Анатомия размножение человека

Конспект

Анатомия размножение человека

Размножение — это способность живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений. В природе существуют две формы размножения — бесполое и половое. При половом размножении участвуют два организма — материнский и отцовский. Человеку, как и большинству живых существ, свойственно половое размножение.

Размножение человека — физиологическая функция, необходимая для сохранения человека как биологического вида. Процесс размножения у человека начинается с зачатия (оплодотворения), т.е.

с момента проникновения мужской половой клетки (сперматозоида) в женскую половую клетку (яйцо, или яйцеклетку). Слияние ядер этих двух клеток — начало формирования нового индивида. Человеческий зародыш развивается в матке женщины во время беременности, которая длится 9 месяцев.

В конце этого периода матка начинает самопроизвольно ритмически сокращаться, сокращения становятся все сильнее и чаще; амниотический мешок (плодный пузырь) разрывается и, наконец, через влагалище «изгоняется» зрелый плод — рождается ребенок. Вскоре отходит и плацента (послед).

Весь процесс, начиная с сокращений матки и кончая изгнанием плода и последа, называется родами.

Внутриутробное развитие организма человека начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением ребенка.

Оплодотворение

Слияние сперматозоида и яйцеклетки (оплодотворение) происходит обычно в маточной трубе.

Сперматозоиды попадают во влагалище во время полового акта, они самостоятельно продвигаются по женской половой системе и через 1,5—2 ч попадают в маточные трубы.

При встрече с яйцеклеткой сперматозоид прикрепляется к ней, акросомальные ферменты растворяют её оболочки, и гаплоидное ядро сливается с ядром яйцеклетки.

После проникновения сперматозоида образуется оболочка, препятствующая проникновению в яйцеклетку других сперматозоидов. Образовавшаяся диплоидная зигота продвигается по направлению к матке и делится, в результате чего возникает комочек из мелких, внешне недифференцированных клеток.

Зародыш в течение 4—5 дней спускается по маточной трубе в матку, несколько дней остаётся в ней и на 7-й день внедряется в её богатую кровеносными сосудами слизистую оболочку. В этот период продолжается деление клеток зародыша, вокруг него образуются зародышевые оболочки и происходит дифференцирование клеток в первичные ткани.

Наружная зародышевая оболочка (хорион) несёт ворсинки, с помощью которых зародыш внедряется в слизистую оболочку стенки матки. На 9-й неделе внутриутробного развития образуется плацента (детское место) — дисковидный орган, осуществляющий связь между организмом матери и зародышем в период беременности.

С этого момента развивающийся организм называется плодом.

Через плаценту устанавливается тесный контакт между кровеносными системами плода и матери: через тонкие стенки капилляров питательные вещества и кислород поступают из крови матери в кровь зародыша, одновременно в кровь матери переходят продукты жизнедеятельности плода.

В плаценте вырабатываются некоторые гормоны, влияющие на организм матери. Продолжительность внутриутробного развития (беременности) у человека составляет девять месяцев (270—280 дней). Во время беременности под действием прогестерона происходит подготовка молочных желёз к выкармливанию ребёнка.

 К моменту рождения плод имеет рост 50-55 см и массу тела — 3000-3500 г.

Роды

По истечении срока внутриутробного развития плод изгоняется из матки в процессе родов. В подготовке и осуществлении родов участвуют центральная и периферическая нервные системы, гормоны и другие биологически активные вещества, нервно-мышечный аппарат самой матки.

Роды начинаются схватками, в результате которых расширяется шейка матки, чтобы обеспечить прохождение через неё плода.

После раскрытия шейки матки к схваткам присоединяются потуги — сокращения мышц брюшного пресса и диафрагмы, возникающие рефлекторно и непроизвольно.

Одновременное повышение внутриматочного давления (схватки) и внутрибрюшного давления (потуги) способствует тому, что плод устремляется в родовые пути. Первые 12 ч за счет сокращений матки он продвигается вниз к шейке матки, шейка расширяется, плод может пройти через нее.

В это время происходит разрыв амниона, жидкость выходит из организма матери. После отхождения вод схватки стихают. Через 15-20 мин, когда мускулатура матки приспосабливается к уменьшенному объему, схватки возобновляются. В последующие 20-60 мин плод проходит через шейку матки и влагалище и рождается.

С первым криком новорождённый ребёнок начинает дышать атмосферным воздухом. После прекращения пульсации сосудов пуповину, соединяющую ребёнка с плацентой, перевязывают и перерезают. Через 10—15 мин после рождения ребёнка в результате сокращений матки рождается послед — плацента с плодными оболочками.

Послеродовое развитие организма человека
(постэмбриональный онтогенез)

Физиологи условно делят человеческую жизнь на большие возрастные периоды: детский — от рождения до начала периода полового созревания (примерно до 13 лет); подростковый — от начала полового созревания до 16 лет у девочек и до 18 лет у мальчиков; юношеский — до 25—26 лет; взрослый — до 40 лет у женщин и до 45 лет у мужчин; зрелый — до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин; пожилой — до 75 лет у женщин и мужчин; старческий — свыше 75 лет. Такая периодизация основана частично на биологических и частично на социальных признаках.

Детский период подразделяется на период новорождённости, который продолжается от рождения до 4-х недель жизни; грудной (младенческий) период (до 1 года) — период максимально быстрого роста и развития.

В ясельный период (раннего детства) (от 1 года до 3-х лет) и дошкольный период (от 3 до 7 лет) продолжаются процессы роста и формирования организма, движения ребёнка становятся более согласованными, быстро развиваются речь и мышление.

В младший школьный период (от 7 до 12 лет) формируются мелкие мышцы кисти руки. Дети обучаются грамоте, чтению, у них развивается логическое мышление.

Онтогенез человека заканчивается смертью. Смерть — необратимое прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого гибель индивидуума как обособленной живой системы.

Это конспект 8 класса по теме «Размножение и развитие организма человека». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/

Размножение организмов

Анатомия размножение человека

Размножение – присущее всему живому свойство воспроизведения себе подобных. Размножение обеспечивает преемственность и непрерывность жизни.

Выделяют две основные формы размножения: бесполое и половое.

Бесполое размножение

Бесполое размножение осуществляется только одной родительской особью без участия половых клеток. Появление дочернего организма происходит из соматических клеток.

Важно заметить, что обычно потомству передаются только мутации, которые происходят в половых клетках (гаплоидных – n). Однако в случае бесполого размножения потомству передаются мутации в соматических клетках (диплоидных – 2n).

Наиболее распространено бесполое размножение у бактерий, грибов и растений, встречается и у животных. Существует несколько способов бесполого размножения:

  • Деление
  • Делением материнской клетки на дочерние размножаются все бактерии и простейшие (амеба, эвглена зеленая, инфузории, водоросли).Обратите внимание, что у ядерных организмов (эукариот) деление клетки подразумевает митоз, а у доядерных (прокариот) – простое бинарное деление (такая разница связана с отсутствием у прокариот ядра).Часто бесполое размножение помогает быстро увеличить численность вида, оно активируется при благоприятных условиях среды. Осенью, при наступлении неблагоприятных условий становится активно половое размножение.

  • Споруляция (греч. spora – посев)
  • Споруляция подразумевает размножение с помощью специализированных клеток – спор. Эта форма размножения распространена у растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей и плаунов), грибов и некоторых простейших (споровики – малярийный плазмодий).У одноклеточной зеленой водоросли – хламидомонады, споры имеют жгутики, вследствие чего называются зооспорами. У растений процесс образования спор происходит в обособленных мешковидных образованиях – спорангиях. Споры покрыты защитной оболочкой, служат для размножения и расселения растений и грибов.Помимо этого, споры грибов и простейших помогают им пережить влияние неблагоприятных факторов внешней среды, например пересыхание водоема. При наступлении благоприятных условий грибы и простейшие освобождаются от спор и продолжают рост и развитие.

  • Вегетативное размножение – развито у растений
  • Вариантов вегетативного размножения у растений – масса, им посвящена отдельная статья. Растения размножают с помощью клубнелуковиц, клубней, корнеплодов, корневищ, усов, отводок, черенков, луковиц, делением кустов. Прививка – также является вариантом вегетативного размножения.В случае вегетативного размножения дочерний организм представляет собой генетическую копию материнского организма, а также имеет шанс унаследовать мутации в соматических клетках.

  • Почкование
  • У некоторых животных дочерние организмы могут появляться из группы клеток – прямо на теле родительской особи. В этом случае небольшой участок тела отделяется от родительского организма и развивается самостоятельно.Почкованием размножаются многие кишечнополостные, например – пресноводный полип – гидра.

  • Фрагментация
  • Некоторые живые существа в ходе эволюции развили поразительную способность к регенерации (лат. re – вновь и genus – поколение) – замещению утраченной части организма.У молочной планарии способность к регенерации развита настолько, что, если разделить ее на несколько частей, то из каждой части восстановится полноценный организм.

  • Клонирование
  • Является искусственным методом размножения, которым занимается отдельное направление биологии – биотехнология. Клоном называют дочернюю особь, идентичную в генетическом отношении родительской особи.На настоящий момент бурно развивается направление выращивания искусственных органов, которые могут заменить “естественные” органы, утратившие вследствие болезней свои физиологические и анатомические свойства.

Половое размножение

Осуществляется с помощью особых половых клеток (гамет). Имеет огромное эволюционное значение, так как в результате него образуются особи с новыми комбинациями генов, новыми признаками. Такие особи являются материалом для естественного отбора.

В результате бесполого размножения появляются генетические копии материнских организмов, которые содержат точно такой же набор генов в ДНК. В этом случае при изменении условий среды, если погибает одна особь, рискуют погибнуть все “генетические копии”, так как они не обладают разнообразием, имеют одинаковый генотип, а значит одинаково не приспособлены.

Половое размножение в схожих условиях выигрывает значительно, так как создает генетическое разнообразие.

В ходе гаметогенеза у мужских и женских особей образуются половые клетки (гаметы): сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). При оплодотворении происходит их слияние, образуется зигота (2n). Далее следует эмбриональный период развития, который переходит в постэмбриональный.

У ряда организмов существуют свои особые варианты полового процесса. Таким является процесс конъюгации у инфузорий. Конъюгация (лат. conjugatio – соединение) сопровождается обменом ядер между клетками партнеров при их непосредственном контакте.

Важно заметить, что это пример полового процесса без размножения, так как увеличения числа особей не происходит. Однако две разошедшиеся клетки после конъюгации содержат новые комбинации генов, что в дальнейшем приведет к развитию новых признаков и появлению новых свойств у их потомства.

Партеногенез (греч. παρθένος — дева, девица, девушка + γένεσις — возникновение) – одна из форм полового размножения, так называемое “девственное размножение”.

При партеногенезе дочерний организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки. Несмотря на то, что в этом процессе не участвует мужская половая клетка, партеногенез относят к половому размножению, так как дочерний организм развивается из половой клетки – яйцеклетки.

Партеногенез выполняет важную функцию регуляции соотношения полов у пчел: из неоплодотворенной яйцеклетки развиваются самцы, из оплодотворенной – самки. Партеногенез встречается также у муравьев, термитов, тлей.

Говоря о половом размножении нельзя не упомянуть интересное явление в природе – гермафродитизм. Это явление заключается в наличии у особи как мужских, так и женских половых органов (назван по имени мифического обоеполого существа – Гермафродита). Аналогичное явление у растений называется однодомностью: и мужские, и женские цветки в таком случае расположены на одном растении.

Очевидно, что особи гермафродиты вырабатывают два типа половых клеток: и сперматозоиды (мужские гаметы), и яйцеклетки (женские гаметы). Гермафродитизм чаще встречается у низших, более примитивных животных. Гермафродитами являются многие черви, моллюски, кишечнополостные.

Источник: https://studarium.ru/article/134

Размножение и развитие человека

Анатомия размножение человека

Воспроизведение себе подобных у человека происходит при помощи полового размножения, хотя случай образования одно яйцевых близнецов, когда зародыш на ранних стадиях дробления разделяется на два организма, следует рассматривать как вариант бесполого размножения. Новый человек образуется при слиянии половых клеток — гамет, образующихся в половых железах: яйцеклеток — в яичниках, сперматозоидов — в семенниках.

Мужская половая система

В состав мужской половой системы входят половые органы: внутренние — семенники, семявыносящие протоки, предстательная железа, семенные пузырьки, и наружные — половой член и мошонка. Парные семенники (яички) расположены в мошонке — кожно-мускульном мешочке, расположенном вне тела.

Во время эмбрионального развития мальчика семенники закладываются и развиваются в нижней части брюшной полости и опускаются в мошонку незадолго до рождения или вскоре после него.

Расположение яичек вне полости тела связано с тем, что нормальное созревание сперматозоидов (сперматогенез) происходит только при пониженной температуре. Семенники имеют длину 3-4 см и массу около 20 г каждый.

Семенник состоит из семенных канальцев, в которых с периода половой зрелости и практически до конца жизни мужчины образуются в огромных количествах сперматозоиды. В среднем в секунду вырабатывается по 1500 сперматозоидов, и общее их число в течение жизни мужчины составляет около 8*1011.

Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыводящий проток, а затем смешиваются с секретами простаты и семенных пузырьков, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена.

Женская половая система

Женская половая система включает в себя внутренние (яичники, яйцеводы, матка и влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор) половые органы. Парные яичники находятся в брюшной полости в области малого таза. Они имеют длину 3-4 см и массу около 7 г каждый.

Предшественники яйцеклеток закладываются в организме будущей девочки еще во время ее эмбрионального развития. К моменту рождения девочки их число составляет несколько тысяч штук, и они называются ооцитами первого порядка. Каждый ооцит окружен эпителиальными клетками, образующими пузырек, называемый фолликулом.

Дальнейшее созревание яйцеклеток происходит именно в фолликулах, причем полной зрелости достигают лишь 350-400 яйцеклеток. Период, в течение которого женщина способна к размножению, длится около 30 лет, после чего активность яичников прекращается.

По мере созревания ооцита эпителий фолликула разрастается и в нем появляется полость, заполненная жидкостью. Раз в 28 дней (в среднем) стенка яичника разрывается в том месте, где изнутри к ней прилежит фолликул, и яйцеклетка выходит в брюшную полость, откуда через бахромчатую воронку попадает в яйцевод (маточную трубу).

Этот процесс называется овуляцией. Момент овуляции сопровождается повышением температуры в прямой кишке на 0,5°С. Обычно овуляция происходит поочередно то в левом, то в правом яичнике.

В это же время на месте лопнувшего фолликула развивается временная железа внутренней секреции — желтое тело, где вырабатывается гормон прогестерон. Если яйцеклетка будет оплодотворена, то есть наступит беременность, то прогестерон будет обеспечивать ее протекание.

Если же беременность не наступила, то желтое тело на 13-14-ый день после овуляции прекращает выделение прогестерона и разрушается.

В это время разросшаяся под действием прогестерона слизистая оболочка матки отторгается, при этом лопаются довольно крупные кровеносные сосуды, начинается менструация.

После того как яйцеклетка попала в яйцевод, она начинает продвигаться по направлению к матке за счет сокращения гладких мышц яйцевода, а также движения ресничного эпителия его стенок. В яйцеводе происходит окончательное созревание яйцеклетки, и здесь она может быть оплодотворена сперматозоидом. Если оплодотворения не произошло, то яйцеклетка выходит в полость матки, где разрушается.

Оплодотворение

Оплодотворением называется процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида, когда сливаются их гаплоидные ядра и образуется зигота — клетка с диплоидным ядром, которая и дает начало новому организму. У человека нормальное оплодотворение происходит в верхней трети яйцевода.

Оптимальные сроки для оплодотворения — 12 часов после овуляции. При одном выбросе сперматозоидов (эякуляции) во влагалище попадает около 200 миллионов сперматозоидов, однако в полость матки их проникает гораздо меньше, и лишь несколько сотен доходят по яйцеводу до спускающейся им навстречу яйцеклетки.

Множество сперматозоидов окружает яйцеклетку, и поверхность их головок вступает в контакт с ее оболочками. При этом сперматозоиды выделяют фермент, увеличивающий проницаемость оболочек яйцеклетки.

Наконец одно ядро сперматозоида проникает в цитоплазму яйцеклетки, и вокруг нее образуется особая оболочка, препятствующая проникновению других сперматозоидов. Образовавшаяся зигота начинает дробление еще в яйцеводе.

Развитие человеческого зародыша

Индивидуальное развитие человека (онтогенез) подразделяют на два крупных периода: эмбриональный и постэмбриональный. Эмбриональный период продолжается от момента оплодотворения до рождения ребенка и длится около 280 суток (40 недель). Рассмотрим его более подробно.

Дробящаяся зигота продвигается по яйцеводу, формируется бластула, и на шестые сутки после оплодотворения бластула попадает в матку. Около суток зародыш находится в полости матки, а на седьмые сутки внедряется в ее стенку — происходит имплантация. В этот же период происходит гаструляция, т. е.

образуются зародышевые листки, и закладываются внезародышевые органы — аллантоис, желточный мешок, амнион и хорион. Из аллантоиса и хориона в дальнейшем образуется плацента, которая связывает эмбрион с сосудистой системой материнского организма.

Желточный мешок временно выполняет кроветворные функции, кроме того, в его стенках закладываются первичные половые клетки, перемещающиеся затем в зачатки половых желез. Амнион представляет собой защитный мешок, заполненный жидкостью. В нем зародыш развивается все девять месяцев, только в начале родов он разрывается.

На 14-15 сутки образуется непосредственный контакт между ворсинками хориона и сосудами слизистой матки -— начинается образование плаценты, которое заканчивается к концу 8-ой недели внутриутробного развития. Плацента представляет собой диск, часть которого образуется из слизистой оболочки матки (материнская часть), а часть — из ворсинчатого хориона (детская часть).

В плаценте кровь матери и плода не смешивается, и обмен происходит через тончайший эпителий сосудов. Все время внутриутробного развития плод получает из крови матери питание, кислород, гормоны и пр., а в обратном направлении из плода в организм матери проходят продукты обмена, предназначенные для выделения. Кроме того, плацента является временной железой внутренней секреции: из клеток хориона выделяются гормоны, необходимые для нормального течения беременности.

К концу 8-ой недели заканчивается закладка всех органов, происходит дифференцировка всех систем: кровеносной, пищеварительной, нервной, выделительной. В этот период зародыш имеет массу 5 г и длину около 4 см.

Начиная с 9-ой недели и до 40-ой, когда беременность заканчивается родами, происходит развитие и рост всех систем плода. На 5-ом месяце мать начинает ощущать движения плода, хотя двигаться он начинает несколько раньше. К моменту завершения эмбрионального периода, т.е.

к родам, плод имеет массу около 3 кг и длину около 50 см.

Процесс родов регулируется рядом гормонов. Во время беременности уровень эстрогенов в материнской крови постоянно растет. Эстрогены повышают чувствительность матки к окситоцину, стимулирующему сокращения ее мышц.

В норме через 40 недель беременности шейка матки расслабляется, а остальные мышцы матки под действием окситоцина начинают концентрически сдавливать амниотический мешок, выталкивая плод.

При этом стимулируются многочисленные механорецепторы шейки матки и влагалища, их возбуждение передается в мозг и приводит к еще более сильному выбросу окситоцина. Таким образом, родовая деятельность поддерживается до полного изгнания плода и плаценты.

Когда новорожденный делает первый в своей жизни крик, его легкие наполняются воздухом, и он начинает дышать самостоятельно. После этого плацента разделяется, и ее детская часть с оболочками плода также выходит наружу. На этом заканчивается эмбриональный период развития человека.

Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/geografiya/razmnozhenie-i-razvitie-cheloveka.html

Лекция 11. Размножение и развитие человека

Анатомия размножение человека

Половое размножение у человека связано с образованием и слиянием половых клеток: женской яйцеклетки и мужской — сперматозоида.

После слияния гаплоидных клеток образуется диплоидная зигота, из которой развивается новый организм. Половые клетки образуются в гонадах — половых железах.

Половые железы у мужчин представлены парными семенниками (яичками) и придаточными железами — предстательной железой, семенными пузырьками, купферовой железой (рис. 249).

Рис. 247. Строение семенника:
1 — оболочка семенника; 2 — долька яичка; 3 — извитые канальцы; 4 — семявыносящий проток.

Семенники — округлые образования диаметром 4-6 см. Расположены вне брюшной полости, в мошонке, где температура на 2-3˚С ниже, что необходимо для нормального сперматогенеза. Семенники покрыты плотной оболочкой, на задней части утолщение — средостение, от которого отходят перегородки, делящие семенник на дольки (рис. 247).

В каждом семеннике около 1000 семенных канальцев, в зачатковом эпителии которых образуются сперматозоиды. Есть и эндокринные, лейдиговы клетки, образующие гормоны. За питание развивающихся гамет отвечают клетки Сертоли. Сперматиды претерпевают фазу дифференциации на той стороне клетки Сертоли, которая обращена в просвет канальца и становятся сперматозоидами.

Процесс образования каждого сперматозоида составляет около 70 дней (рис. 248).

Рис. 248. Сперматогенез:
1 — клеткаСертоли; 2 — ядро клетки Сертоли; 3 — сперматогонии; 4 — сперматоциты 1-го порядка; 5 — сперматоциты 2-го порядка; 6 — сперматиды в период формирования; 7 — лейдиговы клетки.

Длина сперматозоида около 60 мкм. Различают головку, в которой находится ядро и акросома, шейку, содержащую центриоли, промежуточный отдел с митохондриями, жгутик для передвижения (рис. 249).

В акросоме содержатся ферменты, которые разрушают оболочки яйцеклетки. Для оплодотворения необходимо определенное количество сперматозоидов.

Сперматозоиды по системе канальцев транспортируются в семявыносящий проток, где смешиваются с семенной жидкостью, вырабатываемой предстательной железой и семенными пузырьками.

Рис. 249. Мужской таз:
1 — семенной пузырек; 2 — предстательная железа; 3 — прямая кишка; 4 — анальное отверстие; 5 — купферова железа; 6 — мошонка; 7 — головкаполового члена; 8 — яичко (семенник); 9 — придаток семенника; 10 половой член; 11 — мочеиспускательный канал; 12 — семявыносящий проток; 13 — лобковая кость; 14 — мочевой пузырь.

Лейдиговы клетки вырабатывают гормоны, влияющие на развитие вторичных половых признаков, половое поведение.

Женская половая система

Женская половая система состоит из парных яичников, фаллопиевых труб, матки, влагалища и наружных половых органов (рис. 250). Яичники — парные образования 3,5х2 см, расположены в полости таза. Состоят из наружного коркового и внутреннего мозгового слоя. В них образуются яйцеклетки и гормоны.

Рис. 250. Женский таз:
1 — яичник; 2 — яйцевод(маточная труба); 3 — матка; 4 — мочевой пузырь; 5 — лобковая кость; 6 — лобок; 7 — мочеиспускательный канал; 8 — клитор; 9 — малая срамная губа; 10 — большая срамная губа; 11 — влагалище; 12 — мышцы промежности; 13 — прямая кишка; 14 — шейка матки.

Менструальный цикл

Под действием фолликулостимулирующего гормона аденогипофиза один из фолликулов начинает развиваться и выделять эстроген. Эстроген подавляет выделение ФСГ аденогипофизом. Зрелый фолликул, называемый граафовым пузырьком, достигает 1 см в диаметре, лопается и овоцит 2-го порядка попадает в фаллопиеву трубу (рис. 251). Оплодотворение яйцеклетки возможно лишь первые 24 часа после овуляции.

Рис. 251. Развитие яйцеклетки и начальные стадии развития эмбриона:
1 — яичник с развивающимся фолликулом, 2 — овуляция, 3 — воронка маточной трубы, 4 — оплодотворение, 5 — зигота, 6 — два бластомера, 7 — бластоциста, 8 — трофобласт, 9 — эмбриобласт, 10 — шейка матки.

Если оплодотворение произошло, то из зиготы развивается бластоциста, которая через восемь дней после овуляции погружается в слизистую матки и клетки трофобласта секретируют хорионический гонадотропин, который поддерживает и усиливает работу желтого тела. Клетки лопнувшего фолликула превращаются в желтое тело, которое вырабатывает прогестерон и немного эстрогена, которые подавляют синтез ФСГ и ЛГ аденогипофизом и поддерживают слизистую матки.

Рис. 252. Секрецияполовых гормонов фолликулом и желтым телом; толщина эндометрия на протяжении менструального цикла.

Если оплодотворения не произошло, то через 14 дней желтое тело разрушается, вновь выделяются ФСГ и ЛГ и отторгается слизистая матки (рис. 252). Начинаются месячные, начинается новый 28-дневный цикл, состоящий из менструальной фазы (1-5 дни), пролиферативной фазы (6-14 дни), секреторной фазы, которая начинается после овуляции (15-28 дни).

Клетки трофобласта образуют наружную оболочку — хорион. В эмбриобласте появляются две полости — амнион и желточный мешок (рис. 253).

Амнион (водная оболочка) окружает развивающийся зародыш, защищая его от механических повреждений. Желточный мешок не содержит питательных веществ, рудиментарный орган.

Из задней кишки развивается аллантоис, он приходит в соприкосновение с хорионом, образуется хориоаллантоис, из которого сформируется плацента.

Рис. 253. Развитие зародышевых оболочек:
1 — эктодермазародыша; 2 — амниотическая полость; 3 — желточный мешок; 4 — ворсинки хориона; 5 — аллантоис.

Плаценту с зародышем связывает пуповина, в которой проходит одна пупочная вена, несущая артериальную кровь к эмбриону и две пупочных артерии, несущих венозную кровь к плаценте. Кровь матери и плода не смешивается.

Через плацентарный барьер проходят многие вещества: вода, кислород, углекислый газ, глюкоза, аминокислоты, простые белки, витамины, гормоны, антитела, соли, липиды. Но проходят и вирусы, токсины, бактерии, лекарства.

Зародыш во время своего развития крайне чувствителен к лекарственным препаратам, алкоголю, никотину, инфекционным заболеваниям матери, избытку гормонов в организме матери. Все эти факторы могут привести к различным нарушениям в обмене веществ эмбриона, к различным уродствам и аномалиям.

К моменту рождения под действием окситоцина нейрогипофиза происходит сокращение матки, и ребенок по родовым путям выталкивается наружу. В это время происходит разрыв амниотического мешка, отходят околоплодные воды. Появляется самостоятельное дыхание, пуповина перевязывается и перерезается.

 Пименов Анатолий Валентинович.
(Учитель биологии МОУ «Физико-технический лицей №1», г. Саратов)

Источник: https://sbio.info/lections/human/lektsija_11_razmnozhenie_i_razvitie_cheloveka

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоуважению. Ребенок хорошо идет и овладевает различными способами манипулирования с предметами. Появляются двигательные навыки. В процессе игры ребенок подражает действиям взрослых.

Дошкольный период (от 3 до 7 лет)

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к окружающему миру. Любознательность, период вопросов – так можно назвать этот период. Растет и формируется головной мозг и формируется внутренняя речь. Ребенок активно играет, разговаривает сам с собой (формирование речи). Подвижные игры формируют мышечный аппарат.

Школьный период (от 7 до 17 лет)

Перестраиваются все органы и системы. Сложный период поступления в школу. Ребенок овладевает письмом, узнает много нового об окружающем мире, усваивает опыт, накопленный многими поколениями людей. Обучение ускоряет развитие навыков и способностей.

Коллективное воздействие в общественной работе, трудовом воспитании, спорте – тоже создает условия для развития гармоничной личности. С 11 лет ребенка называют подростком. Перестройка организма связана с половым созреванием. Развитие мускулатуры спины и груди. Увеличение массы тела, развитие вторичных половых признаков.

В последние десятилетия во всех экономически развитых странах ускорились темпы физического и полового развития детей, получившего название акселерация.

Источник: http://ebiology.ru/razmnozhenie-i-razvitie-cheloveka/

5.2.4. Размножение и развитие организма человека

Анатомия размножение человека

внутренние мужские половые органы:

       •   половые железы — яички;

       •   придатки яичка, где накапливаются зрелые сперматозоиды;

       •   семенные пузырьки, семявыносящие протоки;

       •   предстательная и куперова железы, образующие секреты, создающие определенную химическую среду для сперматозоидов.

Яичко представляет собой парную половую железу, располагающуюся в мошонке.

Яички имеют овальную форму и достигают веса 20—30 г, покрыты плотной соединительнотканной оболочкой и содержат канальцы общей длиной до 300—400 м, в которых в течение всей жизни образуются сперматозоиды.

Яичко крепится посредством семенного канатика, образованного мышцами, фасциями, нервами, кровеносными и лимфатическими сосудами, семявыносящими протоками. На заднем крае каждого яичка — придаток.

Сперма — сперматозоиды вместе с секретом придаточных желез.

наружные мужские половые органы:

       • мошонка, в которой находятся яички и их придатки, представляет собой выпячивание стенки тела, куда спускаются яички накануне или вскоре после рождения;

       • половой член, или пенис, служащий для введения спермы в половые пути женщины.

Внутренние половые органы выполняют эндокринные функции. В канальцах семенников помимо сперматогенного эпителия находятся поддерживающие и интерстициальные клетки, одна из функций которых — образование мужского полового гормона тестостерона. Предстательная железа секретирует также гормоны, регулирующие обмен веществ в клетках — простагландины.

Женская половая система делится на:

внутренние женские половые органы, расположенные в малом тазу, включают:

половые железы — яичники. Яичник — парный орган, располагающийся по обеим сторонам от матки. Масса яичника составляет 5—8 г, длина колеблется от 2,5 до 5 см. В яичнике происходят образование и созревание женских половых клеток.

В своем положении яичник удерживается собственной и подвешивающей связками яичника. Кроме того, орган прикрепляется к широкой связке матки при помощи брыжейки яичника, образуемой у его заднего края брюшиной. Выпуклый свободный край яичника обращен назад, к тазовой поверхности крестца.

Яичники, подобно семенникам у мужчин, выполняют две функции:

       • образование половых клеток (яйцеклеток);

       • выработка половых гормонов (женских), поступающих в кровь.

Яичники содержат ооциты I порядка, окруженные слоем эпителиальных клеток, — фолликулы (граафовы пузырьки). У новорожденной девочки к моменту рождения в обоих яичниках содержится 800 тыс. — 1 млн фолликулов.

Большая часть их погибает, и ко времени наступления половой зрелости сохраняются только 400—500 первичных фолликулов.

По мере созревания ооцит претерпевает два мейотических деления, стенка фолликула лопается, и зрелая яйцеклетка выходит в брюшную полость — происходит овуляция. Оттуда она с током жидкости попадает в маточную трубу.

Отверстие маточной трубы окружено бахромой, отростки которой, а также слизистая оболочка трубы покрыты ресничным эпителием. Благодаря движению ресничек эпителия и перистальтическим движениям стенок трубы яйцеклетка засасывается в трубу и продвигается в сторону матки.

На месте бывшего фолликула в яичнике образуется желтое тело, выполняющее эндокринные функции (секретирует гормон прогестерон, вызывающий изменения в матке по подготовке к беременности).

Если оплодотворения не происходит — яйцеклетка разрушается, желтое тело погибает, на его месте образуется соединительнотканный рубец. Происходит менструация — выведение остатков неоплодотворенной яйцеклетки вместе с кровью (отслоение внутреннего слизистого слоя матки).

В ячнике начинается подготовка к оплодотворению новой яйцеклетки, цикл повторяется с периодом 28 дней.

маточные трубы;

матку;

влагалище.

наружные женские половые органы располагаются в переднем отделе промежности, в области мочеполового треугольника и состоят из:

       • больших и малых половых губ;

       • клитора — небольшого по размерам органа, по строению сходного с пенисом;

       • луковиц преддверия влагалища и больших желез преддверия.

Молочная железа, или грудь, является парным органом, располагающимся на поверхности большой грудной мышцы на уровне III—IV ребер и функционально тесно связанным с органами половой системы.

Форма желез зависит от количества содержащейся в них жировой ткани.

На поверхности среднего отдела железы хорошо заметен пигментированный околососковый кружок, в центре которого располагается сосок молочной железы.

Тело молочной железы половозрелой женщины образовано отдельными дольками в количестве 15—20. Дольки отделяются друг от друга прослойками, образованными рыхлой соединительной и жировой тканью. На вершине соска открываются выводные млечные протоки желез. Перед устьем млечные протоки расширяются, образуя млечные синусы. В синусах скапливается вырабатываемое железами молоко.

Эмбриональное развитие человека.

Если происходит оплодотворение яйцеклетки в маточной трубе, то здесь же начинает развиваться зародыш, и осуществляются первые деления дробления зиготы.

Спустя несколько дней зародыш спускается в полость матки, где и прикрепляется к ее стенке, происходит имплантация.

Матка представляет собой полый мышечный орган с эластичными стенками. Ее функция состоит в обеспечении развития зародыша с последующим выталкиванием его наружу во время родов.

Полость матки выстлана эпителием, который, разрастаясь, вместе с внезародышевой частью эмбриона образует детское место, или плаценту.

Через плаценту зародыш снабжается необходимыми питательными веществами и кислородом, поскольку кровеносные сосуды матки и эмбриона здесь объединяются.

К концу третьей недели развития зародыш вступает в стадию органогенеза, во время которой формируются основные системы органов: нервная, пищеварительная, кровеносная.

В этот период зародыш крайне чувствителен к разного рода неблагоприятным воздействиям — лекарственным препаратам, алкоголю, никотину, инфекциям.

Например, заболевание краснухой между 4—12-й неделями беременности может привести к нарушению формирования сердца у зародыша, органов зрения, слуха и др. В последующие сроки беременности происходят рост и дальнейшая дифференцировка органов и тканей.

Зародыш окружен оболочками и соединен с телом матери пуповиной, в которой проходят кровеносные сосуды. Зародышевые оболочки являются провизорными органами — временными органами зародыша, выполняющими функции питания, дыхания, кроветворения, выделения и защиты.

Роды происходят примерно через 270 дней после оплодотворения яйцеклетки. Этот сложный процесс регулируется рядом гормонов. Главную роль играет усиление секреции гормонов корой надпочечников плода, что повышает чувствительность матки к другим гормонам, вызывающим ее сокращение.

Развитие организма человека.  

В развитии зародыша человека выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.

Эмбриональный период  (в среднем 280 сут.) делится на начальный, зародышевый и плодный периоды.

Начальный период  – 1-я неделя развития. В этот период происходит формирование бластулы и ее прикрепление к слизистой матки.

Зародышевый период  – 2-я – 8-я недели. Кровь матери и плода не смешивается. Органы начинают закладываться к концу 3-й недели. На 5-й неделе образуются зачатки конечностей, на 6—8-й неделях глаза смещаются к передней поверхности лица, черты которого начинают обозначаться. К концу 8-й недели закладка органов заканчивается и начинается формирование органов и систем органов.

Плодный период  – с 9-й недели до рождения. Головка и туловище формируются к концу 2-го месяца. На 3-м месяце формируются конечности. На 5-м месяце начинаются шевеления плода, к концу 6-го месяца заканчивается формирование внутренних органов. На 7—8-м месяцах плод жизнеспособен. На 40-й неделе наступают роды.

Постэмбриональный период  развития ребенка включает следующие периоды: новорожденности  – первые 4 недели после рождения; грудной – с 4-й недели до 1 года;

ясельный  – от 1 до 3 лет; дошкольный  – с 3 до 6 лет; школьный  – с 6—7 до 16—17 лет.

Тематические задания

В1. Установите правильную последовательность периодов развития человека

A) ясельный 

Б) дошкольный 

B) новорожденности

Г) грудной  

Д) школьный

В2. Определите последовательность процессов, происходящих при образовании плода человека

A) бластуляция

Б) оплодотворение

B) гаструляция

Г) дифференциация тканей и органов

Источник: https://biology100.ru/index.php/materialy-dlya-podgotovki/chelovek-i-ego-zdorove/5-2-4-razmnozhenie-i-razvitie-organizma-cheloveka

Ваше здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: