой находится больной.

Именно она определяет не только адаптацию индивида в обществе, но и психологическую поддержку, в которой такие люди нуждаются на протяжении всей жизни.

Умственную отсталость у взрослого человека определяют следующие критерии:

  • дефицит интеллектуального развития. Он проявляется через трудности в ходе решения повседневных проблем, невозможность абстрактно мыслить, рассуждать, обучаться на основе полученного опыта;
  • низкий уровень адаптивного поведения. Заключается в невозможности приспособиться к общепризнанным в обществе культурным и социальным стереотипам. Люди с психической патологией мало или совсем не адаптированы к самостоятельной жизни, испытывают сложности в процессе общения, ведении общественной жизни. Поэтому они требуют регулярной помощи и поддержки окружающих;
  • затруднения в сфере интеллектуального воспитания и адаптивных возможностей у олигофренов развиваются в течение всего периода заболевания. Поэтому очень важно своевременно диагностировать заболевание, первые симптомыкоторого можно увидеть в раннем детстве. Дальнейшее биологическое, психологическое и социальное развитие ребенка необходимо построить таким образом, чтобы минимизировать усугубление патологии в более зрелом возрасте.

Кроме главных признаков, свидетельствующих о наличии умственной отсталости, специалисты отмечают вспомогательные, которые могут заметить окружающие больного люди:

  • неспособность решать математические и логические задачи, особенно если при этом необходимо дополнительно использовать чтение, речь и т. п. Концентрация внимания и памяти имеет невысокие показатели, что приводит к низкой степени обучаемости;
  • человек часто не понимает своих мыслей, не может внятно их выразить для окружающих. Возникают проблемы с общением – в связи с отсутствием необходимого опыта межличностных отношений ему тяжело сблизиться с окружающими, подружиться. Если это все же случается, что больной склонен к чрезмерной внушаемости и подчиненности посторонним людям;
  • низкий уровень самостоятельности – индивид может плохо ухаживать за собой, не способен организовать свой досуг, часто безответственно относится к работе, не умеет грамотно распоряжаться личными финансами; 
  • плохой контроль поведения. Вспышки агрессивности, раздражительности, злости могут возникнуть вследствие разных факторов – дискомфорта, который вызван коммуникативными трудностями или невозможностью выражения личных потребностей и желаний, социальной изолированности, общественной дискриминации и т.п.;
  • тяжелые случаи умственной отсталости у взрослых сопровождаются заторможенной моторикой, невнятной речью, низким уровнем словарного запаса;
  • ритм развития олигофренов замедленный, поэтому умственную отсталость легче всего определить в школьном возрасте ребенка;
  • в случае генетического синдрома интеллектуальной инвалидности больные имеют специфический внешний вид;
  • люди с данной патологией больше, чем остальные подвержены психическим, неврологическим и физическим расстройствам (проблемы со сном, ожирение, диабет и т. д.).

Причины возникновения психического отклонения

Среди факторов, которые влияют на возникновение психической патологии, выделяют следующие:

  • генетическая предрасположенность к заболеванию. Приблизительно в половине случаев олигофрения передается по наследству;
  • хромосомные нарушения, аномалии генов, их мутация вследствие излучения, инфекционных заболеваний, употребления матерью токсических веществ в период вынашивания плода;
  • тяжелая родовая деятельность, которая привела к травмам ребенка (особенно в случае повреждения головы), асфиксия, гипоксия головного мозга;
  • преждевременные роды;
  • заболевания инфекционного характера, поражающие центральную нервную систему;
  • недостаток воспитания, негативная атмосфера в семье, психологическая травма в раннем возрасте, позднее диагностирование заболевания и др.

Следует отметить, что единой причины возникновения умственной отсталости ученым найти на сегодняшний день не удалось. Как правило, возникновение заболевания связывают с несколькими неблагоприятными факторами, которые наступают одновременно или поочередно. 

Разновидности малоумия

В зависимости от характера возникновения различают два вида психической патологии:

  • врожденная;
  • приобретенная.

Врожденная олигофрения или, другими словами, непрогредиентный процесс – это патология, которая возникает во внутриутробном развитии плода или в связи с осложненной родовой деятельностью матери.

Ее признаки наблюдаются сразу после рождения ребенка.

Данный дефект психического развития почти не поддается коррекции, однако приблизить интеллектуальное развитие такого человека под установленные стандарты представляется возможным при условии своевременной и грамотной терапии. 

Приобретенная умственная отсталость – это вид патологии, при которой снижение уровня интеллекта происходит в определенный период жизни человека. Характерной ее особенностью выступает прогредиентное течение заболевания, при котором развитие и нарастание симптоматики происходит постепенно. 

Следующая классификация психического отклонения базируется на основе определения коэффициента интеллекта, который психотерапевт устанавливает с помощью специальных тестов. Диагностируя умственную отсталость в соответствии со степенью тяжести, специалисты различают следующие ее виды:

  • легкая;
  • умеренная (относительная);
  • тяжелая;
  • глубокая. 

Человек, который страдает легкой умственной отсталостью, неспособен к абстрактному мышлению, обладает кратковременной памятью. В данном случае имеет место нарушение функциональных умений (например, чтение, письмо, приготовление пищи и т. п.

). В социальных взаимосвязях с окружающими такие люди создают впечатление незрелых, поэтому нередко они подвергаются манипуляциям со стороны. При выполнении сложных жизненных вопросов и задач такой человек испытывает потребность в помощи.

Человек с умеренным малоумием нуждается в обязательном контроле. Не будучи способен справляться с повседневными задачами, он нуждается в непрерывной поддержке близких, которые вынуждены выполнять некоторые обязанности больного.

В социальной сфере основным инструментом которой является устная речь, больной чувствует себя некомфортно, его словарный запас беден, поэтому часто он не может правильно изложить свои мысли и требования.

Для образования благополучных межличностных отношений олигофрену необходимо постороннее коммуникативное содействие.

В повседневной, обычной жизни такие люди способны развить определенные навыки и умения исключительно в результате настойчивого, продолжительного обучения. 

Концептуальные навыки у людей с тяжелой умственной отсталостью характеризуются ограниченностью и локальностью. Они плохо воспринимают речь окружающих, не осознают таких понятий, как «число», «деньги», «время» и т. п.

Устная речь больного ограничена, поэтому состоит в основном из примитивных фраз, единичных слов. Такие люди концентрируются исключительно на том, что происходит вокруг них в настоящий момент.

Человек с тяжелой формой умственной отсталости имеет потребность в назначении ему опекуна, который осуществляет постоянный уход и наблюдение за ним (покупка продуктов и одежды, приготовление пищи, личная гигиена и прочее).

При глубокой форме психического отклонения отсталости человек практически утрачивает визуально-пространственные умения. К примеру, он может указать на определенный предмет, но не знает, как использовать его по предназначению. Функциональному применению вещей препятствуют сопутствующие существенные сенсорные и моторные отклонения.

Навыки больного с точки зрения восприятия речевых оборотов и жестикуляций окружающих очень ограничены, что создает проблемы общения в социуме. Базовые желания и эмоции такой человек выражает при помощи языка тела. При этом его сознание способно воспринимать только простые инструкции. Такой больной полностью зависим, и нуждается в постоянной опеке. 

Умственная отсталость и деменция

Отождествлять и взаимозаменять эти понятия ошибочно.

Как уже было сказано, олигофрения –  это задержка в развитии психики, которая вызвана патологическим изменением головного мозга, проявляется через нарушения интеллекта, и приводит к социальной неприспособленности.

А деменция – это возрастное слабоумие, которое имеет приобретенный характер, и заключается в постепенном, стойком снижении когнитивной (познавательной) деятельности, потерей полученных ранее знаний и навыков, с последующей невозможностью усвоения новых. 

Среди главных критериев, отличающих деменцию от олигофрении, выделяют такие (включая вышеизложенный):

  • УО – недоразвитие психики, а деменция – разрушение имеющихся функций психики, которое происходит в результате поражения головного мозга. Такое нарушение мозговой деятельности чаще всего наблюдается в старости. Однако психические расстройства возможны в молодом возрасте в результате аддитивного поведения (осознанное изменение сознания, зависимость); 
  • распад психики при деменции начинает прогрессировать по истечении определенного периода, на протяжении которого происходило нормальное, естественное развитие ребенка. К возрасту 3 года большая часть мозговых структур уже сформирована, поэтому диагностировать деменцию, в отличие от олигофрении, можно только начиная с этого возраста;
  • умственная отсталость характеризуется непрогрессивным (прогредиентным) течением, тогда как распад психики при деменции начинает усиливаться по истечению периода активного, нормального развития. Появившаяся в детском возрасте олигофрения не обладает прогрессирующим характером – развитие человека не останавливается полностью, а лишь замедляется его темп. При этом главное различие вышеуказанных психических отклонений – наличие интеллектуального дефекта, которые появляется только при диагнозе «деменция»; 
  • при деменции наблюдается неравномерность познавательных функций. В одной области мозга могут наблюдаться выраженные нарушения, при этом в другой прослеживается сохранность всей полученной ранее информации и навыков.

Необходимо отметить, что дифференцирование олигофрении и деменции в раннем возрасте (до 3 лет) крайне затруднительно.

Любое повреждение мозга может повлечь за собой распад или утрату психических функций, что может привести к общему отставанию в психическом развитии, кратковременному, постоянному или прогрессирующему.

Поэтому диагностировать заболевание должен только квалифицированный специалист, который обладает необходимыми знаниями и опытом.   

Развитие и лечение заболевания

У каждого человека УО развивается индивидуально. Своевременная диагностика дает возможность начать терапию на самом раннем этапе развития психического отклонения, что дает возможность положительного исхода терапии.

Перед оказанием помощи олигофрену необходимо учесть его индивидуальные особенности и потребности. Индивидуальный подход к каждому больному дает возможность подобрать ему максимально подходящий метод лечения. В зависимости от этого выделяют следующие методики терапии:

1. Медикаментозная. Она заключается в назначении препаратов, предотвращающих появление возможных психических расстройств (в случае, если необратимое поражение головного мозга еще не наступило), а также улучшению общего состояния внимания, памяти, восприятия.

Важную роль играет также витаминотерапия, которая способствует улучшению метаболических процессов в области центральной нервной системы.

В особо сложных случаях (грубые расстройства поведения, выраженные психозы, неврозы, затяжные депрессивные состояния) врач может принять решение о госпитализации больного в психиатрический или дневной стационар.

2. Немедикаментозная (психолого-педагогическая коррекция). Данная методика играет важную роль в социализации больного, интеграции его в общество.

С этой целью больной посещает специализированную школу, где у него имеется возможность приобрести навыки, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности.

Для больных с легкой формой психического отклонения важную роль играет комплексное психотерапевтическое лечение. 

Люди, которые страдают УО, крайне нуждаются в поддержке, помощи и понимании со стороны социума. В последнее время появляется все больше специализированных учреждений, где таким больным создают максимально благоприятные условия для их жизни и деятельности.

Проблема состоит в другом – отношение окружающих к олигофренам. Важно помнить одно: сформировать из умственно отсталого человека гармоничную, целостную личность можно только с помощью понимания, терпения, толерантности и настойчивости.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/psixicheskie-rasstrojstva/simptomyi-umstvennoj-otstalosti-u-vzroslyix

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: